logo
Деятельность органов местного самоуправления по благоустройству муниципального образования на примере города Новокузнецк

3.2 Нормативные документы, регулирующие порядок благоустройства г. Новокузнецка

Отраслевые органы администрации г. Новокузнецка, а именно УДКХиБ, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Комитет градостроительства и земельных ресурсов в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, в т.ч. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законодательством Кемеровской области, Уставом города Новокузнецка, иными муниципальными актами г. Новокузнецка и настоящим Положением

В целях повышения уровня безопасности, комфортности и эстетической привлекательности среды проживания населения на территории Новокузнецкого городского округа, в соответствии с Законом о местном самоуправлении, Постановлением администрации города Новокузнецка от 28.08.2013 N 133 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"Газета "Новокузнецк". 2014. N 26. администрацией г. Новокузнецка были приняты программа "Комплексное благоустройство Новокузнецкого городского округа", программа "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в границах Новокузнецкого городского округа, Правила благоустройства территории Новокузнецкого городского округа СПС «КонсультантПлюс».

Реализацию программ и правил осуществляют администрации районов города.

Указанные программы и правила приняты с целью повышения уровня комфортности условий проживания горожан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния, а также установления единого порядка содержания и уборки территории Новокузнецкого городского округа (далее также - город Новокузнецк, городской округ, город).Они регулируют общественные отношения и устанавливают единые требования в сфере проектирования и содержания объектов благоустройства, расположенных на территории города Новокузнецка, которые обязательны для исполнения всеми гражданами, их общественными объединениями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - физические и юридические лица), находящимися и (или) осуществляющими свою деятельность на территории города Новокузнецка.

Указанные документы также устанавливают требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организацию благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, и осуществление контроля за соблюдением настоящих Правил.

Выбор приоритетов программ определен в соответствии с Комплексной программой социально-экономического развития города Новокузнецка до 2025 годаГазета "Новокузнецк". 2012. N 31., стратегической целью которой в области экологии является улучшение состояния окружающей среды.

Стратегической целью программ и правил является улучшение состояния окружающей среды в границах Новокузнецкого городского округа, а так же содействует решению следующих задач:

- сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

- соблюдению требований муниципальных правовых актов в области охраны окружающей среды и благоустройства территории Новокузнецкого городского округа;

- повышению уровня экологической культуры населения, экологического образования и воспитания, обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды.

Указанными правилами и программами устанавливаются отношения, связанные:

- с уборкой, озеленением и содержанием территорий;

- организацией сбора вывоза и утилизации отходов;

- сезонной уборкой улиц, содержанием малых архитектурных форм, фасадов зданий и сооружений и пр.

Субъектный круг лиц, на которых направлено действие Правил, включает в себя собственников жилых и нежилых помещений; предприятий и организаций потребительского рынка предприятий, оказывающих населению услуги по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, специализированному обслуживанию.

Вопросы, связанные с правовыми последствиями для лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, регулируются соответствующими законами субъектов РФ. Контроль за соблюдением Правил и программ осуществляется:

1) должностными лицами органов администрации города, в том числе УДКХиБ, Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка, районных администраций, Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, Управления по транспорту и связи администрации города Новокузнецка, иными функциональными органами администрации города Новокузнецка в пределах своих полномочий, Комитет ЖКХ;

2) должностными лицами территориальных отделов полиции Управления МВД России по г. Новокузнецку;

3) иными органами и их должностными лицами в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и в соответствии с регламентами.

В рамках контроля за соблюдением настоящих Правил структурные подразделения администрации города выявляют факты нарушения программ и правил на территории города Новокузнецка; осуществляют сбор, подготовку и направление материалов в суд, в органы, должностным лицам, уполномоченным привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством; осуществляют иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами города Новокузнецка.

Таким образом, анализ программ и правил, принятых органами представительной власти г. Новокузнецка, по вопросам благоустройства позволяет сделать вывод, что ими устанавливается круг общественных отношений, связанных с содержанием территории, проектированием и размещением объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В случае неисполнения требований, нарушения запретов и ограничений, рассмотренными программами и правилами, граждане, должностные лица и юридические лица несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области.

3.2 Проблемы в сфере благоустройства г. Новокузнецка и пути их решения

В администрации Новокузнецка вопрос по благоустройству, озеленению, развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Новокузнецка является одним из основных. На одном из заседаний мэр города Новокузнецка С.Н. Кузнецов сказал: «У меня такое ощущение, что правила благоустройства города существуют сами по себе, а город «убивается» сам по себе». Тем самым можно сделать выводы, что в городе не мало проблем в сфере благоустройства.

Новокузнецк является городом с высокой негативной нагрузкой на все компоненты окружающей среды. Проведенные анализ состояния дел по благоустройству городского округа позволил определить следующие проблемы, препятствующие росту качества среды жизнедеятельности населения г. Новокузнецка:

- Экологическая ситуация усугубляется рядом объективных факторов: климатическими особенностями, повышенным уровнем фоновых значений содержания вредных веществ в окружающей природной среде, расположением на территории города хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики.

- Низкое качество дорог в городе из-за постоянного хронического недофинансирования их ремонта и низкая пропускная способность дорожного хозяйства, несоответствующая ежегодно увеличивающемуся потоку транспортных средств. Требуется значительное вложение средств на реконструкцию и проведение капитального ремонта дорог, тротуаров, дворовых территорий, озеленения, освещения;

- Строительство зданий офисов, магазинов, жилых домов, многочисленных кафе, что приводит к существенному снижению уровня озеленения города в целом.

- Высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры, требующий значительных затрат на ее капитально-восстановительный ремонт и модернизацию.

- Нехватка муниципального транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки в городе.

- Состояние сбора, утилизации, захоронения бытовых и промышленных отходов, освещение улиц города. Из-за низкого уровня сознательности населения и из-за чувства безответственности и безнаказанности промышленных предприятий растет количество несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов.

- Нехватка исторических мест, мест отдыха для жителей города Новокузнецка.

- Размещение снегоотвалов в зимнее время. С наступлением холодов в прокуратуру всегда поступают обращения от граждан по вопросу законности размещения снежных свалок. Порой неграмотное согласование муниципальными органами мест размещения снегоотвалов приводит к непредсказуемым последствиям, а в некоторых случаях и к созданию чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья людейНаумова Ю.И. Благоустройство населенных пунктов // Новокузнецк. № 5. 2010. .

Для развития благоустройства г. Новокузнецка можно выделить следующие предложения:

1. В связи с тем, что важнейшим направлением благоустройства является повышение качества строительства, усовершенствование сети автодорог, обеспечение их сохранности и улучшение технического состояния, предлагается шире использовать новейшие строительные технологии, высококачественные материалы и современную технику. Следует ввести в практику предварительную экспертизу технологий и материалов, которые собираются применять предприятия, выполняющие работы данного направления.

2. В целях улучшения экологической обстановки предлагается шире практиковать создание новых зон отдыха на месте ветхих и аварийных домов в застраиваемых территориях, усилить контроль за выполнением работ данного направления.

3. Должен стабильно функционировать экологический мониторинг - сеть непрерывных и однотипных наблюдений за состоянием и изменением воздушной и водной сферы по всей территории г. Новокузнецка.

4. В целях повышения качества выполнения работ в сфере благоустройства предлагается создать оптимальные условия для привлечение частного бизнеса в сферу благоустройства. Исполнителей работ выбирать на конкурсной основе. Усилить контроль за исполнением условий договоров, за качеством работ, финансированием выполнения договорных работ, организацией процедуры выбора наиболее эффективного подрядчика.

5. В связи с доказанной практикой эффективностью предлагается развивать практику проведения ежегодных городских выставок-конкурсов проектов благоустройства, демонстрирующих различные архитектурные решения благоустройства городских территорий.

6. Производить социологический опрос населения ( анкетирования, интервью и т.д.) по деятельности местного самоуправления в сфере благоустройства.

7. Для того чтобы у жителей городского округа развивалось бережное отношение к своим дворам целесообразно как можно больше населения привлекать к работам по благоустройству дворовых территорий. Для этого необходимо развивать институт старших по домам и подъездам, совершенствовать структуру управления многоквартирными домами.

Таким образом, можем прийти к выводу, что, в каждом муниципальном образование есть свои проблемы в сфере благоустройства. Решение данных проблем необходимо для повышение качества жизни населения. Для выявления отношения граждан к качеству работ по благоустройству, качеству состояния городской среды предлагается проводить регулярные (ежегодно) опросы общественного мнения. Показателем эффективности работы будут являться поступающие положительные отзывы от граждан, повышение качества жизни.