Введение
История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук.
Значение и роль истории политических и правовых учений обусловлено ее местом в обществоведении вообще и в системе юридических наук, в частности. Коснемся только вопроса о связи предметов, истории политических и правовых учений, истории государства и права и теории государства и права.
Долгое время считалось, что ядро теоретико-исторических юридических наук составляет общая теория права и государства, а история государства и права и история политических и правовых учений являются по отношению к ней специальными науками. На наш взгляд, такое представление нуждается в уточнении, нельзя забывать, что при всей неразрывной связи теоретического /логического/ и исторического, последнее выступает содержанием, является первичным по отношению к абстрактному теоретическому знанию. Логическое, есть форма исторического, но не наоборот. История политических и правовых учений, равно как и история государства и права, имеют свой собственный: предмет, отличный от предмета теории государства и права. Добавляемые этими науками знания "питают" общую теорию права и государства даже в большей степени, нежели получают от нее. С известных позиций именно история политических и правовых учений может быть поставлена в центр всей системы юридических наук.
Государственно-правовая жизнь общества может быть обусловлена, в конечном счете, развитием производственных отношений, складывающихся в соответствии с уровнем производительных сил и сопутствующим способом производства. Вместе с тем, на формирование государственно-правовых отношений оказывает прямое воздействие политическая: идеология. Изучая историю политических и правовых учений, студенты не могут обойтись без знаний, предоставляемых историей государства и права, в той части, в какой необходимо выявить влияние исторической государственно-правовой практики на формирование политических теорий, а также там, где встает вопрос о подтверждении или опровержении каких-либо идей реальной действительности.
С другой стороны, история государства и права в констатации явлений и процессов своего предмета, и, в особенности, при объяснении их причин обращается к истории политических и правовых учений. Политическая идеология в значительной своей части выступает посредником между экономическим базисом и формирующейся политико-юридической надстройкой, можно сказать, используя терминологию недавнего прошлого.
Студенты должны учитывать, что политические учения могут оказывать значительное влияние на государственно-правовую жизнь даже и тогда, когда они не соответствуют требованиям экономики. И коль скоро история политических и правовых учений, но обходит своим вниманием ни одного поворота исторической действительности, она прослеживает, не исключая, и воплощение в соответствующих государственно-правовых институтах консервативных либо реакционных политических идей.
Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии во многом имеют под собой единые основания, однако, полностью они не совпадают. Поэтому, в частности, невозможно скрыть факт влияния того или иного учения на соответствующие институты без использования выводов истории политических и правовых учений. Ее первостепенная связь с историей государства и права объясняется еще и тем, что та и другая наука обращена к прошлому, а в ряде случаев оперирует одними и теми же источниками. Близость инструментальных подходов названных наук усматривается также во взаимном использовании материалов учебными дисциплинами. Например, многие разделов учебников по истории политических и правовых учений начинаются обзором общественного и политического строя страны в определенный период времени. Понятно, что история политических и правовых учений участвует во вскрытии закономерностей, управляющих историческим процессом движение государственно-правовых систем в самом широком смысле этого термина.
Значение и роль истории политических и правовых учений, определяется не только сложностью и спецификой ее предмета, местом, которое она занимает среди иных общественных и юридических дисциплин, но и весьма в существенной мере присущим ей значительным методологическим потенциалом, овладение которым должно принести курсантам практическую пользу, так как способствует формированию у слушателей научного историко-материалистического мировоззрения, закреплению юридических знаний, чем помогает самостоятельно анализировать сложные, противоречивые общественно-политические явления современности. Глубокое понимание вопросов государства и права имеет особенно важное значение, ибо они затрагивают интересы различных социальных групп в любой обществе.
При изучении истории политических и правовых учений следует учитывать, что отправной методологической позицией являются положения об обусловленности политических идей и учений, и их взаимосвязи с социально-политическими учреждениями, об обратном активной воздействии политико-юридических идей на экономический базис общества.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Организационно-методические указания по курсу "История политических и правовых учений"
- Тема 1 предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологические основы
- Тема 2 учение о государстве и праве в странах древнего востока, древней греции и рима введение
- 1. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- Политико-правовая мысль Древней Индии
- Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
- 2. Политико-правовые учения Древней Греции
- Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 3. Политические и правовые учения Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. До н.Э.)
- Происхождение государства
- Сущность, задачи и формы государственного устройства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 учения о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.) введение
- 1. Социально-политические идеи раннего христианства.
- 2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 – 430).
- Цель государства состоит в:
- Форма государства
- 3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- Произведения
- Соотношение теологии и философии
- Иерархия формы
- Классификация законов
- Происхождение государства
- Форма государства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4 учения о государстве и праве в россии в период возникновения и развития феодализма, становления русского централизованного государства и в период абсолютизма введение
- 1. Политико-правовые воззрения Древней Руси
- Учение о власти
- Взаимоотношение духовной и светской власти
- Отношение к власти на разных этапах жизни
- Образ царя
- Симфония духовной и светской власти
- Концепция “Москва – третий Рим”
- Вопрос о власти
- Тема 5 учения о государстве и праве в западной европе в период разложения феодализма введение
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- Произведения Макиавелли
- Отношение к религии
- Учение о государстве
- Борьба народа и аристократии
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- Отношение Лютера к государству
- Соотношение естественного и божественного права
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 4. Политико-правовые идеи утопического социализма
- Устройство и управление Утопии
- О праве
- Проблема наказания
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- 3. Политико-правовая идеология абсолютизма в России
- Образ царя
- Организация суда
- Государство
- Формы правления
- 4. Политико-правовые воззрения нарождающейся буржуазии
- Промышленное развитие хозяйства
- Крестьянское устройство
- Обязанности различных сословий
- Судопроизводство
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6 учение о государстве и праве в голландии и англии в период буржуазных революций введение
- 1.Политическое и правовое учение Спинозы
- Произведения
- 3. Концепция “естественного права и общественного договора”
- Основные произведения
- О человеке и естественном состоянии общества
- Об общественном договоре и государственном устройстве
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Тема 8.Социально-политические взгляды Руссо
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10 учения о государстве и праве в западной европе в период утверждения капитализма (XIX —нач. XX вв.) введение
- 1. Учение и. Канта о государстве и праве
- 2. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 1) Право как свобода (идея права);
- 2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
- 3) Право как закон (позитивное право).
- 5. Европейская политико-правовая мысль второй половины хiх века
- Заключение
- Вопросы для самопроверки