Билет57. Средства массовой информации как объект права.
К какому же виду объектов права следует отнести СМИ? В соответствии со ст. 128 ГК РФ вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации. Но СМИ - это не сама информация, а форма ее периодического распространения. Вот почему СМИ следует рассматривать как объект права, сходный с другими объектами интеллектуальной собственности и сконструированный как юридическая фикция. В случае СМИ мы имеем дело именно с юридической фикцией, поскольку в реальности существует каждый отдельный экземпляр каждого отдельного номера газеты, но не существует газеты как некоего обобщенного объекта, объемлющего как все вышедшие ранее, так и все будущие номера этого периодического издания. Более того, все прошлые и будущие выпуски одной и той же газеты объединяются ни чем иным как названием данного СМИ. Постоянство названия особо подчеркивается в содержащихся в ст. 2 Закона о СМИ определениях понятий "периодическое печатное издание" и "радио- и телепрограмма". Отсюда вытекает связь СМИ как объекта права с таким самостоятельным объектом права, как средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых услуг или работ. Однако средство массовой информации не тождественно средству индивидуализации, т.е. своему названию, поскольку СМИ включает в себя весь тот объем исключительных прав, которые связаны с его содержанием, облеченным в определенную форму и являющимся результатом интеллектуальной деятельности редакции. Вот почему наиболее адекватным правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации. Отсюда следует, что содержащуюся в ст. 1 Закона о СМИ норму о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации следует понимать как владение, пользование и распоряжение исключительными правами на СМИ. Одновременно могут существовать и вещные права, например на имущество редакции. Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется помимо прочего в том, что исключительные права на него могут не быть связаны с правом собственности на организацию, осуществляющую выпуск СМИ, как на имущественный комплекс. Это особенно характерно для государственных печатных СМИ, среди которых достаточно распространена такая правовая схема, при которой, например, законодательное собрание является учредителем издания, а редакция, организованная в форме коммерческой организации, принадлежит как имущественный комплекс совершенно другому субъекту. Причем если редакция организована в форме предприятия, то в состав ее имущественного комплекса помимо прочего входят и ее продукция, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и ее продукцию.
Билет58. Злоупотребление правами журналиста. Основные формы злоупотребления правами журналиста. Законодательство о СМИ признает злоупотреблением такое использование профессиональных прав журналиста, которое имеет целью: а) сокрытие или фальсификацию общественно значимых сведений; б) распространение слухов под видом достоверных сообщений; в) сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
журналисту запрещено использовать свое право на распространение информации для того, чтобы опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. К злоупотреблению правами журналиста Закон о СМИ (ч. 2 ст. 59) приравнивает нарушение правил распространения материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (ст. 50), а также несоблюдение обязанностей журналиста (ст. 49).
Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
1. В данной статье перечисляются различные формы злоупотреблений правами журналистов, т.е. нарушение пределов осуществления журналистами прав, предусмотренных в ст.47 Закона о СМИ.
2. Рассмотрим первый способ злоупотребления.
Фальсифицировать - значит подделать, подменить чем-нибудь с целью выдать за подлинное, настоящее. Эта форма злоупотребления имела место в опубликованной в газете "Московский комсомолец" от 23 сентября 1996 г. статье "Волк и "Красная шапочка". В ней автор писал о том, что "людская молва" разнесла слух о том, что вырванная А.Г. Тулеевым из рук террориста маленькая девочка есть не что иное как сфабрикованное предвыборное шоу. Судебная палата по информационным спорам рассмотрела дело, связанное с этой публикацией, и в своем решении от 13 марта 1997 г. N 8(119) указала, что автор оспариваемого материала допустил злоупотребление правами журналиста в целях фальсификации общественно значимых сведений.
3. Следующий вид злоупотребления нарушает право граждан на получение достоверной информации. Закон не запрещает распространять слухи, но они не должны быть использованы под видом достоверной информации.
4. Третий вид злоупотребления - сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ.
5. Последний вид злоупотребления - один из самых распространенных. Во многих случаях информация распространяется с целью опорочить определенные категории граждан по национальной принадлежности, о чем свидетельствует информация, содержащаяся в книге "Антисемитизм, ксенофобия и религиозные преследования в российских регионах"*(25).
Так, в марте 2001 г. официальная газета Московской городской администрации опубликовала статью, в которой говорилось о преступных качествах людей в зависимости от их этнической принадлежности: "Выходцы из Грузии не имеют себе равных, когда речь идет об ограблении квартир. Азербайджанцы- лучшие торговцы наркотиками, тогда как среди гостей из Армении много мошенников. Ингуши и дагестанцы занимаются угоном автомобилей и грабежами"*(26). Но главные нападки совершаются на евреев. Как правило, антисемитские материалы имеют место в печатных СМИ, на телевидении их меньше. В каждом регионе России имеется большое количество антисемитских СМИ.
За этот вид злоупотребления установлена как уголовная, так и гражданская ответственность.
- Билет 1 Информационное общество и единое информационное пространство
- Билет2.Аккредитация
- Билет 3 Позитивные и негативные последствия прогресса новых информационно-коммуникативных технологий (никт).
- Билет5.Особенности развития информационного общества в России.
- Билет8. Сми и единое информационное пространство
- Билет10. Обеспечение информационной безопасности в сфере сми
- Билет 11. Процесс глобализации и российские масс-медиа.
- Билет12. Формирование общественного мнения как продукта массового сознания.
- Билет13. Массово-информационное право: предмет регулирования. История становления в России.
- Билет14. Конституционные нормы, закрепляющие информационные правомочия граждан
- Билет15. Международно-правовое регулирование свободы массовой информации
- Билет16. Принцип публичности и правовой статус журналиста
- Билет17. Злоупотребление свободой массовой информации
- Билет18. Информация, доступ к которой не может быть ограничен
- Билет19. Защита права на доступ к информации
- Билет20.Ограничение свободы информации. Информация ограниченного доступа.
- Билет 21.Защита информации: нормы и ответственность.
- Билет23.Доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти.
- Билет24. Доступ к информации о работе органов предварительного следствия и суда
- Билет26.Информация, защищаемая фз «о государственной тайне».
- Билет27. Конфиденциальная информация и ее виды.
- Билет28.Сведения, составляющие профессиональную тайну.
- Билет29. Рекламная информация как вид массовой информации. Основы разграничения рекламной и журналистской информации.
- Билет30. Ненадлежащая реклама: понятие и виды.
- Билет31. Субъекты рекламной деятельности, их ответственность за нарушение Закона "о рекламе".
- Билет32. Нематериальные блага в сфере информационных отношений
- Билет33. Персональная информация. Тайна личной жизни и общественный интерес
- Билет34.Защита чести, достоинства и деловой репутации во внесудебной практике. Опровержение и ответ.
- Билет35. Гражданско-правовая защита чести и достоинства гражданина и деловой репутации юридического лица
- Билет36. Уголовно-правовая защита нематериальных благ личности
- Билет37. Репутационные риски и их защита правовыми способами
- Билет38.Диффамация
- Билет39. Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности
- Билет42. Авторское право. Объекты авторского права. Произведения, не являющиеся объектом авторского права.
- Билет43. Права автора: имущественные и личные неимущественные. Использование произведений без согласия автора.
- Билет44.Авторский договор. Служебное произведение. Произведение как общественное достояние.
- Билет45. Информационное обеспечение выборов.
- Билет46,47. Избирательное законодательство и предвыборная кампания.
- Билет50. Правовые основы профессиональной деятельности в области связей с общественностью.
- Билет51. Корпоративная пресса как особый тип сми.
- Билет52. Этические нормы в российских сми.
- Билет53. Особенности современного медиамаркетинга.
- Билет54. Профессиональная этика и мораль в сми и со.
- Билет 55. Злоупотребление свободой массовой информации.
- Билет57. Средства массовой информации как объект права.
- Билет59. Информационная сфера как объект правового регулирования.
- Билет60. Информация как объект правоотношений.