Современная концепция правового государства
Правовое гос-во - тип государства последоваетльно воплощающего принципы контитуционализма, ограниченного в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем Правовое государство строится на основе следующих принципов: 1) реальное народовластие, т.е. народные массы имеют возможность реально контролировать и регулировать впасть; 2) верховенство права, т.е. государственная власть осуществляется правовыми методами с помощью нормативно-правовых актов; 3) Верховенство закона предполагает: а) закон обладает высшей юридической силой, т.е. все другие нормативно-правовые ты должны ему соответствовать и не противоречить; б) сам закон должен приниматься в том порядке, который определяется действующим законодательством; в) не должно быть деятелей, которые бы ставили себя перед законом. Закон обязателен для всех; г) сам закон должен быть гуманным, справедливым и правовым; 4) реальное разделение властей, взаимодействие между ветвями власти на принципе взаимных сдержек и противовесов, Приемы сдержек: вето президента на законопроект, право парламента преодолеть вето большинством, процедура отречения от власти: право президента распустить парламент; 5) Защита прав и свобод человека - это важнейшая задача государства; 6) Эффективные формы контроля за законностью деятельности органов государственной власти и управления; 7) наличие эффективной независимой системы. Предпосылки построения правового государства I. Наличие конституционного режима в стране; 2. Наличие всех форм собственности и здание для их функционирования одинаковых условий; 3. Высокий уровень общей и правовой культуры населения; 4. Наличие эффективных форм борьбы с преступностью; 5. Наличие высокого уровня экономического благосостояния. Социальная основа и необходимая предпосылка построения правового государства - гражданское общество - многообразие взаимоотношения юридически свободных и равноправных в своем социально-0полиьтическом выборе граждан непосредственно неконтролируемая гос-вом сфера жизни и деятельности индивидов. Становление правового государства и гражданского общества предполагает радикальные перемены в условиях и касетве жизни каждого человека, повышении его материального благосостояния и культурного уровня. |
З с и система сдержек и противовесов
64
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica). Разделение властей в субъектах Российской Федерации
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
- 8. Принципы права: понятие и виды
- Существуют следующие источники права:
- Юридическая доктрина как источник права:
- 13. Соотношение права и закона. Позитивистский и философский подходы
- 14 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 16 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
- 17 Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
- 18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
- 21. Понятие и виды систематизации законодательства
- 22 Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
- Материальное и процессуальное право
- Частное и публичное право
- 24 Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- 25 Понятие и виды правоотношений
- 25. 5. Понятие, структура и виды правоотношений
- 26 Объекты правоотношения
- 27 27. Субъекты правоотношения
- 28 28. Содержание правоотношения
- 29 9. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
- 31 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения
- 32 Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права
- 33 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий
- Разрешение коллизий сводится к установлению юридического приоритета, или к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
- 1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
- 2. Приоритет специальной нормы перед общей.
- 3. Приоритет нормы, принятой позднее.
- Глава 8. Толкование норм права 495
- 35 35. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты
- 39 Виды правонарушений
- 40 Понятие и принципы юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 44 44. Законность и правопорядок
- 2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:
- 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
- 47 47. Современные правовые системы: общая характеристика
- 49 Романо-германская правовая семья, или
- 50 50. Религиозные правовые системы
- 51. Позитивистский тип правопонимания
- 52. Философский тип правопонимания
- 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
- Политическая система общества
- 58 Формы государственного устройства: понятие, виды
- Механизм государства
- Классификация государственных органов
- Современная концепция правового государства
- 65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.