30.Сущность, цели, функции, средства внешней политики. Внешнеполитические приоритеты рб.
Внешняя политика – действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики.
Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: – повышение материального и духовного уровня жизни населения, укрепление экономического и политического могущества государства; – обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; – недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; – повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.
Функции внешней политики: - охранительная. Она связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства. – Информационно-представительская функция означает создание положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эта функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров. Организаторская функция внешней политики заключаются в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики. Регулирующая функция внешней политики необходима для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности общества: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны, как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. Помимо указанной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.). Внешняя политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.
РБ с декабря 1991 г. выступает на международной арене как самостоятельный субъект МО и внешней политики. Внешняя политика РБ базир-ся на солидарной договорно-правовой базе и характер-ся многовекторностью. Ее приоритетными направлениями стали: 1) укрепление гос. суверенитета и независ-ти республики; 2) обеспечение нац. безопасности гос-ва; 3) защита прав и интересов граждан за рубежом; 4) сотрудничество с гос-вами СНГ; 5) налаживание добрососедских отнош. с соседними странами; 6) обеспечение эколог. безопасности; 7) мобилизация междунар. усилий на осуществл. комплексных программ и проектов по минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
РБ признана 159 государствами мира, со 142 из них установлены дипломат. отнош. Беларусь представлена в 37 универсальных и 11 региональных междунар. организациях, заключила более 900 двусторонних межгос. и межправит. договоров, также явл-ся полномочным членом ООН, Движения неприсоединения, Центрально-Европейской инициативы, Межпарламентской ассамблеи стран СНГ и Межпарламентской ассамблеи Евразийского эк-кого сообщ-ва.
Находясь в центре Европы, республика намерена принимать активное участие в общеевроп. интеграционных процессах. Нац. собрание Беларуси получило статус ассоциированного члена в Парламентской ассамблее ОБСЕ, а республика – статус наблюдателя (специально приглашённой страны) в ПА Совета Европы. Страна заключила рамочное соглашение о сотрудничестве с ЕС. Республика стремится к комплексному развитию взаимоотношений со всеми гос-вами – членами ЕС. В рамках многовекторности особые отношения Беларусь строит с Россией. 21 февраля 1995г. между Россией и Беларусью был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, а 8 декабря 1999г. – о создании Союзного гос-ва. Дальнейшее единение братских народов признано возможным лишь на основе сохранения независимости, суверенитета, территор. целостности, основных атрибутов гос. власти России и Беларуси, их сам-ного присутствия на междунар. арене.
РБ ведет активную внешнюю политику, направленную на всестороннее сотрудничество и мобилизацию междунар. поддержки в решении чернобыльской проблемы. Беларусь имеет торговые отношения со 159 странами. Гл. партнеры: РФ, Украина, Германия, Великобритания, Литва, Польша, Китай, Италия и др
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук.
- 5.Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии её эффективности.
- 6.Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
- 7.Понятие и структура политической системы. Типология политических систем.
- 10.Формы государственного устройства и государственного правления.
- 11.Понятие и отличительные признаки правового государства. Основные принципы организации гражданского общества.
- 12.Понятие государственной политики и государственного управления. Система государственного управления рб.
- 13.Глава государства. Полномочия главы государства в рб.
- 14.Исполнительная власть в рб. Бюрократия и бюрократизм.
- 15.Законодательная власть: принципы организации и функционирования. Законодательная власть в рб
- 17.Партия как политический институт. Типология политических партий и партийных систем.
- 19.Политических процесс, его структура, стадии, основные характеристики.
- 22.Политическое участие, его типы. Причины неучастия граждан в политической жизни.
- 23.Политические конфликты и кризисы: типология, причины, способы разрешения.
- 30.Сущность, цели, функции, средства внешней политики. Внешнеполитические приоритеты рб.
- 31.Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания различными социально-философскими школами.
- 32.Сущность, функции и уровни политической идеологии.
- 39.Радикальные идеологии(неофашизм, религиозный фундаментализм, национализм и др.) и их опасность распространения в современном мире.
- 40.Идеологические предпочтения в современной Беларуси.
- 42.Основные этапы становления идеологии белорусского государства.
- 43.Роль органов государственной власти в становлении и реализации идеологических постулатов рб.
- 44.Президент Республики Беларусь и его роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства.
- 45.Стратегические приоритеты белорусского государства и общества на современном этапе.
- 46.Основы государственно-конституционного строя рб.
- 47.Конституция рб- правовая основа идеологии белорусского государства.
- 49.Идеологические процессы в рб и их особенности.
- 53.Белорусская экономическая модель- составляющая идеологии белорусского государства.
- 54.Государственная политика рб в социальной сфере.
- 55.Государственная политика рб в сфере национально-этнических отношений.
- 57.Государственная молодёжная политика как важнейшее направление деятельности белорусского государства.
- 59.Сми и их роль в идеологических процессах современного белорусского государства.
- 60.Консолидирующие идеи современного белорусского общества.