Методические рекомендации по подготовке к семинару
Знание принципов уголовного процесса, как и любого другого вида деятельности, имеет большое значение, поскольку позволяет в целом ориентироваться в природе уголовно-процессуальной деятельности.
При изучении первого вопроса, как и при изучении первой темы, можно столкнуться с тем, что понятие «принцип» и «системы принципов», в зависимости от источника, различаются. Важно вычленить из определений и уяснить для себя основные признаки, раскрывающие суть принципов уголовного процесса.
Необходимо также помнить, что принцип всегда регулирует соотношение двух групп правовых норм, находящихся в состоянии конкуренции. При этом одна из них - доминирующая, представляет собой основное, ведущее начало, определяет главное содержание и название принципа. Вторая система норм выступает как исключение из общего правила. Поэтому можно сказать, что всякий принцип – это правило с исключениями.
На примере отдельных статей УПК следует проследить взаимосвязь и соотношение принципов с другими нормами. Рекомендуется обратиться к ст. 15 и 244 УПК, ст. 12 и п. 10 ст. 5 УПК, ст. 10 и 92, 108 УПК.
Уясняя систему принципов, следует остановиться на вопросах о возможности отнесения к принципам тех положений, которые не вошли в содержание гл. 2 УПК, о том, действуют ли все принципы во всех без исключения стадиях.
В рамках подготовки необходимо рассмотреть и различные классификации принципов, приведенные в юридической литературе, определить, какие их принципов нашли свое отражение в Конституции РФ.
При подготовке второго вопроса необходимо в отношении каждого принципа, помимо его определения, уяснить нормативную основу, его значение для уголовного судопроизводства, возможные последствия несоблюдения, проследить развитие принципа в других нормах УПК.
Принцип разумного срока уголовного судопроизводства включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора. При определении разумного срока учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.
Следует учитывать, что частично содержание принципа законности рассматривалось при изучении второй темы. Прежде всего обратите внимание на общеправовое содержание данного принципа. Применительно к положениям ч. 3, 4 ст. 7 УПК, следует уяснить установленные Конституцией и УПК последствия нарушения закона, как для допустимости доказательств, так и для легитимности действий и решений, не связанных с доказыванием (проследить такие последствия можно на примере ст. 88, 94, 221, 237 УПК).
Рассматривая содержание принципа осуществления правосудия только судом, следует обратить внимание на проблему соотношения полномочий суда по признанию виновным и полномочий следователей и дознавателей по прекращению уголовных дел по «нереабилитирующим» основаниям (п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 25 УПК и др.). Кроме того, необходимо учитывать, что к исключительной компетенции суда относится не только признание виновным и назначение наказания, но и применение предусмотренных уголовных законом мер медицинского характера и воспитательного воздействия.
При изучении содержания принципа уважения чести и достоинства личности следует обратить внимание на содержание понятий насилие, пытка (в т.ч. установленное Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.). Рекомендуется так же найти конкретные проявления этого принципа в ст. 179, 181,182, 184, 202, 241 УПК РФ.
Попытайтесь самостоятельно разобраться в отличиях между запрещенным в уголовном процессе насилием и совершением процессуальных действий помимо воли и желания лица, например, проводимые принудительно освидетельствование (ст. 179 УПК), личный обыск (ст. 184 УПК), отобрание образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК) и др.
При изучении содержания принципа неприкосновенности личности обратите внимание на содержание понятия «неприкосновенность личности», на способы, цели и условия ее ограничения в уголовном процессе.
При изучении содержания принципа охраны прав и свобод человека и гражданина обратите внимание на то, что меры безопасности, о которых идет речь в ч. 3 ст. 11 УПК принято именовать процессуальными, т.к. они установлены кодексом. Ознакомившись с содержанием ст. 166, 186, 193, 241, 278 УПК составьте перечень этих мер. Кроме того, ознакомьтесь с содержанием ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации № 34. Ст. 3534) и дополните ранее составленный перечень непроцессуальными мерами безопасности.
При изучении содержания принципа неприкосновенности жилища учитывайте, что понятие жилища сформулировано в п. 10 ст. 5 УПК и уточняется в определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. № 166-О (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 6).
Следует иметь в виду, что во всех случаях ограничение неприкосновенности жилища является средством к обнаружению и проверке доказательств. В то же время, установленный УПК порядок распространяется на случаи проникновения в жилище для осуществления следственных процессуальных действий, при производстве по уголовному делу. Следовательно, проникновение в жилище для производства оперативно-розыскных действий, задержания преступника, обезвреживания террористов и т.д. регулируется иными законодательными актами, и правила УПК на подобные случаи не распространяется.
Так же следует продумать ответ на вопрос о действии принципа в случаях производства в жилище действий, не предусмотренных ст. 12 УПК (например, проверка показаний на месте, следственный эксперимент).
При изучении содержания принципа тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений следует учитывать, что контроль почтово-телеграфных отправлений и переговоров предусмотрены одновременно как следственные действия (ст. 185, 186 УПК) и оперативно-розыскные мероприятия. Подумайте над вопросом: по каким признакам отличаются одноименные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия?
Рассматривая принцип презумпции невиновности, необходимо обратить внимание на понятие презумпции как правовой категории, на установленную в ст. 49 Конституции РФ «формулу» презумпции невиновности и правила, из нее вытекающие. Подумайте над вопросами: что является фактическим и юридическим основанием признания виновным и как они взаимосвязаны; действует ли презумпция невиновности в стадии исполнения приговора и в исключительных стадиях уголовного процесса?
Рекомендуется так же обратить внимание на содержание данного принципа, отраженною в международных правовых актах (п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; п. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 принципа 36 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме).
При изучении принципа состязательности важно обратить внимание на его развитие в уголовно-процессуальном законодательстве. Принцип состязательности в соответствии с идеями судебно-правовой реформы внес существенные коррективы в форму уголовного судопроизводства. Если до последнего времени принцип состязательности в определенной степени находил реализацию лишь в судебном разбирательстве, то теперь он провозглашен применительно ко всему уголовному судопроизводству.
Уяснение содержания принципа невозможно без возвращения к ранее изученному вопросу о понятии и содержании уголовно-процессуальных функций (тема № 1).
Изучая принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, необходимо помнить, что содержание данного принципа заключается не только в предоставлении подозреваемому и обвиняемому защитника. Реализация права на защиту возможна и другими средствами: возможностью представлять доказательства, заявлять ходатайства о проведении следственных действий, направленных на обнаружение доказательств оправдывающего характера, и т.д.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Введение
- Тематический план
- Основная литература ко всем темам Законы и комментарии
- Учебники и учебные пособия
- Общие методические рекомендации по подготовке к занятиям
- Тема 1. Понятие, назначение и система уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальное законодательство. Семинар 1 - 2 часа план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендуемая литература:
- Семинар 2 - 2 часа план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендуемая литература:
- Задача 5
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендуемая литература: Основная:
- Дополнительная:
- Задачи Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Тема 3. Участники уголовного судопроизводства. Семинар- 6 часов план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендуемая литература:
- Задачи Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Тема 4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе Семинар 4 часов план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендуемая литература:
- Задачи Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Тема 5. Меры процессуального принуждения. Семинар 4 часа план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендуемая литература: Основная:
- Дополнительная:
- Задачи Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Тема 6. Иные положения общей части уголовного процесса. Семинар - 2 часа: план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендуемая литература: Основная:
- Дополнительная:
- Задачи Задача № 1
- Задача № 2
- Задача № 3
- Задача № 4
- Задача № 5
- Задача 6
- Тема 7. Возбуждение уголовного дела.
- Семинар 4 часа план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Задача 6
- Рекомендуемая литература:
- Тема 8. Стадия предварительного расследования .Общие условия предварительного расследования
- Семинар - 4 часа план
- Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:
- Методические рекомендации по подготовке к семинару
- Задачи Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 5
- Рекомендуемая литература:
- Тема 9. Производство следственных действий.
- Задачи Задача 1
- Задача 2
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Рекомендуемая литература:
- Уголовный процесс (общая часть) Учебно-методическое пособие