logo search
raspechatat

Билет 55. Злоупотребление свободой массовой информации.

использование средств массовой информации в противоправных целях и формах. Законодательством закрепляется обязанность государства обеспечивать гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации. Агитация может проводиться за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата, за список кандидатов или против него, за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе вести агитацию законными методами и в допускаемых законом формах. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Законодательством также не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, для разжигания классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Законодательством устанавливается запрет на использование в теле-, видео-, кинопрограммах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

В случае злоупотребления свободой средств массовой информации зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательная комиссия, иные органы и организации, а также граждане вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов).

Конституция РФ Статья 29.2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Закон "О средствах массовой информации"

Статья 4.Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Не допускается использование установленных настоящим Законом прв журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. .

Статья 57. Освобождение от ответственности

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста

Статья 62. Возмещение морального вреда

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Билет56. Избирательное законодательство и предвыборная кампания.

Избирательное законодательство обширно по своему составу. Его можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующим законодательством. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления. Первая классификация (по уровню нормативного регулирования) представляется предпочтительней в рамках данной работы, поскольку она более проста для понимания, позволяет начертить целостную картину избирательного законодательства без ненужных повторов и избежать возможной ошибки у неискушенного в правовой материи читателя о наличии местного законодательства о выборах ( если следовать строго логике подразделения законодательства на законодательство о выборах в федеральные органы, органы субъектов федерации и органы местного самоуправления, может сложиться ошибочное мнение о наличии федерального избирательного законодательства, законодательства субъектов федерации и избирательного законодательства органов местного самоуправления, в то время как на самом деле выборы в органы местного самоуправления регулируются прежде всего законодательством субъектов федерации). Таким образом, подразделение избирательного законодательства на федеральное и субъектов федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления. В рамках данной работы нет возможности, да и необходимости, перечислить и охарактеризовать все нормативные акты, составляющие избирательное законодательство, а потому остановимся лишь на наиболее важных, знать которые должны не только юристы и люди, непосредственно связанные с организацией и проведением выборов, но и обычные граждане для понимания своих избирательных прав и роли в избирательном процессе. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.2. Компоненты избирательной системы:1. из­бирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право); в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу 2.избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов: подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей); выдвижение и регистрация кандидатов;  предвыборная агитация и финансирование выборов; голосование и подведение итогов выборов. 3. процедура отзы­ва депутатов.3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть: равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное; всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое; тайное – открытое; непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата); Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов.4.Типы избирательных систем:1) Мажоритарная система – победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).2) Пропорциональная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum .ит — поучение — документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам 1в и 2а)5. избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ: регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока; выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога; представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;  образование избирательных участков; начало предвыборной агитации; решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени; собственно, сами выборы.