logo
ОУИС

7.4 Объем передаваемых прав

Говоря о распределении прав собственности на произведение в рамках авторского договора, необходимо учитывать не только состав передаваемых прав (исключительные/неисключительные права), но и их объем. Институциональной средой очерчена сово­купность прав собственности автора на экономическую составля­ющую созданного произведения, в юридических терминах опре­деленных как имущественные права собственности: право на вос­произведение, право на распространение и т.д. Автор как собственник имущественных прав может в своих экономических интересах обмениваться этими правами произвольно: он может передать как весь объем прав одному экономическому контраген­ту, так и отдельные виды правомочий нескольким контрагентам. Например, автор может передать по договору право на распрост­ранение своего произведения издателю, право на перевод — переводчику, а право на переработку оставить за собой. Таким образом, возможны две формы передачи прав собственности:

- полная передача прав собственности;

- частичная передача прав собственности.

Полная передача прав собственности предполагает, что владелец авторского права передает покупателю весь набор имущественных прав, предусмотренных Законом об авторском праве и смежных правах.

При частичной передаче каждое имущественное право может делиться любым способом: по предмету, объему, территории, сроку и т.д. Это означает, что продавец, даже передавая одному покупателю весь перечень имущественных прав, тем не менее, может ограничить их использование в пространстве, во времени и количественно.

Поскольку состав и объем передаваемых имущественных прав институциональной средой жестко не задан ни юридически, ни эко­номически, следует учитывать, что некоторые из них могут пере­даваться как исключительные, а другие — как неисключительные.

Таким образом, из объединения типов передачи имуществен­ных прав по их составу и объему вытекают четыре возможные фор­мы обмена в рамках авторского договора:

Дальнейшее уточнение указанного конечного набора объемов происходит с учетом того, что в рамках авторского договора сово­купность обменов между экономическими агентами (покупателем и продавцом прав собственности на использование произведения) должна быть структурирована во времени и в пространстве.