3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Фома Аквинский (1225 —1274 гг.). Жил в эпоху, когда Западная Европа была разбита на множество мелких феодальных княжеств, и католическая церковь была единственной силой, объединяющий западноевропейский мир. Появляются университеты как очаги, в которых развивалась философия. В 1158 году в Болонье был открыт первый университет (в переводе совокупность наук). Как показывает название, они охватили все ответвления науки, в которых ведущую роль играла христианская теология.
В них начинается второе рождение учения Аристотеля, этому способствовали итальянские портовые города. Заслуга Фомы Аквинского состоит в том, что он один из первых попытался использовать идеи Аристотеля для систематизации христианских мировоззрений.
Фома Аквинский родился в 1225 г., он был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского, феодала, рыцаря короля Фридриха II. Воспитывался у бенедиктинцев в Монте - Карло. Изучал в Неапольском университете свободные искусства (философию и диалектику). В 17 лет вступил в домиканский орден против воли семьи. Был послан учиться в Париж, где учился в течении трех лет (1245 -1248 гг.). Был doctor universals, обучался у великого Альберта фон Больштедта. В 1249 - 1251 гг. Фома следует за своим учителем в Кельн и там преподает теологию. В 1254 г. он возвращается в Париж и с этого момента начинается его академическая деятельность. За мягкость и легкость своего характера Фома получил прозвище “Ангельский доктор”. В 1259 г папа Урбан IV отозвал Фому в Рим. Аквинский преподает теологию, знакомиться с трудами Аристотеля. По поручению римской курии Фома участвует в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В 1269 —1272 гг. Фома вновь в Парижском университете, здесь он становиться известным преподавателем теологии, включается в политическую борьбу. Словарь научных трудов Фомы Аквинского насчитывает 13.000.000 терминов. Умер в 1274 году, а в 1323 г был причислен к лику святых.
- Введение
- Организационно-методические указания по курсу "История политических и правовых учений"
- Тема 1 предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологические основы
- Тема 2 учение о государстве и праве в странах древнего востока, древней греции и рима введение
- 1. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- Политико-правовая мысль Древней Индии
- Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
- 2. Политико-правовые учения Древней Греции
- Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 3. Политические и правовые учения Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. До н.Э.)
- Происхождение государства
- Сущность, задачи и формы государственного устройства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 учения о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.) введение
- 1. Социально-политические идеи раннего христианства.
- 2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 – 430).
- Цель государства состоит в:
- Форма государства
- 3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- Произведения
- Соотношение теологии и философии
- Иерархия формы
- Классификация законов
- Происхождение государства
- Форма государства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4 учения о государстве и праве в россии в период возникновения и развития феодализма, становления русского централизованного государства и в период абсолютизма введение
- 1. Политико-правовые воззрения Древней Руси
- Учение о власти
- Взаимоотношение духовной и светской власти
- Отношение к власти на разных этапах жизни
- Образ царя
- Симфония духовной и светской власти
- Концепция “Москва – третий Рим”
- Вопрос о власти
- Тема 5 учения о государстве и праве в западной европе в период разложения феодализма введение
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- Произведения Макиавелли
- Отношение к религии
- Учение о государстве
- Борьба народа и аристократии
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- Отношение Лютера к государству
- Соотношение естественного и божественного права
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 4. Политико-правовые идеи утопического социализма
- Устройство и управление Утопии
- О праве
- Проблема наказания
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- 3. Политико-правовая идеология абсолютизма в России
- Образ царя
- Организация суда
- Государство
- Формы правления
- 4. Политико-правовые воззрения нарождающейся буржуазии
- Промышленное развитие хозяйства
- Крестьянское устройство
- Обязанности различных сословий
- Судопроизводство
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6 учение о государстве и праве в голландии и англии в период буржуазных революций введение
- 1.Политическое и правовое учение Спинозы
- Произведения
- 3. Концепция “естественного права и общественного договора”
- Основные произведения
- О человеке и естественном состоянии общества
- Об общественном договоре и государственном устройстве
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Тема 8.Социально-политические взгляды Руссо
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10 учения о государстве и праве в западной европе в период утверждения капитализма (XIX —нач. XX вв.) введение
- 1. Учение и. Канта о государстве и праве
- 2. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 1) Право как свобода (идея права);
- 2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
- 3) Право как закон (позитивное право).
- 5. Европейская политико-правовая мысль второй половины хiх века
- Заключение
- Вопросы для самопроверки