logo
КПЗС

Высшие органы государства

Президент франции это центральная фигура в системе высших ОГВ. Избирается прямым путем. Для выдвижения должно быть 500 подписей, притом это представители парламента, советники и так далее. Что характерно то эти подписи должны быть поставлены не менее чем в 30 департаментах. Это число подписей составляет 1% избирательного корпуса. Избирательный залог – 2000 евро. В нижнюю палату – 200 евро. В верхнюю палату – 400 евро. Кандидатов на пост президента утверждает конституционный совет.

Закон предусматривает что должна идти избирательная компания на равных условия для всех кандидатов. Выборы президента производятся путем прямого тайного голосования по системе мажоритарной абсолютного большинства.

Президент обладает большими полномочиями в различных сферах, прежде всего в законодательной –

Сфера управления:

Внешняя политика:

Судебная власть

Статья 16 Конституции предоставляет ему исключительные полномочия на случай политического кризиса

Конституция предусматривает что акты президента должны быть скреплены подписями министра или премьер министра. Такому порядку не подлежат такие вопросы: осуществление права помилование, назначение трех членов конституционного совета, референдум и так далее.

Роль президента во Франции зависит и от политической фигуры.

Другим важным органом является ПАРЛАМЕНТ

Состоит из 2 палат

Нижняя – национальное собрание (национальная ассамблея)

Верхняя палата – Сенат

Нижняя палата избирается путем прямых выборов на условиях мажоритарной системы абсолютного большинства в двух турах.

Сенат – сейчас идет реформа выборов сената. Суть реформы заключается в том, что изменился срок пребывания сенаторов в должности – 6 лет. Обновление идет наполовину через каждые 3 года. Увеличилось число сенаторов в связи с расширением представительства от французских граждан проживающих за рубежом.

Избираются с 30 лет.

С 2007 года число сенаторов – 341. В 2010 должно быть 346 сенаторов.

В национальном собрании 500 это метрополии а 22 это представители заморских территорий и департаментов.

Выборы проводятся по департаментам. Департаменты делятся на две группы: А и В. Главное различие состоит в том что в тех департаментах от которых избираются 1-2 депутата выборы продятся по мажоритарной системе относительного большинства, в других проводятся по пропорциональной избирательной системе.

Структура палат парламента.

Прежде всего образуются фракции. В нижней палате надо 20 депутатов а верхней всего 14.

Есть председатели и заместители которые образуют бюро палат. Обычно формируются по пропорциональной системе от фракций.

Кроме того есть такой орган – конференция председателей. В эту конференцию входят председатель национального собрания, вице-председатель, председатель парламентских фракций и один представитель правительства, который вносит проекты законов правительства. Основная функция конференции председателй это разработка обсуэжение и утверждение повестки дня пленарного заседания. Безусловно важную роль играют комиссии. И в нижней и верхней палате создает по 6 постоянных специализированных комиссий, они ориентируются на сферу деятельности министерств. Кроме того могут создаваться временные комиссии.

Законопроекты, внесенные правительством имеют приоритет и должны рассматриваться вне очереди.

Право законодательной инициативы принадлежит – главе правительства и членам обеих палат парламента. Акты исходящие от правительства называются предпроекты законов а также предложение законов.

Каждый внесенный законопроект посылается на рассмотрение одной из постоянных комиссий.

Во французском парламенте комиссии пользовались славой как средством ограничения законодательной инициативы депутатов.

Рассмотрение законопроекта палата на две стадии:

В процессе обсуждение правительство может потребовать провести единое голосование по всему тексту закона сохранив лишь поправки предложенные или принятые правительством. Кроме того правительство может связать этот вопрос с вопросом о политической ответственности то есть поставить вопрос о доверии.

Если возникает законодательный челнок то создается согласительная комиссия по 7 представителей от каждой палаты. Ни одна поправка не может быть принята без согласия правительства. Если же согласительной комиссии не удается решить разногласие, то правительство может потребовать что бы все решило национальное собрание.

Институт регламентирующей власти.

Полномочия – принятие законов и их обсуждение, Вопросы импичмента, вопросы формирования высокой палаты правосудия и так далее, выносит порицание правительству но правительство может обратиться к президенту а президент распустить национальное собрание.

Формы контроля:

Правительство

Возглавляет его премьер министр – председатель правительства

Его назначает президент, и по предложению премьера назначаются другие

Существует два заседания правительства^

1. заседание совета министров

2. Заседание кабинета

Компетенция в конституция закрепляется в общем плане. Правительство определяет и проводит политику нации. Правительство отвечает за национальную оборону.

Акты президента должны быть скреплены подписью министра.

Декреты премьер министров нередко представляют собой нормативные акты правительства, особенно те которые в рамках регламентарной власти.

По конституции правительство ответственно перед национальным собранием путем резолюции порицание. Точно также и парламент может быть распущен если правительство может дать такое порицание.

Правительство во Франции обладает широкими полномочиями.

КОНСТИТУЦИОННЫЫЙ КОНТРОЛЬ ВО ФРАНЦИИ

Обсуждалась эта проблема ещё в 3 республике. Но так и не решилась.

В 4й республике был учрежден конституционный комитет но практически он не действовал. За 12 лет приняли одно решение.

В настоящее время специфика состоит в том что конституционность актов которые исходят от разных ОГВ рассматриваются различными учреждения – это конституционный совет и государственный совет.

Основные законы проверяется конституционным советом а нормативные акты проверяются государственным советом

На пост члена конституционного совета нельзя назначать депутата или сенатора. Запрещает у них частная деятельность

Конституционный совет располагает своим бюджетом.

Для него характерен – письменный характер деятельность и закрытость заседания, публикуются, но материалы дела не публикуют только решения.

Обращаться в конституционный суд может обращаться – премьер министр в отношении органических законов, президент республики при введении ЧП, префект департамента в отношении выборов и референдумов.

Чаще всего вопросы рассматриваются в факультативном порядке. Решения носят окончательный характер, должны исполняться.

Конституционный совет – независимый и у него есть право выносить решение в отношение законов до вступления их в силу.

Государственный совет очень загружен работой. Председатель совета является премьер министр. Постановления государственного совета аннулируют те акты которые не соответствуют конституции. Государственный совет дает консультации по ряду актов по запросу правительства президента и так далее и выступает как высший судебный орган.