Билет 55. Злоупотребление свободой массовой информации.
использование средств массовой информации в противоправных целях и формах. Законодательством закрепляется обязанность государства обеспечивать гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации. Агитация может проводиться за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата, за список кандидатов или против него, за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе вести агитацию законными методами и в допускаемых законом формах. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Законодательством также не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, для разжигания классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Законодательством устанавливается запрет на использование в теле-, видео-, кинопрограммах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.
В случае злоупотребления свободой средств массовой информации зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательная комиссия, иные органы и организации, а также граждане вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов).
Конституция РФ Статья 29.2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Закон "О средствах массовой информации"
Статья 4.Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
Не допускается использование установленных настоящим Законом прв журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. .
Статья 57. Освобождение от ответственности
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста
Статья 62. Возмещение морального вреда
Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.
Билет56. Избирательное законодательство и предвыборная кампания.
Избирательное законодательство обширно по своему составу. Его можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующим законодательством. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления. Первая классификация (по уровню нормативного регулирования) представляется предпочтительней в рамках данной работы, поскольку она более проста для понимания, позволяет начертить целостную картину избирательного законодательства без ненужных повторов и избежать возможной ошибки у неискушенного в правовой материи читателя о наличии местного законодательства о выборах ( если следовать строго логике подразделения законодательства на законодательство о выборах в федеральные органы, органы субъектов федерации и органы местного самоуправления, может сложиться ошибочное мнение о наличии федерального избирательного законодательства, законодательства субъектов федерации и избирательного законодательства органов местного самоуправления, в то время как на самом деле выборы в органы местного самоуправления регулируются прежде всего законодательством субъектов федерации). Таким образом, подразделение избирательного законодательства на федеральное и субъектов федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления. В рамках данной работы нет возможности, да и необходимости, перечислить и охарактеризовать все нормативные акты, составляющие избирательное законодательство, а потому остановимся лишь на наиболее важных, знать которые должны не только юристы и люди, непосредственно связанные с организацией и проведением выборов, но и обычные граждане для понимания своих избирательных прав и роли в избирательном процессе. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.2. Компоненты избирательной системы:1. избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право); в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу 2.избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов: подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация и финансирование выборов; голосование и подведение итогов выборов. 3. процедура отзыва депутатов.3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть: равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное; всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое; тайное – открытое; непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата); Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов.4.Типы избирательных систем:1) Мажоритарная система – победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).2) Пропорциональная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum .ит — поучение — документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам 1в и 2а)5. избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ: регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока; выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога; представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка; образование избирательных участков; начало предвыборной агитации; решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени; собственно, сами выборы.
- Билет 1 Информационное общество и единое информационное пространство
- Билет2.Аккредитация
- Билет 3 Позитивные и негативные последствия прогресса новых информационно-коммуникативных технологий (никт).
- Билет5.Особенности развития информационного общества в России.
- Билет8. Сми и единое информационное пространство
- Билет10. Обеспечение информационной безопасности в сфере сми
- Билет 11. Процесс глобализации и российские масс-медиа.
- Билет12. Формирование общественного мнения как продукта массового сознания.
- Билет13. Массово-информационное право: предмет регулирования. История становления в России.
- Билет14. Конституционные нормы, закрепляющие информационные правомочия граждан
- Билет15. Международно-правовое регулирование свободы массовой информации
- Билет16. Принцип публичности и правовой статус журналиста
- Билет17. Злоупотребление свободой массовой информации
- Билет18. Информация, доступ к которой не может быть ограничен
- Билет19. Защита права на доступ к информации
- Билет20.Ограничение свободы информации. Информация ограниченного доступа.
- Билет 21.Защита информации: нормы и ответственность.
- Билет23.Доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти.
- Билет24. Доступ к информации о работе органов предварительного следствия и суда
- Билет26.Информация, защищаемая фз «о государственной тайне».
- Билет27. Конфиденциальная информация и ее виды.
- Билет28.Сведения, составляющие профессиональную тайну.
- Билет29. Рекламная информация как вид массовой информации. Основы разграничения рекламной и журналистской информации.
- Билет30. Ненадлежащая реклама: понятие и виды.
- Билет31. Субъекты рекламной деятельности, их ответственность за нарушение Закона "о рекламе".
- Билет32. Нематериальные блага в сфере информационных отношений
- Билет33. Персональная информация. Тайна личной жизни и общественный интерес
- Билет34.Защита чести, достоинства и деловой репутации во внесудебной практике. Опровержение и ответ.
- Билет35. Гражданско-правовая защита чести и достоинства гражданина и деловой репутации юридического лица
- Билет36. Уголовно-правовая защита нематериальных благ личности
- Билет37. Репутационные риски и их защита правовыми способами
- Билет38.Диффамация
- Билет39. Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Билет42. Авторское право. Объекты авторского права. Произведения, не являющиеся объектом авторского права.
- Билет43. Права автора: имущественные и личные неимущественные. Использование произведений без согласия автора.
- Билет44.Авторский договор. Служебное произведение. Произведение как общественное достояние.
- Билет45. Информационное обеспечение выборов.
- Билет46,47. Избирательное законодательство и предвыборная кампания.
- Билет50. Правовые основы профессиональной деятельности в области связей с общественностью.
- Билет51. Корпоративная пресса как особый тип сми.
- Билет52. Этические нормы в российских сми.
- Билет53. Особенности современного медиамаркетинга.
- Билет54. Профессиональная этика и мораль в сми и со.
- Билет 55. Злоупотребление свободой массовой информации.
- Билет57. Средства массовой информации как объект права.
- Билет59. Информационная сфера как объект правового регулирования.
- Билет60. Информация как объект правоотношений.