2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 – 430).
Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства -- 1V - X в. Он – один из отцов церкви. Наследие его - часть патристики, т.е. трудов церкви. Как мы уже говорили в первом вопросе, в период IV-V в. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу.
Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: “Исповеди” (“Confessions”) в 30 книгах; “О троице”(De trinitate” 400 – 410 гг.), где систематизированы теологические воззрения, и “О граде божьем”(“De sivitate dei” 412 – 426 гг.). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его взгляды как историко-философские, так и политико-правовые взгляды.
Поводом для написания послужило взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410 г. Это шокировало интеллектуальный Рим. Начались поиски причин поражения: часть населения обвинило христианство, так как, пока была языческая религия никто Рим не покорял. В ответ Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. Далее он развивает идею о двух града.
Разработанной античной философией диалектический подход был воспринят Августином Блаженным и применен к мистическому объяснению исторического процесса как “борьбы двух градов”. В качестве “града земного” и “града божьего” у него выступает два противоположных вида человеческих общностей, их отличие в направленности любви.
“Град земной”, в понимании мыслителя, - это светское государство, как старое римское, так и молодые “варварские”. На основе “града земного” лежит борьба людей за материальные блага, за приоритет корыстных личных или узкогрупповых интересов над общественными. Отличительной чертой граждан “града земного” выступает любовь к себе, доведенная “до презрения к богу”.
“Град божий” - это духовная общность “божьих избранников”, праведников, расселенных по миру между неправедниками. Члены “града божьего” с помощью религиозных общин и церкви объединены между собой не физически, а духовно и морально. Их жизнь основана “на любви к богу доведенной до презрения к себе”. Представителей града божьего отличает готовность стойко переносить тяготы и лишения, способность к самопожертвованию и служению богу. “Град божий” в представлении Августина Блаженного - это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. К ней может приобщиться каждый, кто любит бога сильнее чем себя, и кто стремится достичь “божественной благодарности”.
Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимыми по второму пришествии бога.
В основе возникновения государства особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств:
- одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.
- другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных.
- Введение
- Организационно-методические указания по курсу "История политических и правовых учений"
- Тема 1 предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологические основы
- Тема 2 учение о государстве и праве в странах древнего востока, древней греции и рима введение
- 1. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- Политико-правовая мысль Древней Индии
- Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
- 2. Политико-правовые учения Древней Греции
- Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 3. Политические и правовые учения Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. До н.Э.)
- Происхождение государства
- Сущность, задачи и формы государственного устройства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 учения о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.) введение
- 1. Социально-политические идеи раннего христианства.
- 2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 – 430).
- Цель государства состоит в:
- Форма государства
- 3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- Произведения
- Соотношение теологии и философии
- Иерархия формы
- Классификация законов
- Происхождение государства
- Форма государства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4 учения о государстве и праве в россии в период возникновения и развития феодализма, становления русского централизованного государства и в период абсолютизма введение
- 1. Политико-правовые воззрения Древней Руси
- Учение о власти
- Взаимоотношение духовной и светской власти
- Отношение к власти на разных этапах жизни
- Образ царя
- Симфония духовной и светской власти
- Концепция “Москва – третий Рим”
- Вопрос о власти
- Тема 5 учения о государстве и праве в западной европе в период разложения феодализма введение
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- Произведения Макиавелли
- Отношение к религии
- Учение о государстве
- Борьба народа и аристократии
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- Отношение Лютера к государству
- Соотношение естественного и божественного права
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 4. Политико-правовые идеи утопического социализма
- Устройство и управление Утопии
- О праве
- Проблема наказания
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- 3. Политико-правовая идеология абсолютизма в России
- Образ царя
- Организация суда
- Государство
- Формы правления
- 4. Политико-правовые воззрения нарождающейся буржуазии
- Промышленное развитие хозяйства
- Крестьянское устройство
- Обязанности различных сословий
- Судопроизводство
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6 учение о государстве и праве в голландии и англии в период буржуазных революций введение
- 1.Политическое и правовое учение Спинозы
- Произведения
- 3. Концепция “естественного права и общественного договора”
- Основные произведения
- О человеке и естественном состоянии общества
- Об общественном договоре и государственном устройстве
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Тема 8.Социально-политические взгляды Руссо
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10 учения о государстве и праве в западной европе в период утверждения капитализма (XIX —нач. XX вв.) введение
- 1. Учение и. Канта о государстве и праве
- 2. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 1) Право как свобода (идея права);
- 2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
- 3) Право как закон (позитивное право).
- 5. Европейская политико-правовая мысль второй половины хiх века
- Заключение
- Вопросы для самопроверки