Парламентарная монархия
Характерна для высокоразвитых стран. В Европе это ВБ, Испания, Люксембург, Дания и др.
Признаки парламентарной монархии:
Во главе государства стоит монарх, но власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере управления, то есть в сфере исполнительной власти.
Министров и правительства формально назначает монарх, но фактически они назначаются парламентом.
Правительство несет ответственность перед парламентом, и чтобы приступить к работе оно должно получить вотум доверия. Если выражается вотум недоверия, то есть два выхода:
Уйти в отставку
Обратиться к главе и попросить распустить парламент и назначить новые выборы.
Правительство должно быть угодно парламенту а не монарху
Институт контрасигнатуры – подпись против подписи. За акты изданные монархии ответственность несет премьер-министр или министр скрепивший подписью
Пример:
Великобритания. В этой стране сложились основные институты, основные принципы парламентарной монархии. Следует иметь ввиду что государственно-правовые институты здесь функционируют с некоторыми особенностями.
В условиях демократического государственного режима существует двухпартийная система, что означает, что кроме лейбористов и консерваторов никакая партия не может сформировать правительство. Избирательная система ВБ приспособлена к той системе
Роль монраха ничтожна мала. У монарха нет выбора и он назначает премьер-министром лидера победившей партии. Правительство не несет ответственность перед монархом.
Монарх в ВБ не обладает правом вето следовательно не может влиять на законодательный процесс.
В ВБ сложилась традиция, что монарх не может не утвердить законопроект.
Реально вотум недоверия правительству не выносится, практически. Это за всю историю было только 2 раза.
Примерно аналогичное положение занимает и император Японии. Не так давно ему было дано право выезжать за границу. Власть монарха тоже ограничена и связана с партийной системой. В Японии в качестве правящей партии действует одна – либерально-демократическая партия.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) – роль монарха более значительна чем в названных ранее странах. Нет партии которая преобладала бы и могла единолично сформировать правительство, как правило здесь коалиционное правительство. Выбирают форматора – ведет переговоры с партиями с тем, чтобы сформировать коалиционное правительство, обычно и стает главой правительства. Король имеет право отклонить ту или иную кандидатуру или посоветовать кого назначить.
Своеобразное положеие занимает монарх и в скандинавских странах. В большинстве своем социал-демократы раньше формировали единолично правительство. Сейчас ситуация несколько поменялось и сформировать единолично правительство они не могут. В этих странах совершенна незначительна роль монарха, особенно в Швеции и Норвегии. Король не может влиять на законодательную политику, потому как даже не подписывает акты принятые парламентом.
В большинстве случаев монархи остаются лишь символом единства нации.
Более существенные полномочия у монархов Малайзии и Таиланда.
Малайзия – парламентарная выборная монархия. Верховный правитель Малайзии. Малайзия федеративное государство. Делится на штаты и султанаты. Султаны каждые 5 лет избирают монарха.
В Таиланде был военные авторитаризм. Сейчас гражданская форма правления.
ОАЭ – это страна состоит из 7 эмиратов. И 7 эмиров собираются и избирают своим председателем на пятилетней срок одного из эмиров. В отличие от Малайзии здесь не очередность.
Своеобразная монархия существует и в ряде мусульманских стран, что связано с концепцией Халифата.
Для маленьких африканских стран характерно – создание совета племенных вождей.
Кроме того существует Вестминстерская монархия, где главой государства признается королева ВБ.
Надо ли сохранять монархию или нет? – количество монархий поубавилось, монархии пали в Греции, Румынии, Болгарии и так далее.
Вопросы об отмене монархи поднимался и в Бельгии и в ряде других стран.
В 70е годы были совершены государственные перевороты в ряде стран Азии (Иране, Ираке, Ливии) и в Африке (Эфиопии).
В Бразилии тоже поднимался этот вопрос и даже выносился на референдум, однако население не поддержало установить монархию.
В Австралии хотели своего президента, а не чтобы у них монарх был королева ВБ.
Республика
Законы издаются при обязательном участии парламента, управление осуществляется под контролем парламента. Политическое значение состоит в том что она несравненно больше способствуют политическому просвещению населению чем монархия. Высшие органы государства формируются либо непосредственно избирателями либо выборными органами. Каковы признаки республики:
Глава государства – президент. Избирается на определенный законом срок. Президент избирается различными способами.
Республика делится на:
Президентскую
Республиканскую
Президентская республика
Глава государства – президент, избираться может или прямыми выборами либо выборщиками. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется президентом без учета расстановки политических сил в парламенте. В этой связи президентские выборы являются в таких странах важнейшими выборами. Президент назначает министров как правило из представителей своей партии. Правительство формируется президентом и ответственность несет перед президентом. Тут нет должности премьер-министра, президент и глава государства и глава правительства, имеет решающий голос при принятии решения.
В некоторых странах где есть должность премьер-министра – это является административной должностью. В президентских республиках существует четкое разделение властей. Это проявляется в том, что президент не может распустить парламент, а парламент не может отправить в отставку министров. В отдельных странах можно выразить вотум недоверия премьер-министру. В отдельных странах (США) государственных секретарей, судей президент назначает с согласия верхней палаты. Для президентской республики характерно разделенное и совпадающее правление. Президентская республика сочетает принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов. Этой форме правления характерно:
Сосредоточение большинства важных полномочий в руках президента
Практическая независимость от законодательных органов исполнительной власти
Соединение в одном политическом институте полномочий главы государства и главы правительства.
Есть такое понятие «суперпрезидентская республика». Это понятие было характерно для многих стран Латинской Америки. Однако позиции президентов в этих странах за последнее время сильно ослабились. Это понятие было характерно и для стран тропической Африки в 80е годы, такие как Ганна, Гвинея, Заир и другие страны, здесь суперпрезиденство ещё объяснялось тем, что президент skyне только главой государства и главой правительства, но и лидером партии. В таких странах как Заир, Уганда – у власти фактически находились пожизненные президенты.
В последние годы произошло смягчение президентских республик, то есть произошло усиление роли парламентов и снижение влияния президентов, это характерно для Португалии, Финляндии.
В отдельных странах предусматривается ответственность министров перед парламентом. И считается что для таких республик присущи элементы парламентарных республик.
В некоторых странах сложились полупрезидентские республики. Примером является Франция.
Парламентарная республика
Признаки парламентарной республики:
Президент – выборное лицо.
Законодательная власть принадлежит парламенту
Правительство формируется парламентом
Президент назначает членов правительства которых предложил лидер правящей партии.
Ответственность правительства перед парламентом.
Глава государства не свободен в выборе премьер-министра.
Президент единолично назначает тех лиц, которые указаны в законе. В большинстве стран президент является чисто номинальной фигурой.
В последнее время очень заметно наблюдается одна характерная особенность присущая некоторым республикам зарубежных стран. Наблюдается в некоторых странах «семейная республика». Например, корейская народная доминиканская республика. Другая страна – Куба, Был Фидель Кастро, сейчас Рауль Кастро.
Мусульманское духовенство, в Иране имеется избранный президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства. Пост руководителя государства принадлежит духовному лицу.
- Конституции зарубежных стран
- Структура конституции
- Изменение конституции
- Виды конституций
- Где закрепляются нормы о конституционном контроле?
- Какие органы выступают в качестве органов конституционного контроля?
- Какие требования для комплектования?
- Каков срок деятельности конституционного контроля (Сколько можно быть судьей)?
- Субъекты права на обращение в органы конституционного контроля?
- Каковы функции органов конституционного контроля?
- Порядок и процедура рассмотрения споров
- Либеральная партия
- Клерикальная партия
- Партийная система
- Политические (государственные) режимы зарубежных стран
- Как определить характер политического (государственного) режима
- Как классифицировать политические режимы
- Политический режимы с точки зрения конституционного права
- Признаки авторитарного режима:
- Форма правления зарубежных стран.
- Парламентарная монархия
- Политико-территориальное устройство
- Другое государство – Датское королевство.
- Еще есть Франция.
- Страны с многочисленными автономными образованиями.
- Испания.
- Правовое положение областей:
- Различия автономии в Италии и Испании
- Великобритания.
- Федерации в зарубежных странах
- Признаки зарубежных федераций:
- Вопрос о некоторых проблемах в отдельных зарубежных федерациях
- Избирательная компания
- Голосования
- Избирательные округа
- Избирательные системы
- Пропорциональная избирательная система
- Парламент
- Как же формируется палаты парламентов?
- Привилегии депутатов:
- Должностные лица палат парламента
- Законодательный процесс
- Форы контроля парламента за деятельностью правительства
- Ответственность правительства
- Формирование
- В настоящее время являются ли местные органы государственными или не являются? – поразмышлять.
- Модели построения местных органов:
- Политические партии:
- Избирательная система и вопрос о прямой демократии:
- Система высших органов
- Глава государства
- Правительство
- Политические партии и партийная система Германии
- Выборы и референдум
- Высшие государственные органы
- Законодательный процесс парламента Германии
- Правительство фрг
- Форма государственного устройства Германии
- Основы конституционного строя Индии
- Правительство
- 62 Члена правительства из них 8 женщин.
- Положение штатов
- Основы конституционного строя кнр (Китайская народная республика)
- Избирательная система
- Председатель кнр
- Правительство
- Автономии кнр
- Политические партии
- Избирательное право
- Высшие органы государства
- Местные органы государства во Франции