Избирательная система
Существенно отличается от аналогичных государственно-правовых институтов. Особенности в КНР и какими актами регулируется?
Основные принципы закреплены в конституции.
Предусмотрено активное и пассивное избирательное право,
Защита и представительство национальных меньшинств
Подконтрольность депутатов органом которого их избрали или непосредственно избирателями
Одни органы избираются непосредственно населением, а другие косвенными выборами
Избирательная система регулируется в КНР законом о выборах в представительные органы и регулирует все сферы, процессы, начиная от выдвижения до конца. Он подробно регулирует норму представительства в местные органы, есть статья о выборах от национальных меньшинств, выдвижение кандидатов, контроль санкции в отношении нарушений на выборах.
Этот закон ещё дополняется в качестве самостоятельных актов такими как правила выборов депутатов народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и местное собрание народных представителей различных ступеней от уездных ступеней и выше. Эти правила непосредственно касаются воинских частей. Так как в КНР депутаты от армии избираются отдельно. Кроме того в отдельных административных районах (Сянь гань и ещё какой-то) действуют свои избирательные системы, которые отражают особенности.
Активным избирательным правом за исключением лиц лишенных политических прав обладают граждане достигшие 18 лет. Кроме того закон о выборах предусматривает увеличение представительства женщин, а также надлежащее число мест для реэмигрантов. Ещё на практике в особом порядке избирают депутатов от Тайваня (Китай считает его своей провинцией).
Сохранение некоторого неравенства в представительстве от различных территорий – имеется ввиду сельская и городская местность. Численность населения в сельской местности и представительство от сельских поселений должно быть больше чем от городского населения.
В КНР действуют как прямые выборы так и косвенные. Прямые выборы – это используется в волости и уезде. Все что выше это уже косвенные выборы.
Что касается выдвижения кандидатов, то закон хорошо это регламентирует. Кандидаты выдвигаются совместно или отдельно политическими партиями, общественными организациями и избирателями или депутатами численностью не менее 10. На практике большинство кандидатов в депутаты уездных и вышестоящих представителей выдвигаются согласованным списком единого фронта (ведущая роль КПК). Закон предусматривает, что число выдвинутых кандидатов должно несколько превышать число депутатских мест (От 1\3 до 2 раз).
Что касается выдвижения кандидатов от воинских частей, то здесь демократические партии которые сотрудничают с КПК не упоминаются. Они сами выдвигают кандидатов, эти депутаты выдвигаются собраниями военнослужащих.
В этих условиях борьба между политическими партиями не ведется.
Организация выборов и избирательного процесса – создаются комитеты, норма представительства устанавливается постоянными комитетами собраниями народных представителей соответствующих административно-территориальных президент.
Кроме того закон предусматривает обязательное выдвижение кандидатов от национальных меньшинств.
Что касается Гонконга то там тоже избираются депутаты в особом порядке как и в провинции Тайване.
Что касается численности китайского собрания народных представителей, то по последним данным их 2195 депутатов. Выдвигаемые кандидатуры предварительно обсуждаются. Если список выдвинутых кандидатов слишком велик, то проводится предварительное голосование и лишние отсеиваются. Голосование как правило личное.
Отзыв депутата.
Отозвать депутата может либо орган его избравший либо избиратели. Это положение подробно регулируется законом о выборах в представительный орган. Проводятся дополнительные выборы на освободившееся место.
Предложение об отзыве депутата выносится в период сессии и нуждается поддержки 1\10 депутатов. Если вне сессии то решает 1\5 постоянного комитета.
Что же касается от депутатов от Национально-освободительный армии КНР то он решается теми кто его выбирал.
Высшие государственные органы КНР
Представительный орган
– Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Что касается ВСНП то он осуществляет высшую верховную власть в стране. ВСНП избирается на 5 лет. Кандидатом или депутатом может быть гражданин, достигший 18летнего возраста. Вопрос о ВСНП невозможно рассматривать в отрыве от его важнейшего органа от постоянного комитета.
Даже законодательные полномочия разграничены между постоянным комитетом и ВСНП, хотя мы привыкли что законы издает только парламент.
Конституция КНР официально наделила постоянный комитет наряду с ВСНП правом осуществления законодательной деятельности. Сфера осуществления законодательной деятельности ограничена сферой законодательной деятельности ВСНП.
В КНР действует специальный закон о нормотворчестве. Он состоит из нескольких глав. Пример: 3 статья – правотворчество должно строиться на основных принципах конституции, центральное место должно принадлежать экономике, социалистический путь развития, демократическая диктатура народа, марксизма-ленинизма, идеи МАО, теории Дель Сяо Пина и открытости.
Глава вторая законы – говорит о компетенции органов принимающих законов, процедура принятия и так далее.
Сессия проходит ежегодно, как правило ей отводиться две недели в год. Остальное время работает постоянный комитет численность которого 130 депутатов. Исключительной компетенции в этом случае относяться:
Принятие законов в отношении отдбеных административных территорий
Изменение статуса отдбельных АТЕ
Плановое хозяйство
Социальное развитие
Бюджет
Кроме того к исключительным полномочиям относится следующее: избрание высших должностных лиц государства – председателя военного совета, председателя верховного народного суда, генерального прокурора, премьер-министра и некоторых других.
Все что касается других вопросов то огни решаются постоянным комитетом.
Есть председатель ВСНП, есть президиум собрания – это те кто сидит высоко на сцене, он избирается каждую сессию. Кроме того парламент формирует своеобразный орган которая называется делегация – это группа депутатов которая представляет тот или иной регион и имеет важное значение в деятельности ВСНП.
А что же нет фракций? Их незачем создавать. Все собрание как фракция.
Кроме того образуются такие органы как специальные комиссии. Комиссий почти с 10. Такие комиссии как:
Комиссия по делам национальностей
По внутренним делам юстиции
По законодательству
По делам зарубежных китайцев
По сельскому хозяйству и делам деревни
Комисси работают на протяжении всей работы избранного ВСНП, в период между сессиями ими руководит постоянный комитет. Комиссии состоят из депутатов, но могут встречаться и специалисты. Комиссии рассматривают законопроекты, расследуют некоторые вопросы. Комитет может создавать следственные комиссии для решения определенных вопросов.
Есть также секретариат. Что касается делегаций то делегация вправе рассматривать законопроекты, то етсь это та структура без которой может быть и не принят законопроект.
Кворум сессии – 2\3
Для принятия решения надо абсолютное большинство присутствующих.
Система или структура палат парламента чуть-чуть напоминает органы палат парламента.
В последнее время на сессии по важным вопросам растет число голосующих против. Если в былые времена все голосовали «за», то сейчас и голосуют «против».
Другим важным органом является постоянный комитет ВСНП который избирается эти собранием на 5 лет.
Избирается председатель, заместитель председателя, эта категория лиц не может находиться в этой должности более 2х сроков подряд. Эта норма была введена и для других высших должностных лиц КНР.
Большинство законодательных актов принимает постоянный комитет. Установлен кворум для проведения заседаний. В структуре постоянного комитета создается совет председателя (заместители и секретарь). В числе заместителей должны быть представители союзных с КПК партий и движений и обязательное представительство от наиболее крупных национальных меньшинств – некитайские национальности страны. Постоянный комитет вправе толковать конституцию и законы, так как нет специального органа конституционного контроля, он ратифицирует и денонсирует международные договоры, назначает и отзывает полномочных представителей в зарубежных государствах, контроль за работой правительства, назначение, смещение отдельных должностных лиц. Объявление войны, всеобщей воинской мобилизации и так далее. Иначе говоря, полномочия очень широкие, особенно в сфере нормотворческой деятельности.
- Конституции зарубежных стран
- Структура конституции
- Изменение конституции
- Виды конституций
- Где закрепляются нормы о конституционном контроле?
- Какие органы выступают в качестве органов конституционного контроля?
- Какие требования для комплектования?
- Каков срок деятельности конституционного контроля (Сколько можно быть судьей)?
- Субъекты права на обращение в органы конституционного контроля?
- Каковы функции органов конституционного контроля?
- Порядок и процедура рассмотрения споров
- Либеральная партия
- Клерикальная партия
- Партийная система
- Политические (государственные) режимы зарубежных стран
- Как определить характер политического (государственного) режима
- Как классифицировать политические режимы
- Политический режимы с точки зрения конституционного права
- Признаки авторитарного режима:
- Форма правления зарубежных стран.
- Парламентарная монархия
- Политико-территориальное устройство
- Другое государство – Датское королевство.
- Еще есть Франция.
- Страны с многочисленными автономными образованиями.
- Испания.
- Правовое положение областей:
- Различия автономии в Италии и Испании
- Великобритания.
- Федерации в зарубежных странах
- Признаки зарубежных федераций:
- Вопрос о некоторых проблемах в отдельных зарубежных федерациях
- Избирательная компания
- Голосования
- Избирательные округа
- Избирательные системы
- Пропорциональная избирательная система
- Парламент
- Как же формируется палаты парламентов?
- Привилегии депутатов:
- Должностные лица палат парламента
- Законодательный процесс
- Форы контроля парламента за деятельностью правительства
- Ответственность правительства
- Формирование
- В настоящее время являются ли местные органы государственными или не являются? – поразмышлять.
- Модели построения местных органов:
- Политические партии:
- Избирательная система и вопрос о прямой демократии:
- Система высших органов
- Глава государства
- Правительство
- Политические партии и партийная система Германии
- Выборы и референдум
- Высшие государственные органы
- Законодательный процесс парламента Германии
- Правительство фрг
- Форма государственного устройства Германии
- Основы конституционного строя Индии
- Правительство
- 62 Члена правительства из них 8 женщин.
- Положение штатов
- Основы конституционного строя кнр (Китайская народная республика)
- Избирательная система
- Председатель кнр
- Правительство
- Автономии кнр
- Политические партии
- Избирательное право
- Высшие органы государства
- Местные органы государства во Франции