2.4 Субъекты авторских прав
Субъектами авторского права являются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Субъектами авторского права являются:
авторы (граждане Беларуси и иностранцы), их наследники и иные правопреемники,
Республика Беларусь.
Не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и то же произведение. Одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. В связи с этим различают субъектов первоначального производного авторского права.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона от 11 августа 1998 г. автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Термин «автор» не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным правопреемникам автора. Из текста закона следует, что автором является физическое лицо, создавшее оригинальное произведение, составившее сборник или иное составное произведение, осуществившее перевод, аранжировку или другую переработку оригинального произведения.
Создание произведения как юридический факт, порождающий определенные правовые последствия, является фактическим действием, к которому неприменимы требования, установленные законом в отношении юридических сделок (о воле, волеизъявлении, пороках воли и проч.). Иначе говоря, деятельность по созданию произведения относится к таким правомерным действиям, которые именуются юридическими поступками.
Поскольку фактические действия могут совершать и недееспособные лица, и лица, ограниченные в правоспособности, конкретные авторские права могут возникать у любого лица, независимо от его возраста и дееспособности.
Автором или обладателем исключительного права на произведение является то лицо, чье имя или наименование значится на произведении.
При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Авторское право может принадлежать нескольким лицам – соавторам. Для объектов авторского права, созданных коллективным трудом, очень важно, чтобы были четко определены условия возникновения соавторства, права и обязанности соавторов и их наследников по отношению к произведению в целом и его частям, а также мера ответственности каждого из соавторов по обязательству, вытекающему при использовании созданного в соавторстве произведения (коллективного произведения).
Соавторство может заключаться как в выполнении соавторами однородного по своему характеру труда, так и в выполнении несколькими лицами труда, различного по своему творческому характеру. Например, музыку балета пишет композитор, а постановку осуществляет хореограф.
В юридической литературе выделяют два вида соавторства:
нераздельное;
раздельное.
Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое. При таком соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть. С создателями такого произведения заключается, как правило, один авторский договор. В случае нарушения кем-либо из соавторов обязательств, связанных с созданием произведения, весь авторский коллектив несет за это ответственность.
При раздельном соавторстве единое произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно, кем из соавторов эти части созданы.
Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Все специалисты, исследовавшие проблему соавторства, сошлись во мнении, что, во-первых, соавторство не создается оказанием организационной или технической помощи автору, во-вторых, участие в создании коллективного произведения должно быть добровольным, принуждение к соавторству – уголовно наказуемое деяние. В-третьих, оно должно быть творческим. Мнения ученых расходятся по вопросу, является ли необходимым условием для соавторства предварительное соглашение нескольких лиц для создания коллективного произведения. Одни отвечают на вопрос положительно, другие – отрицательно.
Правильным, на наш взгляд, является мнение тех ученых, которые считают, что необходимым условием возникновения соавторства является заключенное между ними соглашение, которое должно рассматривать волеизъявление авторов, направленное на совместную, четкую работу над произведением. Соглашением с соавторами могут быть определены способы использования произведения в целом, границы прав отдельных соавторов в отношении частей, имеющих самостоятельное значение, способ указания имен при обнародовании произведения, порядок распределения вознаграждения между соавторами и т.д.
В Законе от 11 августа 1998 г. сказано, что авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав (п. 1 ст. 24). Закон не дает ответа только на вопрос: переходит ли по наследству право на обнародование, включая право на отзыв.
Приобретенное наследниками авторское право на произведения умершего автора способно к дальнейшему переходу в порядке наследования. Проблема способности перехода авторского права по наследству от наследников автора к их наследникам одно время была предметом острой дискуссии. Оставляя без анализа высказывания ее участников, следует подчеркнуть, что в ряде случаев авторское право на произведения умершего автора может оказаться у лиц, совершенно посторонних для умершего. Например, если вдова писателя снова выйдет замуж, то после ее смерти авторское вознаграждение за переиздание произведений умершего автора будет получать ее второй муж, который к писателю никакого отношения не имеет.
При разделе наследства, в состав которого входит авторское право, необходимо учитывать следующие особенности последнего как наследуемого имущества: во-первых, оно не подлежит имущественной оценке, во-вторых, не все личные неимущественные права наследуются; в-третьих, раздел в натуре полученного по наследству авторского права, как и раздел неделимых вещей, невозможен. Поэтому унаследованное авторское право в полном объеме остается за всеми наследниками либо за некоторыми из них, либо выделяется одному из наследников. В последнем случае тот наследник, который получит по наследству авторское право, обязан выплатить соответствующую компенсацию другим наследникам. Если наследников несколько, говорят о соответствующей доле каждого из них в авторском праве.
Субъектами первоначального авторского права могут быть не только физические, но и юридические лица на правах юридического лица, возникновение которого не связано с заключением авторского договора или универсальным правопреемством. Само юридическое лицо совершает определенные действия творческого характера с целью создания нового объекта на основе уже опубликованных произведений. К таким действиям относятся:
подбор и расположение материалов,
подбор и организация данных, в том числе и на магнитных носителях.
Субъектами авторских прав могут быть иные правопреемники. Термин «иные правопреемники» появился в отечественном законодательстве в 1974г. Это связывают с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве, выделением лиц, к которым в соответствии с законом или договором переуступались отдельные авторские правомочия, в отдельную категорию субъектов авторского права в отличие от субъектов первоначального авторского права и их наследников.
Согласно современной доктрине в роли иных правопреемников авторов выступают организации и учреждения, а также физические лица, к которым переходят по договору права на использование произведения. Следует согласиться с господствующим в литературе мнением, что правопреемники владеют авторскими правами не в полном объеме. К ним не могут перейти ни по каким основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя.
Еще в ГК БССР 1964г. отмечалось, что авторское право переходит к государству:
от юридического лица в случае его ликвидации;
в случае принудительного выкупа у автора или его наследников;
при объявлении произведения, в отношении которого истек срок авторского права, достоянием государства авторское право, завещанное государству, прекращалось.
- Основы управления интеллектуальной собственностью Конспект лекций для студентов всех специальностей Могилёв 2006
- Составитель
- Принятые сокращения
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Общие понятия интеллектуальной собствен-ности
- 1.3 Определение, характеристика и функции интеллектуальной собственности
- 1.4 Характеристика объектов интеллектуальной собственности в белорусском законодательстве
- Тема 2. Авторское право и смежные права
- 2.1 Понятие авторского права и смежных прав. Задачи и принципы
- 2.2 Источники авторского права и смежных прав в Республике Беларусь
- 2.3 Объекты авторского права
- 2.4 Субъекты авторских прав
- 2.5 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства
- Тема 3. Промышленная собственность
- 3.1 Общие положения и законодательство о праве промышленной собственности
- 3.2 Объекты права промышленной собственности
- 3.3 Субъекты права на охраняемые объекты права промышленной собственности
- 3.4 Права автора объекта промышленной собственности. Права патентообладателя на объект промышленной собственности
- Тема 4. Патентная информация
- 4.1 Общие понятия патента (на изобретение)
- 4.2 Патентная информация
- 4.3 Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
- 4.4 Право на нераскрытую информацию
- 4.5 Международные соглашения о патентах
- Тема 5. Патентные исследования
- 5.1 Подача заявки на выдачу патента. Ее состав
- 5.2 Экспертиза патентным органом заявки на выдачу патента на изобретение
- 5.3 Экспертиза заявки на выдачу патента на полезную модель
- 5.4 Заявка на выдачу патента на промышленный образец
- 5.5 Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца
- 5.6 Срок действия патента
- 5.7 Недействительность патента
- Тема 6. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот
- 6.1 Общие положения о правах на объекты интеллектуальной собственности
- 6.4 Бухгалтерский учет объектов нематериальных активов
- 6.5 Рыночная оценка объектов интеллектуальной собственности
- 6.6 Методы оценки
- Тема 7. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности
- 7.1 Общая характеристика основных форм передачи прав на объекты интеллектуальной собственности
- 7.2 Лицензионный договор
- 7.3 Характер передаваемых имущественных прав
- 7.4 Объем передаваемых прав
- 7.5 Открытая лицензия. Принудительная лицензия
- 7.6 Исключительная и неисключительная лицензии (книга)
- 7.7 Пошлины за поддержание патента в силе
- 7.8 Договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности
- Тема 8. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности
- Тема 9. Государственное управление интеллек-туальной собственностью План
- 9.1 Роль государства в области авторского права и смежных прав.
- 9.1 Роль государства в области авторского права и смежных прав
- 9.2 Система государственного управления интеллектуальной собственностью. Патентное ведомство
- 9.3 Международные организации в области управления интеллектуальной собственностью
- Литература
- Основы управления интеллектуальной собственностью Конспект лекций
- 212027, Могилёв, пр-т Шмидта, 3
- 212027, Могилёв, пр-т Шмидта, 3