10.Формы государственного устройства и государственного правления.
Государство объективно нуждается в организационном оформлении. Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти. Государство представлено в трех формах: в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического режима. Форма правления – это организация центральных органов государственной власти, порядок их формирования и взаимодействия друг с другом и гражданами. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики.
Дуалистическая монархия предполагает наличие у монарха только исполнительной власти. Представительная функция предполагает реальные полномочия, представительская – формальные. В парламентской монархии монарх обладает только представительскими функциями. По части функционирования похоже на парламентскую республику.
В республиках власть осуществляется посредством выборов. Парламентская республика характеризуется сосредоточением основных властных полномочий в руках парламента. В президентской республике правительство формируется президентом. Правительство не подчиняется парламенту, президент является главой правительства. И парламент, и президент, избираются всенародно. Смешанная республика от президентской отличается тем, что президент не возглавляет исполнительную власть и не принадлежит ни к одной из ветвей власти. Правительство формируется президентом и утверждается парламентом.
Государственно-территориальное устройство – это политико-территориальная организация государства, характеризующаяся правовым статусом центра и регионов в их взаимоотношениях. Различают две простые формы территориального устройства: унитарную (простую) и сложную (составную) Унитарное государство – такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных территориальных и национальных государственных образования, пользующимися суверенными правами, политической самостоятельностью. Унитарные государства имеют единую территорию. Составные делятся на федерации и конфедерации. Федерация – юридически единое союзное государство, в состав которого входят на добровольной основе государства или территориальные и национальные образования с чертами ограниченной государственности на принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и его субъектов. Федерация обладает суверенитетом, единой территорией и обычно двойным гражданством, участвует во внешних сношениях наряду со всеми субъектами. Конфедерация – союз суверенных государств, имеющих общие органы власти и управления по реализации отдельных совместных целей. Государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет, имеют собственные независимые органы власти и управления.
((=Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, а также между ними и гражданами. Различают две основные формы правления: монархию и республику.
В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и передается по наследству. Истории известны различные формы монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия в современном мире встречается редко и характеризуется тем, что вся государственная власть сосредоточена в руках монарха. Специфика конституционной монархии состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией. В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция. Бельгия, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним. В современном мире существует три разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.
Президентская республика (классическая модель - США) характеризуется: 1) президент - глава государства и глава исполнительной власти. Ом самостоятельно формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения право решающего голоса - за президентом; 2) два высших органа государственной власти - законодательный и глава государства - избираются населением; 3)жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов. В парламентской республике правительство формируется- парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением. Фактически главой государства является глава правительства. Глава правительства является депутатом парламента.
Выделяют смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и парламентской республик (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Россия, Беларусь и др.). Главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Государства характеризуются взаимоотношениями между центральной и местной властями, т.е. формой административно-территориального устройства. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные, конфедеративные.=))
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук.
- 5.Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии её эффективности.
- 6.Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
- 7.Понятие и структура политической системы. Типология политических систем.
- 10.Формы государственного устройства и государственного правления.
- 11.Понятие и отличительные признаки правового государства. Основные принципы организации гражданского общества.
- 12.Понятие государственной политики и государственного управления. Система государственного управления рб.
- 13.Глава государства. Полномочия главы государства в рб.
- 14.Исполнительная власть в рб. Бюрократия и бюрократизм.
- 15.Законодательная власть: принципы организации и функционирования. Законодательная власть в рб
- 17.Партия как политический институт. Типология политических партий и партийных систем.
- 19.Политических процесс, его структура, стадии, основные характеристики.
- 22.Политическое участие, его типы. Причины неучастия граждан в политической жизни.
- 23.Политические конфликты и кризисы: типология, причины, способы разрешения.
- 30.Сущность, цели, функции, средства внешней политики. Внешнеполитические приоритеты рб.
- 31.Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания различными социально-философскими школами.
- 32.Сущность, функции и уровни политической идеологии.
- 39.Радикальные идеологии(неофашизм, религиозный фундаментализм, национализм и др.) и их опасность распространения в современном мире.
- 40.Идеологические предпочтения в современной Беларуси.
- 42.Основные этапы становления идеологии белорусского государства.
- 43.Роль органов государственной власти в становлении и реализации идеологических постулатов рб.
- 44.Президент Республики Беларусь и его роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства.
- 45.Стратегические приоритеты белорусского государства и общества на современном этапе.
- 46.Основы государственно-конституционного строя рб.
- 47.Конституция рб- правовая основа идеологии белорусского государства.
- 49.Идеологические процессы в рб и их особенности.
- 53.Белорусская экономическая модель- составляющая идеологии белорусского государства.
- 54.Государственная политика рб в социальной сфере.
- 55.Государственная политика рб в сфере национально-этнических отношений.
- 57.Государственная молодёжная политика как важнейшее направление деятельности белорусского государства.
- 59.Сми и их роль в идеологических процессах современного белорусского государства.
- 60.Консолидирующие идеи современного белорусского общества.