Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
Платон родился в аристократической семье. В молодости (407 -399 гг. до н.э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он много путешествовал: посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 гг. до н.э. приобрел рощу на зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца своей жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие до 529 г н.э.
Самое крупное произведение Платона – “Государство“, в нем содержится наиболее полное изложение его мировоззрения. Проблемы государственности также рассматриваются в работах “Политик” и “Законы” (последняя осталась незавершенной). Сочинения Платона написаны в форме диалогов.
В диалоге “Государство” Платон рисует картину идеального общественного строя и, обосновывая ее, решает ряд теоретических проблем.
По его мнению общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. В обществе нужен сапожник и хлебороб, солдат и правитель, каждый должен заниматься своим делом.
Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, отнюдь не предполагают равенства, наоборот, Платон - сторонник сословности и жесткой социальной иерархии. И здесь он исходит из принципа разделения труда.
Платон любит уподоблять индивидуальный человеческий организм и общество. Подобно тем как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители - философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом.
Конструируя в диалоге “Государство” идеальное общественное устройство, Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т.е. первых двух сословий. Правители и воины должны всю жизнь посвятить служению общему благу. Поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и частных интересов. Поэтому всю жизнь воинов и правителей предполагается организовывать на началах общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию должно поставляет третье сословие. Стражи живут и питаются сообща, как в походе. Им запрещается иметь в своем распоряжении золото и серебро.
В идеальном государстве правит сословие философов. Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяются кто-то один - это царская власть, если же несколько человек - это аристократия.
Суждения философов Платон ставит выше законов, полагая, что не будучи связанными ими, они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. Идеальное аристократическое правление, по мнению Платона, в его время была не осуществимо, но в прошлом, в золотом веке, оно имело место.
Утрата нравственного совершенства вела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает тимократия (от доблести), вместо разумного начала господствует ярость, вместо философов - воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов (Спарта). Его главное бедствие - бесконечные войны.
Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это - олигархия. При аристократии принцип власти - достоинство, при олигархии - деньги. Усиливается раскол богатых и бедных. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главный недостаток демократии - уравнение людей разного достоинства, некомпетентность, капризность, воля случая.
И, наконец, воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран. Тирания, по Платону, - худшая из форм правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников.
Воззрения Платона изменялись на протяжении его долгого творческого пути. В конце жизни Платон написал еще одно свое крупное сочинение по политическим вопросам - “Законы”. В “Законах” Платон рисует менее совершенное политическое устройство. Признав, что идеал, изложенный в “Государстве” не осуществим, он идет на компромисс. Основные отличия диалога “Законы” от “Государства” таковы:
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов. Всем гражданам разрешается иметь семьи и участки земли с домами в частной собственности. Каждый получает их по жребию и пользуется им на правах владения. Земля является собственностью государства.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размера имущества, записавшись в один из четырех классов. Переход из одного класса в другой происходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния.
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабского труда. Политически рабы полностью бесправны.
В-четвертых, форму второго по совершенству государства Платон характеризует как смешение принципов демократии и монархии. Во главе его находятся 37 правителей, избираемые путем многоступенчатых выборов. В выборах участвуют только те граждане, кто носит оружие или уже принимал участие в войне. Возраст правителей от 50 до 70 лет, они могут находиться у власти не более 20 лет. Правители наделены широкими полномочиями, но связаны законами и оберегают их. Из числа 37 правителей выделяется “Ночной совет”, в составе которого - 10 самых мудрых правителей. Им вручается судьба государства. Значительная власть у выборного совета, в составе 360 человек (90 от каждого класса). Упоминается народное собрание, посещать которое обязаны под страхом наказания первые два сословия, а остальные по желанию.
Вывод: И “Государство” и “Законы” представляют собой жанр утопии, т.е. несбыточных проектов. Платон чувствует, что греческая цивилизация клонится к упадку. Смириться с этим он не мог, а выход ему представлялся только в форме возврата к прошлому. Его аристократическое правление философов и стражей - воспоминание о родовой аристократии, о героических временах, оттуда идеи единства и общности имущества.
- Введение
- Организационно-методические указания по курсу "История политических и правовых учений"
- Тема 1 предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологические основы
- Тема 2 учение о государстве и праве в странах древнего востока, древней греции и рима введение
- 1. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- Политико-правовая мысль Древней Индии
- Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
- 2. Политико-правовые учения Древней Греции
- Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 3. Политические и правовые учения Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. До н.Э.)
- Происхождение государства
- Сущность, задачи и формы государственного устройства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 учения о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.) введение
- 1. Социально-политические идеи раннего христианства.
- 2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 – 430).
- Цель государства состоит в:
- Форма государства
- 3. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- Произведения
- Соотношение теологии и философии
- Иерархия формы
- Классификация законов
- Происхождение государства
- Форма государства
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4 учения о государстве и праве в россии в период возникновения и развития феодализма, становления русского централизованного государства и в период абсолютизма введение
- 1. Политико-правовые воззрения Древней Руси
- Учение о власти
- Взаимоотношение духовной и светской власти
- Отношение к власти на разных этапах жизни
- Образ царя
- Симфония духовной и светской власти
- Концепция “Москва – третий Рим”
- Вопрос о власти
- Тема 5 учения о государстве и праве в западной европе в период разложения феодализма введение
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- Произведения Макиавелли
- Отношение к религии
- Учение о государстве
- Борьба народа и аристократии
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- Отношение Лютера к государству
- Соотношение естественного и божественного права
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 4. Политико-правовые идеи утопического социализма
- Устройство и управление Утопии
- О праве
- Проблема наказания
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- 3. Политико-правовая идеология абсолютизма в России
- Образ царя
- Организация суда
- Государство
- Формы правления
- 4. Политико-правовые воззрения нарождающейся буржуазии
- Промышленное развитие хозяйства
- Крестьянское устройство
- Обязанности различных сословий
- Судопроизводство
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6 учение о государстве и праве в голландии и англии в период буржуазных революций введение
- 1.Политическое и правовое учение Спинозы
- Произведения
- 3. Концепция “естественного права и общественного договора”
- Основные произведения
- О человеке и естественном состоянии общества
- Об общественном договоре и государственном устройстве
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Тема 8.Социально-политические взгляды Руссо
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10 учения о государстве и праве в западной европе в период утверждения капитализма (XIX —нач. XX вв.) введение
- 1. Учение и. Канта о государстве и праве
- 2. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 1) Право как свобода (идея права);
- 2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
- 3) Право как закон (позитивное право).
- 5. Европейская политико-правовая мысль второй половины хiх века
- Заключение
- Вопросы для самопроверки