47.Конституция рб- правовая основа идеологии белорусского государства.
Конституция Республики Беларусь (РБ) – это основной закон государства, который закрепляет государственную власть. Впервые понятие Конституции возникло 1215г. в Англии «Билль о правах».
Под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, основным фактором которого является демократия. Важнейшие черты конституционного строя РБ: Подчинение государства права, не формальное, а реальное. Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека. Разделение властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Эта система должна гарантировать сдержки противовессия в государстве. Многообразие форм собственности. Политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и возможно существование разных политических партий. Наличие гражданского общества. Оно связано с системой общественных институтов, действующих в государстве, но не зависемых от него, и проведение на практике частных интересов граждан и коллективов. Таким образом, основы конституционного строя Республики Беларусь (РБ) можно назвать: Демократия. Правовое и социальное государство. Оптимальный баланс прав и законных интересов государства. Когда бывают ограничения прав граждан и конституция предусматривает это: В интересах национальной безопасности В интересах общественного порядка. В интересах защиты нравственности и здоровья населения
В соответствии с конституцией политической основой РБ является унитарное, демократическая, социальное и правовое государства.
1)политические партии и идеологический плюрализм.
2)выборность высших органов государственной власти.
3)принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
4)единственный источник государственной власти и носитель суверенитета является народ. Народ осуществляет свою политическую власть как через непосредственных представителей выборных органов государственной власти, путем проведения референдумов, декретов и законов.
Принципы народного суверенитета и народовластия:
1)единственный источник государственной власти и носитель суверенитета является народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдумы, реализуется государственная инициатива, обсуждение проектов и законов), так и через представителей других органов государственной власти (парламент, президент)
2)никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими законодательству
3)каждому гарантирована свобода мнений, убеждений и их свободное выражение
4)средства массовой информации демополизированы, являются только собственностью государства
5)свобода собраний, митингов, уличных шествий, пикетов. Они гарантированы государством и определены законом
6)каждый имеет право на свободу объединений
7)гражданин РБ имеет право избирать и быть избранным в государственные органы власти на основе всеобщего равенства, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании
8)Выборы являются свободными: избиратель лично решает учавствовать ему в выборах и за кого голосовать.
Личные права и свободы дарованы человеку природой:
1)право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность, свободу мысли и совести, тайну частной жизни и коммуникаций
2)неприкосновенность жилища и свободу передвижения
Политические права и свободы:
1)свобода слова и печати
2)свобода собраний, митингов и демонстраций
3)свободу объединений
4)право на участие в решении государственных дел
5)право избирать и быть избранным в государственные органы
6)право на петиции
7)право и обязанность защиты страны
Социально-экономические права и свободы, культурно-творческие и экологические права и свободы:
1)право на труд
2)право на охрану здоровья
3)право на частную собственность и ее наследование
4)право на социальное обеспечение
5)право на образование
6)право и обязанности платить налоги
Личные права и свободы дарованы человеку природой:
1)право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность, свободу мысли и совести, тайну частной жизни и коммуникаций
2)неприкосновенность жилища и свободу передвижения
Политические права и свободы:
1)свобода слова и печати
2)свобода собраний, митингов и демонстраций
3)свободу объединений
4)право на участие в решении государственных дел
5)право избирать и быть избранным в государственные органы
6)право на петиции
7)право и обязанность защиты страны
Социально-экономические права и свободы, культурно-творческие и экологические права и свободы:
1)право на труд
2)право на охрану здоровья
3)право на частную собственность и ее наследование
4)право на социальное обеспечение
5)право на образование
6)право и обязанности платить налоги
Ценности:
1.обеспечение безопасности государства и его граждан
2.упрочнение и сохранение политической независимости белорусского государства
3.поддержание динамичной стабильности общества
4.сохранение генофонда нации
48.Человек, его права и свободы как высшая ценность государства и общества.
Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ценностью и целью общества и государства. Ранее (в советский период) государство всегда доминировало в отношениях “человек – государство”. Оно выступало в роли “патера”, покровителя, жесткого диктатора, вершителя судеб людей. В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (см. ст. 2 Конституции). Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. Это может выражаться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. Следует обратить внимание на то, что образ жизни определяет сам гражданин. Он решает, какую ему приобрести профессию, к чему стремиться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство лишь обязано создавать условия для свободного и достойного развития личности, которыми вправе (но не обязан) воспользоваться конкретный человек. Если он по объективным причинам (возраст, пол, инвалидность и др.) не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ стремится сгладить эти проблемы. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации рассматриваются в качестве высшей ценности и цели государства не только тогда, когда человек выступает только в личном качестве. Во многих случаях защита интересов общества и государства в целом позволяет максимально обеспечить и права отдельного индивида. Не следует гипертрофировать права и свободы отдельного человека. Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция позволяет (см. ст. 23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями развития демократического государства. Весь конституционный текст изложен таким образом, чтобы воплотить известный принцип – не народ для правительства, а правительство для народа.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук.
- 5.Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии её эффективности.
- 6.Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
- 7.Понятие и структура политической системы. Типология политических систем.
- 10.Формы государственного устройства и государственного правления.
- 11.Понятие и отличительные признаки правового государства. Основные принципы организации гражданского общества.
- 12.Понятие государственной политики и государственного управления. Система государственного управления рб.
- 13.Глава государства. Полномочия главы государства в рб.
- 14.Исполнительная власть в рб. Бюрократия и бюрократизм.
- 15.Законодательная власть: принципы организации и функционирования. Законодательная власть в рб
- 17.Партия как политический институт. Типология политических партий и партийных систем.
- 19.Политических процесс, его структура, стадии, основные характеристики.
- 22.Политическое участие, его типы. Причины неучастия граждан в политической жизни.
- 23.Политические конфликты и кризисы: типология, причины, способы разрешения.
- 30.Сущность, цели, функции, средства внешней политики. Внешнеполитические приоритеты рб.
- 31.Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания различными социально-философскими школами.
- 32.Сущность, функции и уровни политической идеологии.
- 39.Радикальные идеологии(неофашизм, религиозный фундаментализм, национализм и др.) и их опасность распространения в современном мире.
- 40.Идеологические предпочтения в современной Беларуси.
- 42.Основные этапы становления идеологии белорусского государства.
- 43.Роль органов государственной власти в становлении и реализации идеологических постулатов рб.
- 44.Президент Республики Беларусь и его роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства.
- 45.Стратегические приоритеты белорусского государства и общества на современном этапе.
- 46.Основы государственно-конституционного строя рб.
- 47.Конституция рб- правовая основа идеологии белорусского государства.
- 49.Идеологические процессы в рб и их особенности.
- 53.Белорусская экономическая модель- составляющая идеологии белорусского государства.
- 54.Государственная политика рб в социальной сфере.
- 55.Государственная политика рб в сфере национально-этнических отношений.
- 57.Государственная молодёжная политика как важнейшее направление деятельности белорусского государства.
- 59.Сми и их роль в идеологических процессах современного белорусского государства.
- 60.Консолидирующие идеи современного белорусского общества.