logo search
Лекции СГУ

Модели разработки государственной политики.

  • В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.

  • Модель “сверху - вниз”, когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

  • Модель “снизу - вверх”, при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.

  • Смешанная” модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

  • Существует несколько теоретических подходов к изучению государственной политики, позволяющих с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики. Все они дают определенную систему координат, которая необходима в качестве отправной точки для любого научного исследования деятельности органов государственной власти по выработке политической линии в данной общественной сфере. Основные из этих подходов представлены следующими школами.

  • 1. Институционапизм, рассматривает госполитику как результат деятельности государственных институтов (правительство, парламент, бюрократия, судебные органы и др.), использующих определенные административные процедуры.

  • 2. Концепция политического процесса представляет госполитику как результат политической деятельности, имеющей фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимация, выполнение, оценка и мониторинг) в процессе решения общественных проблем.

  • 3. Теория групп оценивает государственную политику как результат групповой борьбы, конфликта между различными группами в обществе и правительстве и поиска консенсуса по конкретным вопросам политики.

  • 4. Теория элиты рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.

  • 5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных технологий управления.

  • 6. Теория инкрементализма (постепенности) - государственная политика как последовательная и поэтапная деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел, т.е. небольшие вариации по изменению прошлого состояния.

  • 7. Теория игр - государственная политика как рациональный выбор в конкурентной борьбе двух наиболее влиятельных сторон в обществе или правительстве.

  • 8. Теория общественного выбора - государственная политика как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.

  • 9. Теория открытых систем - государственная политика как результат ответа политической системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды.

  • Государственная политика может разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях в зависимости от масштаба решаемой проблемы или охвата общественной сферы. Этот уровень определяет цели и стратегию политики, характер участвующих организаций и индивидов, методы осуществления и последствия. Обычно выделяют три уровня государственной политики:

  • • макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран;

  • • метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям;

  • • микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.

  • Важное значение имеет контекст государственной политики, и в первую очередь те многочисленные факторы внешней среды, которые влияют с различной степенью интенсивности на ее разработку и реализацию.

  • Во-первых, выделяют общую среду:

    • экономическую систему (производство, распределение, уровень инфляции, занятость, налоги и др.);

    • социальную систему (социальная структура, национально-этнические и религиозные группы, демографическая структура, ценности и нормы поведения и др.);

    • политико-правовую систему (разделение властей, структура политической власти, политическая культура, законодательство и др.);

    • технологическую систему (развитие науки и технологий, система управления инновациями, информационные технологии и др.).

    • •международную систему (внешняя политика, геополитическая ситуация, уровень сотрудничества или конфликтности с иностранными государствами и др.).

    • Каждый из этих компонентов имеет свои характеристики, среди которых наибольшее значение имеют степень сложности и уровень стабильности.

    • Во-вторых, это внешние факторы, которые могут напрямую воздействовать на государственную политику. Среди них выделяют:

    1. Политические факторы:

    • группы интересов и лоббистские организации;

    • политические партии;

    • средства массовой информации;

    • общественное мнение;

    • различные группы элит (финансовые, региональные)

    1. Институциональные факторы:

    • законодательные (представительные) органы власти;

    • органы исполнительной власти (федеральные, региональные, местные);

    • судебные и контрольные органы;

    1. экономические факторы:

    • экономические программы;

    • материальные и финансовые ресурсы;

    1. социальные факторы:

    • социальные ценности и нормы;

    • профессиональная этика и традиции;

    1. технологические факторы:

    • инновационные технологии;

    • распространение продуктов и услуг.

    • В-третьих, это внутренние факторы и силы, которые проявляются внутри государственных органов, непосредственно вовлеченых в процесс разработки и осуществления государственной политики.

    • Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

    • Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.

    • Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:

    • 1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;

    • 2) наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;

    • 3) эффективные организационные структуры;

    • 4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;

    • 5) развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики, в том числе:

    • • исполнительной и законодательной власти;

    • • центральной, региональной и местной властей; 3

    • • самих федеральных органов исполнительной власти; '

    • 6) мотивированный и квалифицированный персонал.

    • Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида.

    • В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.

    • Механизм разработки политики включает

    • выбор соответствующих приоритетов,

    • учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах,

    • предусматривает оценку затрат, выгод и рисков.

    • устанавливаются целевые ориентиры и ограничения.

      • показателях качества жизни (продолжительность жизни, состояние здоро­вья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализа­ция прав человека и др.)

      • уровня экономического развития,

      • экологического благополучия.

    • Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ в соответст­вии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обраща­ется к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о по­ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента РФ пар­ламенту России одновременно является посланием стране.

    • В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если проект послания за­ранее рассматривается политическими партиями и движениями в регионах, то его статус уточняется и в нем формулируется по­литика не только Президента РФ, но и всего государства.

    • Правительство РФ ежегодно заявляет о приоритетах про­мышленной и социальной политики.

    • Социально-экономическая политика Правительства РФ на­правлена

    • на повышение уровня жизни;

    • обеспечение прав и сво­бод граждан;

    • развитие науки и культуры,

    • сохранение природной среды;

    • упрочение экономических позиций страны в мире.

    • Основной целью является создание эффективная экономика, способ­ная динамично развиваться с помощью внутренних ресурсов и органичного включения в мирохозяйственные связи.

    • Социально-экономическая политика разрабатывается и реа­лизуется по следующим направлениям:

    • Реформирование экономики.

    1. совершенствование государст­венного регулирования экономики и управления государствен­ными предприятиями,

    2. поддержка предпринимательства и разви­тие рыночной инфраструктуры,

    3. демонополизация и формирова­ние конкурентной среды,

    4. развитие финансового рынка,

    5. укрепле­ние правоприменительной системы.

    • Финансовая и денежная политика.

    • Основным целевым ори­ентиром финансовой и денежной политики служит сокращение инфляции до 1% в месяц.

    • В области государственных финансов центральной проблемой является

    • снижение дефицита федераль­ного бюджета;

    • повышение эффективности налоговой системы, же­сткости государственных расходов;

    • сокращение государственного долга;

    • перестройка финансовых взаимоотношений с регионами.

    • Для контроля над инфляцией и финансовой стабилизации прово­дится денежно-кредитная политика, предусматривающая регулирование процентных ставок, предложения денег с учетом спроса, пресечение финансовых спе­куляций. Ценовая политика осуществляется по линии регулирова­ния соотношения цен на энергоносители, продукцию обрабаты­вающей промышленности и АПК, использования таможенного тарифа для регулирования соотношения между мировыми и внут­ренними ценами. Валютная политика направлена на поддержание стабильности рубля, его конвертируемости, борьбу с нелегальным вывозом валюты, долларизацией экономики.

    • Структурная политика направлена на создание высокоэф­фективной и конкурентоспособной экономики. Она включает перепрофилирование объективно нежизнеспособных производств и поддержку необходимых для народного хозяйства предприятий. В силу ограниченности финансовых ресурсов структурная поли­тика реализуется посредством разработки федеральных целевых программ с учетом обеспечения приоритетов.

    • Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, основными направления:

    • становятся космос,

    • авиастроение,

    • нефтегазодобыча,

    • дорожное строительство,

    • судостроение,

    • ВПК.

    • Инвестиции направляются на предотвращение спада произ­водства, увеличение рабочих мест, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции.

    • Аграрная политика предусматривает создание аграрного строя, базирующегося на равноправии форм собственности и хозяйствования. Это требует совершенствования государствен­ного регулирования и поддержки агропромышленного ком­плекса, включающей

    • применение гарантированных закупочных цен,

    • развития сельскохозяйственной кооперации,

    • формирова­ние системы кредитования и страхования, специальных фон­дов финансовой поддержки отечественных производителей на внутреннем рынке.

    • развертывание сеть оптовых рынков и аук­ционов сельскохозяйственной продукции.

    • Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государ­ства, в первую очередь слабозащищенных групп населения.

    • Региональная государственная политика предусматривает

    • содействие эффективной специализации регионов в едином эко­номическом пространстве

    • внедрение ме­ханизмов вертикального и горизонтального взаимодействия орга­нов управления,

    • участие в освоении новых территорий,

    • преодоление кризиса в депрессивных регио­нах, экономического и политического сепаратизма,

    • активное ре­гулирование миграции населения.

    • Политика в отношении СНГ и бывших республик СССР на­правлена на углубление интеграции, формирование единого эко­номического пространства.

    • восстановлению и поддержанию важных для России товаропотоков,

    • развитию производственной кооперации и пря­мых связей предприятий, к

    • оординации инвестиционной полити­ки,

    • последовательного устранения тарифных и штрафных огра­ничений в торговых отношениях, ускорению платежно-расчетных операций.

    • Внешнеэкономическая политика предусматривает

    • ускорение интеграции России в мировое хозяйство,

    • поддержку отечественных производителей посредством регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке,

    • привлечение внешнего финансирования на наилучших для страны условиях,

    • укрепление государственного контроля за внешнеторговыми и валютными операциями,

    • защиту интересов отечественных экспортеров на внешних рынках,

    • содействие международной кооперации пред­приятий Российской Федерации с иностранными фирмами.

    • Единая государственная политика, согласованная на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти получает концентри­рованное воплощение в законах Российской Федерации, других документах и нормативно-правовых актах, прогнозах и федераль­ных целевых программах, в международных договорах России.

    • Наиболее важные характеристики государственной политики, которыми она должна обладать в целом, сводятся к необходимости отвечать следующим показателям:

    • реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;

    • иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; *

    • быть эффективной и результативной;

    • пользоваться доверием населения.