15.Законодательная власть: принципы организации и функционирования. Законодательная власть в рб
Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Законодательные органы, парламенты занимают важное место в механизме государственного управления. В существующих конституциях их обычно ставят на первое место, прежде исполнительных и судебных. К парламентам традиционно особое отношение, потому что в их состав входят политики, претендующие на роль представителей всего народа, а не государственные чиновники. На парламенты возложена официальная функция законодательства, которая дает им определенную способность формировать публичный порядок, оказывать на него влияние.
Законодательство — важнейшее средство политического управления, характерное для правового государства. Оно ведет к принятию обязательных для всех правил и процедур решения государственных проблем, нуждающихся в регулировании. Законодательная власть должна отражать как общенародные, так и групповые интересы в процессе государственного управления, служа своеобразной ареной для конкуренции и соперничества между партиями. Она охватывает систему тех органов государства, которые принимают законы, нормативные акты, обладающие, после конституции, высшей силой. Этой власти дано право решать ключевые государственные дела — принимать бюджет, финансовые законы, определять законотворческие приоритеты во всех сферах деятельности общества. Законодательная власть играет определяющую роль в процессе правотворчества и принятия решений.
Высшим законодательным органом выступает собственно парламент — со всем широким кругом его прав и обязанностей, со своими структурами, штатами, задачами, функциями. Специфический характер законодательной власти в каждой стране, особенности ее формальных и неформальных процедур, ее руководящей роли и взаимоотношений с другими институтами государственного управления связан с огромным числом факторов.
Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти —парламент.
При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.
При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.
В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Этот институт государственной власти в республике регламентируется Конституцией Республики Беларусь, которая определяет статус парламента как представительного и законодательного органа.
Палата представителей формируется из 110 депутатов, которые избираются в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Палата представителей подготавливает и рассматривает широкий круг вопросов, в том числе:
-
проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчеты об его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном управлении и самоуправлении и т.д.;
-
назначает выборы Президента;
-
дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
-
заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу и т.д.
Совет Республики является палатой территориального представительства. В его состав входят по восемь депутатов от каждой области и города Минска, избранные тайным голосованием, и восемь членов, назначенных Президентом Республики Беларусь.
В компетенцию Совета Республики входит:
-
одобрение или отклонение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, иных законов, принятых Палатой представителей;
-
согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
-
избирает шесть судей Конституционного Суда;
-
избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
-
отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
-
принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
-
рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;
-
рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
16.Местное управление и самоуправление в РБ.
Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
-
местные Советы депутатов;
-
исполнительные и распорядительные органы;
-
органы территориального общественного самоуправления;
-
местные референдумы;
-
собрания;
-
другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:
-
областных,
-
районных,
-
городских,
-
поселковых,
-
сельских исполнительных комитетов,
-
местных администраций.
Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Система местного самоуправления включает:
-
местные Советы депутатов;
-
органы территориального общественного самоуправления:
-
советы и комитеты:
-
микрорайонов;
-
жилищных комплексов;
-
-
домовые;
-
уличные;
-
квартальные;
-
поселковые;
-
сельские комитеты;
-
-
другие органы, в том числе единоличные.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
-
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
-
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
-
определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
-
назначение местных референдумов.
В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:
-
первичный;
-
базовый;
-
областной.
К первичному территориальному уровню относятся Советы:
-
сельские;
-
поселковые;
-
городские (городов районного подчинения).
К базовому территориальному уровню относятся Советы:
-
городские (городов областного подчинения);
-
районные.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).
Исполкомы подразделяются на три уровня:
-
первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
-
базовый (городские (городов областного подчинения), районные);
-
областной.
В состав исполкома входят:
-
председатель;
-
заместители (заместитель) председателя;
-
управляющий делами (секретарь);
-
члены исполкома.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
В компетенцию исполнительного комитета входит:
-
разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;
-
разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;
-
обеспечение на соответствующей территории соблюдения:
-
Конституции Республики Беларусь;
-
законов Республики Беларусь;
-
актов Президента Республики Беларусь;
-
решений Совета и вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
-
-
организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению;
-
принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
-
распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
-
принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;
-
согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук.
- 5.Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии её эффективности.
- 6.Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
- 7.Понятие и структура политической системы. Типология политических систем.
- 10.Формы государственного устройства и государственного правления.
- 11.Понятие и отличительные признаки правового государства. Основные принципы организации гражданского общества.
- 12.Понятие государственной политики и государственного управления. Система государственного управления рб.
- 13.Глава государства. Полномочия главы государства в рб.
- 14.Исполнительная власть в рб. Бюрократия и бюрократизм.
- 15.Законодательная власть: принципы организации и функционирования. Законодательная власть в рб
- 17.Партия как политический институт. Типология политических партий и партийных систем.
- 19.Политических процесс, его структура, стадии, основные характеристики.
- 22.Политическое участие, его типы. Причины неучастия граждан в политической жизни.
- 23.Политические конфликты и кризисы: типология, причины, способы разрешения.
- 30.Сущность, цели, функции, средства внешней политики. Внешнеполитические приоритеты рб.
- 31.Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания различными социально-философскими школами.
- 32.Сущность, функции и уровни политической идеологии.
- 39.Радикальные идеологии(неофашизм, религиозный фундаментализм, национализм и др.) и их опасность распространения в современном мире.
- 40.Идеологические предпочтения в современной Беларуси.
- 42.Основные этапы становления идеологии белорусского государства.
- 43.Роль органов государственной власти в становлении и реализации идеологических постулатов рб.
- 44.Президент Республики Беларусь и его роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства.
- 45.Стратегические приоритеты белорусского государства и общества на современном этапе.
- 46.Основы государственно-конституционного строя рб.
- 47.Конституция рб- правовая основа идеологии белорусского государства.
- 49.Идеологические процессы в рб и их особенности.
- 53.Белорусская экономическая модель- составляющая идеологии белорусского государства.
- 54.Государственная политика рб в социальной сфере.
- 55.Государственная политика рб в сфере национально-этнических отношений.
- 57.Государственная молодёжная политика как важнейшее направление деятельности белорусского государства.
- 59.Сми и их роль в идеологических процессах современного белорусского государства.
- 60.Консолидирующие идеи современного белорусского общества.