logo
Voprosy_k_dif_zachyotu_otvety_kak_shpory

49.Идеологические процессы в рб и их особенности.

Под идеологическим процессом в самом общем виде следует понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Можно выделить две составляющие идеологического процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию.

Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Пока этот процесс неупорядочен и напоминает броуновское движение. Но он идет. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом. Отсюда вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической разработкой доктрины. Разрабатываемая идеология белорусского государства для того чтобы выполнять интегративную функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных объединить отличающиеся друг от друга социальные группы (страты) в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология. Это те новые реалии, которые приходится учитывать в идеологическом процессе в современных условиях. Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе проистекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив). Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии), учебные заведения для подготовки идеологических работников (идеологического актива)1, систему идейно-воспитательной работы. Таким образом, приходится почти заново создавать «идеологическую вертикаль», включающую в качестве важнейшего структурного элемента идеологическое ядро в трудовых коллективах. Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране. Коренным образом изменились и условия проведения идейно-воспитательной работы. Ее приходится вести не в «тепличных» условиях, характерных для прошлой эпохи, а в острой полемике со своими идейными оппонентами (ведь система «единомыслия» разрушена и утверждена мировоззренческая модель «плюрализма мнений»). Поэтому требуется современная эффективная система идеологической работы, высокий уровень пропагандистского мастерства лекторов. На идеологический процесс в Беларуси сильное влияние оказывает занятая по отношению к Беларуси жесткая позиция Запада, прежде всего США, за проведение нашим государством независимой внутренней и внешней политики, его несогласием с выстраиваемой по разработанному в США сценарию модели однополюсного мира. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы мощным потоком хлынувшие в нашу страну в условиях открытости, свободы слова и печати. В сложившейся ситуации очень непросто отстаивать свои национальные святыни – устои, идеалы, ценности. Надо учитывать и то, что Запад имеет огромный опыт в разработке и проведении в жизнь разнообразных т.н. «социальных технологий», с которыми мы столкнулись лишь в последнее десятилетие. Но ведь за всеми этими социальными, психологическими разработками стоят конкретные люди, преследующие свои цели. Таким образом, мировой процесс стал более динамичным, противоречивым, непредсказуемым. И это в значительной мере влияет на идеологический процесс в Беларуси. 50.Роль идеологии в развитии личности.

Миссия политической идеологии в обществе любого государства заключается в том, чтобы в политической системе выравнивать пропорцию между самой личностью и её общественным участием в этой политике Но в данной системе есть свои просчёты. Нужно учитывать, что всё это является принципиальным. Политическая идеология на прямую зависит от народа , но при этом не должна переходить от становления своих «идеалов» к активному их применению, т.к. в этой ситуации перед ней возникает свобода гражданина. Сама личность благодаря своим желанием к свободе, нарушает ту упорядоченную систему социально-политических отношений, которые пытаются соответствовать правовому и организационному универсализму.

Взаимодействие личности и политической идеологии в общественной системе остается, величиной примерно одинаковой, которая определяется условиями, самого индивидуума [2].Единственный момент в котором выигрывает идеология это в том, что она умело решает проблему между противопоставлением личности и государства.

В обществе существуют отлаженные, нормированные и постоянно идущие и непрекращающиеся процессы воспроизводства личностей, процессы воспроизводства властных, управляющих, регулирующих отношений как внутри государства, так и внутри гражданского общества, процессы воспроизводства системы ценностей и норм морали, законов понятий и критериев. И везде очень ярко выражено личностное начало. Можно сказать, что политическая идеология делает это выражение предельно ярким.

Для того чтобы отношения между идеологией и развитием личности существовало в государстве и имели своё место, необходимым является межличностный контакт, то есть взаимодействие между людьми, их различными объединениями, чтобы у идеологии была возможность зафиксировать в сравнении те отличительные черты индивидуумов, для дальнейшего их использования и в свою очередь для того, что бы свобода человека не была ограничена определёнными правилами в границах компетентности государства.

Вывод. Взаимодействие политической идеологии с человеком является необходимым фактором для личностного развития индивидуума и всего общества. В свою очередь идеология, как одна из составляющих государства должна учитывать изменения в своём обществе и при этом стараться активно подстраиваться под них, чтобы не возникало конфликтов между двумя направлениями существования человека в социуме. Изучение влияния идеологии на развитие личности и её взаимодействие со свободой человека продолжается, т.к. общество имеет свойство меняться.

51.Традиционная система ценностей белорусов- мировоззренческая основа идеологии белорусского государства.

52.Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.

Реализацией (имплементацией) политических решений занимаются органы государственного управления – административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений.  Изучение того, как работает политическая система, выводит нас на ряд конкретных вопросов. Как взаимодействуют политические лидеры и как они формулируют и реализуют государственную политику? Достигают ли правительственные действия поставленных целей? Кто выигрывает, а кто проигрывает от тех или иных решений, и, в конце концов, отвечает ли проводимая политика интересам людей ?  Здесь следует разобраться с функциями политической системы. Классическая, апробированная в сравнительных исследованиях ряда государств мира модель функций политических институтов выглядит следующим образом.  1. Артикуляция (выражение) индивидуальных и групповых интересов. Носителем этой функции выступают группы интереса. Применительно к белорусским реалиям это могут быть объединения предпринимателей и наемных работников (профсоюзы), многочисленные негосударственные общественные объединения (молодежные, ветеранские, творческие, экологические и т.д.). 2. Агрегирование (обобщение) интересов. Эту функцию выполняют политические партии. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции разнообразных интересов. В Республике Беларусь зарегистрировано 18 политических партий. . Функции артикуляции и агрегирования интересов должны выполняться институтами гражданского общества. В развитых демократических политических системах гражданское общество функционирует как сфера жизни граждан, которая напрямую не зависит от государства, граждане способны создавать свои объединения, организации, организовывать самоуправление на местах. Институты гражданского общества выполняют функцию поиска общественного согласия. Они являются медиаторами – посредниками между центрами принятия политических решений и гражданами, народом. В условиях, когда институты гражданского общества не сформированы, функции выражения интересов зачастую выполняются административно-бюрократическим аппаратом.  3. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития. В белорусской политической системе эта функция принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной (Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь) и исполнительной власти (Совет Министров), которые формируют коллективные решения.  В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание, которое состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (см. главу 4 Конституции Республики Беларусь). Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции – принятия законов (Ст. 97. ч.2). 4. Реализация принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организуют определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом (см. главу 5 Конституции Республики Беларусь). 5. Функция контроля, оценки реализации политических решений относится к деятельности судебной ветви власти. В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды. Таким образом, система властных органов Республики Беларусь основана на разведении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и является централизованной в условиях унитарного государства. Главы местной исполнительной власти назначаются. В целом в Республике Беларусь местное управление и самоуправление состоит из следующих субъектов: местной администрации (т.е. исполнительная власть на местах), Советов депутатов (представительная избираемая власть) и органов территориального общественного самоуправления.  Вершину властной пирамиды возглавляет Президент. Согласно Конституции Республики Беларусь Президент – глава государства, гарант конституции, прав и свобод личности, верховный главнокомандующий. Президент выполняет функции арбитра между властями, обладает конституционными полномочиями во всех ветвях власти. 

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4