7.3 Эссе
Эссе (от франц. «essai» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем этого жанра считается Мишель Монтень.
Для написания эссе нет четких правил. Оно пишется в свободной форме, часто от первого лица. Основное требование, чтобы эссе носило личностную окраску, выражало мнение автора, его отношение к предмету сочинения.
Студентам предлагается написать за десять минут краткое эссе по теме одного из докладов. Объем сочинения должен быть не более одной страницы. Ниже приведены несколько примеров студенческих эссе.
Эссе о государственном управлении США. Соединенные Штаты – одна из ведущих стран мира. Рассмотрим ее государственное управление. В Конституции проведено последовательное разделение властей между тремя ветвями государственной власти: Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Каждому из них предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Согласно Конституции вся исполнительная власть принадлежит президенту. Он руководит и осуществляет полный контроль за деятельностью системы органов федерального управления. Но один президент руководить всей страной не может. Существует механизм в виде президентского кабинета. Хотя этот орган не предусмотрен ни Конституцией, ни законодательством, он играет важную роль в организации федерального управления. Конгресс США – высший представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: палаты представителей и Сената. Фактические отношения между тремя основными органами государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом – постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным.
Эссе о монархии Великобритании. Британская монархия перестала быть достоянием одной только Британии. Это одна из данностей Европы, а может быть и мира. Она такое же органичное культурно-социальное наследие человечества, как египетские пирамиды, как оставление записок в Стене Плача, как бонсай и чайная церемония, как горловой напев калмыков, как Декларация независимости, как открытие Америки… Она есть, и без нее в данный момент и в обозримом будущем не будет и самой Британии. Именно поэтому большинство и британцев и иностранцев скептически относятся к любой попытке переменить строй в старой доброй Англии. Закат монархии будет означать закат Соединенного Королевства, а может быть и закат всей Европы.
Эссе «Случай в зоопарке». Когда это началось, никто не знает, но так повелось, что в борьбе за власть в зоопарке соперничают между собой Слон и Осел. В последний раз звери отдали предпочтение Слону и проголосовали за него. Слон был, безусловно, рад и на радостях поставил во главе зоопарка Мартышку. Чем он думал? А Мартышка кривлялась, размахивала руками и громко кричала. В общем, звери получили, что хотели. Все вроде бы ничего, но Мартышке не жилось спокойно, и она объявила войну. Слону пришлось не сладко с такой главой зоопарка, так как закон был нарушен, и звери остались недовольны. Но Мартышке наплавать, Мартышка хочет воевать. Всем Мартышка надоела, чем и воспользовался Осел и врезал Слону по хоботу копытом. Посмотрим, чем все это кончится.
В конце каждого практического занятия студентам предлагается сочинить один синквейн и эссе по тематике представленных докладов. Если на занятии не хватает времени, то это задание можно вынести на внеаудиторную самостоятельную работу студентов. В начале следующего практического занятия, или на лекционном занятии несколько студентов зачитывают свои сочинения. Перед зачетом каждый студент группы должен сдать преподавателю правильно оформленный отчет о самостоятельной работе, в котором содержится все сочиненные им синквейны и эссе.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Введение
- 1. Цели практических занятий
- 2. Форма практических занятий
- 3. Темы практических занятий и тематика докладов
- Тема 1. Государственное управление в сша
- Тема 2. Государственное управление в Великобритании
- Тема 3. Государственное управление во Франции
- Тема 4. Государственное управление в Германии
- Тема 5. Зарубежный опыт государственного управления в отдельных странах (по выбору студентов)
- Тема 6. Зарубежный опыт муниципального управления и местного самоуправления в отдельных странах (по выбору студентов)
- Тема 7. Европейская хартия местного самоуправления
- 4. Требования к докладу
- 5. Оценка доклада
- 6. Состав и порядок формирования экспертных и рабочих групп
- 7. Формы активизации учебной деятельности
- 7.1 Конструирование вопросов
- 7.2 Синквейн
- 7.3 Эссе
- Приложение а
- Приложение б