logo
Деятельность органов местного самоуправления по благоустройству муниципального образования на примере города Новокузнецк

1.3 Законодательство в сфере благоустройства

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность по благоустройству территории городского округа, являются:

-Конституция Российской Федерации;

-Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

-Градостроительный кодекс;

- Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ;

- Земельный кодекс РФ

- указы Президента РФ;

- постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

- постановления главы администрации;

- Устав городского округа;

- иные муниципальные акты.

Рассмотрим далее положения основных нормативных актов, относящиеся к вопросам благоустройства территорий.

Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года гарантированы экологические права граждан РФ. В ст.42 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый из нас обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Градостроительный кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Кодекс определяет:

-компетенцию органов государственной и местной власти;

-права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности;

-роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории РФ;

-ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 12 следующим образом определяет санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений:

1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ проживания немаловажный нормативный документ в сфере благоустройства. А именно в ст. 41 «Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности» говорится о том, что:

1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства

3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Говоря о территории муниципального образования как об объекте благоустройства, необходимо отметить, что, несмотря на единое территориально-географическое пространство города, земли внутри него разделены на категории и принадлежат различным субъектам. Основу такого разграничения устанавливает Земельный кодекс РФ , который закрепляет основные понятия и субъекты права собственности на землю. Определяя, что собственниками земельных участков являются граждане и юридические лица, он также выделяет государственную и муниципальную собственность на землю. Таким образом, муниципальный земельный фонд определяется путем вычитания земель, право на которые принадлежит Российской Федерации, ее субъектам, физическим и юридическим лицам, из общей площади муниципального образования. Взаимоотношения, вытекающие из реализации собственниками права собственности, регулируются гражданским законодательством, в котором прямо указано, что собственник имущества несет бремя по содержанию своей собственности, в том числе и по содержанию принадлежащего ему земельного участка. Однако, несмотря на разнообразный по своему составу круг собственников земельных участков, в силу закона, обязанность по благоустройству территории муниципальных образований отнесена к компетенции органов местного самоуправления, которые принимают единые для всей территории правила благоустройства, исполнение которых возложено на всех владельцев (пользователей) земельных участков.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится:

- организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

- организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа и т.д.

Итак, правовое регулирование деятельности местного самоуправления по благоустройству муниципального образования осуществляется нормативными правовыми актами всех уровней законодательства. Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния и благоустроенности территорий, осуществляется за счет совместной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления путем реализации различных целевых программ.

2