logo
лекции / 06- Методичка по проктике-МОГМУ_2011

7.1 Конструирование вопросов

В ходе обсуждения студентам приходится конструировать вопросы к докладчику. Опыт показывает, что многие студенты затрудняются или не могут составить вопрос. В этой деятельности студенту может помочь предлагаемая типология вопросов. Вопросы, задаваемые студентами, можно разбить на ряд типов:

Уточняющий вопрос задается на понимание сказанного, то есть устанавливается обратная связь относительно того, что сказал докладчик. Иногда вопросы этого типа задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Уточняющий вопрос может начинаться так:

Примеры уточняющих вопросов: Правильно ли я понял, что королева Великобритании является главой англиканской церкви? Президент США – это глава государства или глава правительства?

Простой вопрос – это вопрос формального уровня, который задается с целью получение фактологической информации. Например: В каком году была принята действующая Конституция Франции? Какая форма правления существует в США?

Оценивающий вопрос задается с целью выяснения отношения докладчика к предмету вопроса, или вынесения определенного суждения. Примером оценивающего вопроса может быть: Какова роль бундесканцлера в государственном управлении ФРГ?

Объясняющий вопрос требует от докладчика определенного анализа сложившейся ситуации, или собственной интерпретации вышесказанного. Объясняющий вопрос обычно начинается вопросительными словами: зачем? почему? Например: Почему в Великобритании до сих пор нет писаной конституции? Зачем в государственном управлении США существует должность вице-президента?

Практический вопрос направлен на установление связи теории и практики. Например: Какие элементы организации государственной службы Франции существуют также в российской практике? Объясните действие механизма конструктивного вотума недоверия, существующего в Германии? Чем отличается британский парламентаризм от немецкого?

Творческий вопрос требует от докладчика способности сделать предположение, прогноз, предугадать возможное развитие событий при гипотетическом изменении каких-либо факторов или исходных условий. Например: Что произойдет, если монарх Великобритании решит воспользоваться своими законными полномочиями в разрез сложившихся традиций? Как изменится государственное управление стран Европейского союза с принятием единой европейской Конституции?

Степень сложности вопросов возрастает от уточняющего типа к творческому.