Произведения
“Богословско-политический трактат” 1670 г.
“Этика, доказанная в геометрическом порядке” 1675 г.
“Политический трактат” 1677 г.
Основное произведение для нас - это “Этика”, содержание этики делится на пять частей: о боге; природе и происхождение человеческого духа; о природе аффектов; о рабстве человека; о его свободе и силе интеллекта.
Общий характер мировоззрения Спинозы - это рационализм, то есть воззрение, видящее в разуме сущность человека, считающее, что человеческому разуму доступно абсолютное знание.
Единственно подходящим способом рационального познания природы, где все совершается по необходимости, является, согласно Спинозе, математический (геометрический) метод. Он старается изложить все положения своей системы по правилам геометрии, то есть он из аксиом и определений делает выводы.
Правда, при рассмотрении проблем государства и права он стремился в определенной мере учесть специфику данной проблемы, говоря о государстве и праве, он представляет эти институты как органическую часть природы. Будучи причиной самой себя, природа не нуждается для своего бытия ни в чем другом: проявляется она в бесконечной массе модификаций. Поэтому и объясняться природа должна из самой себя: из присущих ей внутренних сил, из действующих в ней самой причинно-следственных связей. Это общая методологическая установка воплотилась и в подходе к исследованию деятельности людей в сфере политике права, и государства.
Образовавшиеся в результате сложения общая сумма индивидуальных естественных прав, индивидуальных сил, “мощь народа” и есть самая суть государств. Суть этого многогранна. Отличительный признак этого гражданского состояния - наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.
Важная особенность договорной теории государства состоит в том, что “естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается”, поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главное различие между двумя этими состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорно установленное высшее (суверенное) естественное право государства, то есть здесь появляется общее для все право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и всех боятся одного и того же - верховной (суверенной) власти.
Верховная власть имеет право решать, что есть добро и что зло, что следует делать и от чего следует воздержаться каждому в отдельности и всем вместе. В ведении верховной власти находятся издания, толкования и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрания должностных лиц, право войны и мира..
Последоговорное право гражданина, именуемое Спинозой “частным гражданским правом”, он характеризует как “свободу каждого сохранять себя в своем состоянии, определенную указами верховной властью и защищаемую только ее авторитарному”. Это гражданское право - часть общего права. И то, и другое право, как и вообще всякое право (кроме божественного) в естественном и гражданском состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом - силой. Частное гражданское право, следовательно, есть разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.
Осуществление гражданином всех остальных (недозволенных государством) естественных прав представляет собой преступление.
В этой связи задача правосудия определяется как твердость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании гражданских прав.
Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спинозы в том, что необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной -противоречием между отраслями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могущественен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей не таково - люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства. Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти. Суждение Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму убеждении о свободе, как подчиненным равному для всех разумному закону.
Если закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и предназначен для того, чтобы обуздать аффекты и другие страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум, всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание законов нельзя доверять отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом.
Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы - все это в многочисленном собрании взаимно поглощается, и в результате общим остается только разумное начало. При этом подходе разумным и наиболее могущественным, прочным государством признавалась республика, особенно демократическая. Демократия, считал Спиноза, в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, поскольку устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым свободу как подчинения осознанной необходимости. При создании демократического государства люди “договорились, что бы силу решения имело то, что получило большинство голосов“. Подчинение этому первоначальному решению обеспечивает общее равенство и свободу. Демократическое государство наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя в будущее право голоса, но на большую часть сего общества, единицу которого он составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде - в естественном состоянии.
При своих явных симпатиях к демократическому государству признавал приемлемость и некоторые достоинства и таких форм, как монархия и аристократия.
Монархическое правление приемлемо в том случае, если в ней воля государя непременно дополняется и ограничивается волей народа. Целая система компетентных учреждений во главе с создаваемым при монархе Правительствующим Советом должна обеспечивать участие граждан в управлении страной.
Спиноза категорически против того, чтобы верховная власть безраздельно принадлежала одному человеку, так как единоличная воля изменчива, правление одного зависит от ряда обстоятельств (болезни, возраста государя и прочие), сосредоточения всей власти в одних руках делает граждан бесправными.
Аристократическая форма верховной власти, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц (патрициев) предпочтительнее монархии, так как она в большей мере обладает абсолютным правом государства и по этой причине более приспособлена к сохранению свободы. При этой форме государства необходимо, чтобы правящих (патрициев) было много. Число патрициев к числу народа примерно 1 к 50. В условиях аристократии народ не имеет никакого голоса, но поскольку он внушает страх власть имущим, то “сохраняет за собой некоторую свободу”.
О пределах полномочий государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но “во многом остается чисто теоретическим”, ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы.
- Введение
- Организационно-методические указания по курсу "История политических и правовых учений"
- Тема 1 предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологические основы
- Тема 2 учение о государстве и праве в странах древнего востока, древней греции и рима введение
- 1. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- Политико-правовая мысль Древней Индии
- Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
- 2. Политико-правовые учения Древней Греции
- Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 3. Политические и правовые учения Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. До н.Э.)
- Происхождение государства
- Сущность, задачи и формы государственного устройства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 учения о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.) введение
- 1. Социально-политические идеи раннего христианства.
- 2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 – 430).
- Цель государства состоит в:
- Форма государства
- 3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- Произведения
- Соотношение теологии и философии
- Иерархия формы
- Классификация законов
- Происхождение государства
- Форма государства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4 учения о государстве и праве в россии в период возникновения и развития феодализма, становления русского централизованного государства и в период абсолютизма введение
- 1. Политико-правовые воззрения Древней Руси
- Учение о власти
- Взаимоотношение духовной и светской власти
- Отношение к власти на разных этапах жизни
- Образ царя
- Симфония духовной и светской власти
- Концепция “Москва – третий Рим”
- Вопрос о власти
- Тема 5 учения о государстве и праве в западной европе в период разложения феодализма введение
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- Произведения Макиавелли
- Отношение к религии
- Учение о государстве
- Борьба народа и аристократии
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- Отношение Лютера к государству
- Соотношение естественного и божественного права
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 4. Политико-правовые идеи утопического социализма
- Устройство и управление Утопии
- О праве
- Проблема наказания
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- 3. Политико-правовая идеология абсолютизма в России
- Образ царя
- Организация суда
- Государство
- Формы правления
- 4. Политико-правовые воззрения нарождающейся буржуазии
- Промышленное развитие хозяйства
- Крестьянское устройство
- Обязанности различных сословий
- Судопроизводство
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6 учение о государстве и праве в голландии и англии в период буржуазных революций введение
- 1.Политическое и правовое учение Спинозы
- Произведения
- 3. Концепция “естественного права и общественного договора”
- Основные произведения
- О человеке и естественном состоянии общества
- Об общественном договоре и государственном устройстве
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Тема 8.Социально-политические взгляды Руссо
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10 учения о государстве и праве в западной европе в период утверждения капитализма (XIX —нач. XX вв.) введение
- 1. Учение и. Канта о государстве и праве
- 2. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 1) Право как свобода (идея права);
- 2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
- 3) Право как закон (позитивное право).
- 5. Европейская политико-правовая мысль второй половины хiх века
- Заключение
- Вопросы для самопроверки