7.1 Конструирование вопросов
В ходе обсуждения студентам приходится конструировать вопросы к докладчику. Опыт показывает, что многие студенты затрудняются или не могут составить вопрос. В этой деятельности студенту может помочь предлагаемая типология вопросов. Вопросы, задаваемые студентами, можно разбить на ряд типов:
уточняющий вопрос;
простой вопрос;
оценивающий вопрос;
объясняющий вопрос;
практический вопрос;
творческий вопрос.
Уточняющий вопрос задается на понимание сказанного, то есть устанавливается обратная связь относительно того, что сказал докладчик. Иногда вопросы этого типа задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Уточняющий вопрос может начинаться так:
насколько я понял, …;
правильно ли я понял, что…;
то есть, Вы говорите, что…;
можно я скажу, как я это понял, а Вы уточните.
Примеры уточняющих вопросов: Правильно ли я понял, что королева Великобритании является главой англиканской церкви? Президент США – это глава государства или глава правительства?
Простой вопрос – это вопрос формального уровня, который задается с целью получение фактологической информации. Например: В каком году была принята действующая Конституция Франции? Какая форма правления существует в США?
Оценивающий вопрос задается с целью выяснения отношения докладчика к предмету вопроса, или вынесения определенного суждения. Примером оценивающего вопроса может быть: Какова роль бундесканцлера в государственном управлении ФРГ?
Объясняющий вопрос требует от докладчика определенного анализа сложившейся ситуации, или собственной интерпретации вышесказанного. Объясняющий вопрос обычно начинается вопросительными словами: зачем? почему? Например: Почему в Великобритании до сих пор нет писаной конституции? Зачем в государственном управлении США существует должность вице-президента?
Практический вопрос направлен на установление связи теории и практики. Например: Какие элементы организации государственной службы Франции существуют также в российской практике? Объясните действие механизма конструктивного вотума недоверия, существующего в Германии? Чем отличается британский парламентаризм от немецкого?
Творческий вопрос требует от докладчика способности сделать предположение, прогноз, предугадать возможное развитие событий при гипотетическом изменении каких-либо факторов или исходных условий. Например: Что произойдет, если монарх Великобритании решит воспользоваться своими законными полномочиями в разрез сложившихся традиций? Как изменится государственное управление стран Европейского союза с принятием единой европейской Конституции?
Степень сложности вопросов возрастает от уточняющего типа к творческому.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Введение
- 1. Цели практических занятий
- 2. Форма практических занятий
- 3. Темы практических занятий и тематика докладов
- Тема 1. Государственное управление в сша
- Тема 2. Государственное управление в Великобритании
- Тема 3. Государственное управление во Франции
- Тема 4. Государственное управление в Германии
- Тема 5. Зарубежный опыт государственного управления в отдельных странах (по выбору студентов)
- Тема 6. Зарубежный опыт муниципального управления и местного самоуправления в отдельных странах (по выбору студентов)
- Тема 7. Европейская хартия местного самоуправления
- 4. Требования к докладу
- 5. Оценка доклада
- 6. Состав и порядок формирования экспертных и рабочих групп
- 7. Формы активизации учебной деятельности
- 7.1 Конструирование вопросов
- 7.2 Синквейн
- 7.3 Эссе
- Приложение а
- Приложение б