logo
Уголовный процесс - Метадичка

Методические рекомендации по подготовке к семинару

При изучении первого вопроса следует учитывать, что понятие уголовного процесса является дискуссионным и в учебной литературе можно встретить множество его определений. Термин «уголовный процесс» можно встретить в УПК, однако в ст.5 он не раскрывается в качестве основного понятия. Рекомендуется выписать в тетрадь три-четыре определения, данные в учебниках разных авторов, и сравнить их, выделив общие признаки и отличия.

Практически все ученые включают в понятие «уголовный процесс» деятельность уполномоченных органов и должностных лиц. Поэтому, анализируя данное понятие, обратите внимание на разное его значение для достижения задач уголовного процесса, деятельности органов предварительного расследования и суда. Ответьте на вопрос: кто является главным субъектом уголовно-процессуальной деятельности и почему?

При подготовке и ответе на вопрос рекомендуется так же обратить внимание на соотношение уголовно-процессуальной и административной деятельности, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, которое удобнее проводить по линиям сходства и отличия этих разновидностей государственной деятельности.

Анализируя соотношение понятий «уголовный процесс», «правосудие», «уголовное судопроизводство», «уголовное преследование», следует обратиться к ст. 118 Конституции РФ (в ней раскрывается понятие правосудия) п.п. 55, 56 ст. 5 УПК (раскрываются понятия «уголовное судопроизводство» и «уголовное преследование»). Необходимо разобраться, какие отличия и сходства есть в этих понятиях, какие из них шире или уже по содержанию и чем.

Одним из признаков уголовно-процессуальной деятельности является форма ее осуществления – только в рамках уголовно-процессуальных отношений. С привлечением ранее полученных знаний теории права о правоотношениях необходимо уяснить понятие, содержание, специфику и состав уголовно-процессуальных отношений.

При изучении второго вопроса необходимо, прежде всего, проанализировать положения ст. 6 УПК, обратив особое внимание на соотношение ч. 1 и ч. 2 ст. 6 УПК. Следует учитывать, что в юридической литературе положения ч. 2 ст. 6 УПК рассматриваются по-разному: либо как продолжение перечня задач, сформулированного в ч. 1 ст. 6 УПК, либо как способы достижения задач, обозначенных в ней. Определитесь, какая из точек зрения, на ваш взгляд, более предпочтительна, и попытайтесь ее аргументировать.

Наиболее полный ответ на вопрос предполагает сравнительный анализ задач уголовного права и уголовного процесса. Сравните постановку задач в ст. 2 УК1 и ст. 6 УПК, сделайте выводы. Кроме того, рекомендуется проследить трансформацию задач уголовного процесса от УПК РСФСР к УПК РФ, для этого необходимо провести сравнительный анализ ст. 2 УПК РСФСР2 и ст. 6 УПК РФ.

Дополнительным вопросом, который следует подготовить для обсуждения на семинаре, является соотношение категорий «задачи» отрасли права и ее «принципы» (с учетом того, что ст. 6 УПК помещена в главу «Принципы уголовного судопроизводства»).

При изучении третьего вопроса, помимо уяснения понятия стадии уголовного процесса, основных, характеризующих стадию признаков и перечня стадий, важно обратить внимание и на значение для судопроизводства разделения его на стадии. Раскрывая классификации стадий, определитесь с ответом на вопрос: в чем проявляется исключительность стадий кассационного и надзорного производства, а также производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?

При изучении четвертого вопроса необходимо учитывать, что в теории уголовного процесса существует понимание процессуальной формы в «узком» смысле этого слова (порядок производства отдельных следственных, процессуальных действий, порядок их оформления; порядок принятия и оформления процессуальных решений по делу) и в «широком» смысле (порядок построения уголовного процесса и прохождения уголовного дела от начальной его стадии и до исполнения приговора; порядок и формы досудебного производства, производства по делу в суде).

Соблюдение формы - одно из условий законности производства по уголовному делу. При подготовке к ответу попытайтесь сформулировать ответы на вопросы: для чего необходима процессуальная форма и каковы последствия ее нарушения?

Далее необходимо учитывать, что уголовно-процессуальными функциями принято считать основные направления уголовно-процессуальной деятельности. Единого мнения о количестве таких функций не существует и в учебной литературе можно столкнуться с различным их перечнем. На наш взгляд, изучая данный вопрос, можно остановиться на рассмотрении трех общепризнанных функций: обвинения, защиты, разрешения дела (на основе принципа состязательности).