14.Исполнительная власть в рб. Бюрократия и бюрократизм.
Правительство Республики Беларусь – Совет Министров, который является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, в социальной сфере, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:
-
вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
-
проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
-
основные направления внутренней и внешней политики.
Глава правительства – Премьер-министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Согласие на назначение той или иной кандидатуры на этот пост дает Палата представителей. В случае двукратного отказа Президент вправе назначить исполняющего его обязанности, а Палату – распустить и назначить новые выборы [1, c.73].
Премьер-министр:
-
осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
-
подписывает постановления правительства;
-
в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности правительства, а в случае его отклонения – повторную в течение 2 месяцев;
-
информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
-
исполняет обязанности Президента в случае невозможности исполнения им своих обязанностей.
Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи¬заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко¬торая оторвана от его реальных властных функций по организации обще¬ственной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки
Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы. Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая уп-равленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; спе¬циализация и разделение труда; решение дел компетентными служа¬щими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; опе¬ративная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти.Социальная сторона бюрократии была исследована К. Марксом.Госслужащие используют в личных целях специфические работы органов власти, которые они обслуживают. Бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чистой инструментальной функции, а может и хорошо удовлетворять личные интересы служащих. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, позвоночного права (по связям и по протекциям), бытовой дружбы, землячества. Чиновничество стало прибыльной отраслью, и ру¬ководители высшего ранга имеют возможность торговать государствен¬ными должностями..Бюрократизм — профессиональная бо¬лезнь управленцев и всех управленческих органов. Бюрократизм — враг поистине страшный. И сегодня чиновничество порождает различ¬ные должностные преступления, способствует размыванию и ослабле¬нию государственной власти. Основные средства борьбы с бюрократизмом:1.Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще¬ству, 2.Перестройка государственного аппарата в направлении ограниче¬ния роста государства и деконцентрация власти (в том числе и коллективной),.3.Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противове¬сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей. 4.Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессио¬нальной пригодностью государственных служащих.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук.
- 5.Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии её эффективности.
- 6.Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
- 7.Понятие и структура политической системы. Типология политических систем.
- 10.Формы государственного устройства и государственного правления.
- 11.Понятие и отличительные признаки правового государства. Основные принципы организации гражданского общества.
- 12.Понятие государственной политики и государственного управления. Система государственного управления рб.
- 13.Глава государства. Полномочия главы государства в рб.
- 14.Исполнительная власть в рб. Бюрократия и бюрократизм.
- 15.Законодательная власть: принципы организации и функционирования. Законодательная власть в рб
- 17.Партия как политический институт. Типология политических партий и партийных систем.
- 19.Политических процесс, его структура, стадии, основные характеристики.
- 22.Политическое участие, его типы. Причины неучастия граждан в политической жизни.
- 23.Политические конфликты и кризисы: типология, причины, способы разрешения.
- 30.Сущность, цели, функции, средства внешней политики. Внешнеполитические приоритеты рб.
- 31.Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания различными социально-философскими школами.
- 32.Сущность, функции и уровни политической идеологии.
- 39.Радикальные идеологии(неофашизм, религиозный фундаментализм, национализм и др.) и их опасность распространения в современном мире.
- 40.Идеологические предпочтения в современной Беларуси.
- 42.Основные этапы становления идеологии белорусского государства.
- 43.Роль органов государственной власти в становлении и реализации идеологических постулатов рб.
- 44.Президент Республики Беларусь и его роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства.
- 45.Стратегические приоритеты белорусского государства и общества на современном этапе.
- 46.Основы государственно-конституционного строя рб.
- 47.Конституция рб- правовая основа идеологии белорусского государства.
- 49.Идеологические процессы в рб и их особенности.
- 53.Белорусская экономическая модель- составляющая идеологии белорусского государства.
- 54.Государственная политика рб в социальной сфере.
- 55.Государственная политика рб в сфере национально-этнических отношений.
- 57.Государственная молодёжная политика как важнейшее направление деятельности белорусского государства.
- 59.Сми и их роль в идеологических процессах современного белорусского государства.
- 60.Консолидирующие идеи современного белорусского общества.