Сущность, задачи и формы государственного устройства
Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку сущности государства. По его определению государство (respublica) - дело, достояние народа. Но народ понимается не просто как общность, а как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Если для древних греков связь гражданина и государства строилась на этических началах, в первую очередь, то для древнеримского мыслителя преимущество в этой связи должно принадлежать правовым началам. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридической мысли, которая впоследствии имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи “правового государства”.
Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:
сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;
поддержание должного порядка;
управление присоединенными к государству территориями;
обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;
Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления на правильные и “извращенные”. Рассуждая о простых правильных формах государственного правления (царская власть - монархия; власть оптиматов - аристократия и власть народа - демократия), он видел положительные моменты их в том, что “благовением своим нас привлекают цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы”. Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны.
Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым в олигархию. Полновластие народа приводит к “безумию и произволу толпы” и приобретает форму охлократии. Ни тирания, ни олигархия и охлократия - это не государства, исходя из определения государства, т.к. нет согласия в вопросе права.
Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было “нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа”. Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга. Здесь монархия, представленная властью консулов органично сочеталось бы с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия всех трех ветвей власти должны быть равнозначны.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Организационно-методические указания по курсу "История политических и правовых учений"
- Тема 1 предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологические основы
- Тема 2 учение о государстве и праве в странах древнего востока, древней греции и рима введение
- 1. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- Политико-правовая мысль Древней Индии
- Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
- 2. Политико-правовые учения Древней Греции
- Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 3. Политические и правовые учения Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. До н.Э.)
- Происхождение государства
- Сущность, задачи и формы государственного устройства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 учения о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.) введение
- 1. Социально-политические идеи раннего христианства.
- 2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 – 430).
- Цель государства состоит в:
- Форма государства
- 3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- Произведения
- Соотношение теологии и философии
- Иерархия формы
- Классификация законов
- Происхождение государства
- Форма государства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4 учения о государстве и праве в россии в период возникновения и развития феодализма, становления русского централизованного государства и в период абсолютизма введение
- 1. Политико-правовые воззрения Древней Руси
- Учение о власти
- Взаимоотношение духовной и светской власти
- Отношение к власти на разных этапах жизни
- Образ царя
- Симфония духовной и светской власти
- Концепция “Москва – третий Рим”
- Вопрос о власти
- Тема 5 учения о государстве и праве в западной европе в период разложения феодализма введение
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- Произведения Макиавелли
- Отношение к религии
- Учение о государстве
- Борьба народа и аристократии
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- Отношение Лютера к государству
- Соотношение естественного и божественного права
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 4. Политико-правовые идеи утопического социализма
- Устройство и управление Утопии
- О праве
- Проблема наказания
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- 3. Политико-правовая идеология абсолютизма в России
- Образ царя
- Организация суда
- Государство
- Формы правления
- 4. Политико-правовые воззрения нарождающейся буржуазии
- Промышленное развитие хозяйства
- Крестьянское устройство
- Обязанности различных сословий
- Судопроизводство
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6 учение о государстве и праве в голландии и англии в период буржуазных революций введение
- 1.Политическое и правовое учение Спинозы
- Произведения
- 3. Концепция “естественного права и общественного договора”
- Основные произведения
- О человеке и естественном состоянии общества
- Об общественном договоре и государственном устройстве
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Тема 8.Социально-политические взгляды Руссо
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10 учения о государстве и праве в западной европе в период утверждения капитализма (XIX —нач. XX вв.) введение
- 1. Учение и. Канта о государстве и праве
- 2. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 1) Право как свобода (идея права);
- 2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
- 3) Право как закон (позитивное право).
- 5. Европейская политико-правовая мысль второй половины хiх века
- Заключение
- Вопросы для самопроверки