logo
ОУИС

9.3 Международные организации в области управления интеллектуальной собственностью

Межгосударственный или международный уровень. Головной организацией по управлению интеллектуальной собственностью на межгосударственном уровне является Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИ). Помимо ВОИС существует ряд региональных организаций, таких как Африканская региональная организация промышленной собственности (АРИПО), Африканская организация интеллектуальной собственности (ОАПИ), Соглашение о субрегиональной интеграции стран Андской группы, Центральноамериканское Соглашение по охране промышленной собственности, Североамериканское соглашение свободной торговле, Евразийская патентная организация, Европейская патентная организация и др.

Целью межгосударственного уровня управления объектами интеллектуальной собственности является содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств-членов ВОИС.

Задачами ВОИС являются регистрационная деятельность, обеспечение межправительственного сотрудничества и программная деятельность. Постоянные программы ВОИС по сотрудничеству в целях развития в области промышленной собственности и по вопросам авторского и смежных прав решают следующие задачи:

Управление интеллектуальной собственностью на международном уровне представляет собой задачу огромной сложности и важности. Интеллектуальная собственность сегодня столь неразрывно вплетена в ткань международных отношений, что давно уже превратилась в один из важнейшие аспектов двухсторонних и многосторонних межгосударственных связей и взаимодействия стран в области науки, техники, искусства и культуры.

Для управления этим институтом мировым сообществом создана уникальная международная организация – Всемирная организация интеллектуальной собственности. История создания ВОИС начинается одновременно с принятием первых многосторонних международных соглашений — Парижской и Бернской конвенций в 80-х годах XIX столетия.

В соответствии с международными соглашениями страны, присоединившиеся к ним, образуют клубы или союзы, объединенные и связанные взаимными обязательствами, вытекающими из юридически значимых норм этих соглашений. Для осуществления административных задач Парижского и Бернского союзов первые государства-участники создали сначала два Международных бюро, а затем в 1893 эти бюро были объединены в одну международную организацию: «Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности» или БИРПИ. В 1967 году на Стокгольмской дипломатической конференции БИРПИ были преобразованы в ВОИС.

Главной причиной создания ВОИС стал стремительный рост числа и значимости объектов интеллектуальной собственности. Второй причиной создания ВОИС было желание стран-участниц превратить ВОИС в учреждение ООН.

Поэтому на Стокгольмской конференции были пересмотрены административные положения международных соглашений по интеллектуальной собственности, а в 1974 году вступило в силу соответствующее соглашение между ВОИС и ООН, признающее, что ВОИС несет ответственность за осуществление соответствующих мероприятий согласно ее уставу и находящимися в ее ведении договорам и соглашениям по содействию творческой интеллектуальной деятельности и облегчению передачи технологий, связанных с промышленной собственностью, развивающимся странам, чтобы ускорить их экономическое, общественное и культурное развитие.

В конвенции, учреждающей ВОИС, впервые объекты авторских прав и объекты про­мышленной собственности объединены понятием «интеллектуальная собственность».

Целью ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и обеспечение административного сотрудничества Союзов.

Функции ВОИС:

• сотрудничество с государствами, запрашивающими юридико-техническую помощь в области интеллектуальной собственности;

Органами управления ВОИС являются Генеральная Ас­самблея — верховный орган управления ВОИС (включает по одному представителю от каждого государства-стороны Кон­венции, которое является членом какого-либо Союза); Кон­ференция (включает по одному представителю от каждого го­сударства-стороны Конвенции независимо от того, являются они членами какого-либо из Союзов или не являются); Коор­динационный комитет (состоит из государств-сторон насто­ящей Конвенции, которые являются членами Исполнитель­ного комитета Парижского союза, или Исполнительного ко­митета Бернского союза, или обоих этих Исполнительных комитетов. Правительство каждого государства-члена Коор­динационного комитета представлено в нем одним делегатом.

Четвертый орган управления — Международное бюро ВОИС — решает все задачи по управлению организацией. Международное бюро ВОИС выполняет административные функции Парижского и Бернского союзов, а также большин­ства международных союзов в области интеллектуальной собственности.

Руководит Международным бюро Генеральный директор ВОИС — главное должностное лицо Организации, который назначается на определенный срок продолжительностью не менее 6 лет.

Основные направления деятельности ВОИС:

Регистрационная деятельность ВОИС заключается в оказании прямых услуг лицам, подающим заявки на объекты промышленной собственности. В ВОИС ведется также обработка международных заявок согласно Договору о патентной кооперации и международная регистрация товарных знаков и промышленных образцов.

Международное сотрудничество в области управления интеллектуальной собственностью включает:

Программная деятельность ВОИС включает:

Одной из важнейших сфер деятельности ВОИС является оказание помощи развивающимся странам. Для осуществления этой деятельности ВОИС приняла постоянные программы, предназначенные для организации сотрудничества с развивающимися странами — «сотрудничество в целях раз­вития в области промышленной собственности» и «сотрудничество в целях развития в сфере авторского права». Содействие принятию договоров в области интеллектуальной собственности является постоянной и чрезвычайно важной функцией ВОИС.

Всемирная торговая организация – международная организация, созданная на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и имеющая дело с правилами торговли между нациями. Основой деятельности ВТО являются соглашения, подписанные большей частью торговых государств и ратифицированные их парламентами. Цель деятельности ВТО – помощь в осуществлении бизнеса производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам. Основополагающим документом ВТО в области регулирования прав интеллектуальной собственности является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Соглашение закрепляет обязательные для всех членов ВТО минимальные стандарты защита прав интеллектуальной собственности и базируется на ряде международных конвенций ВОИС в области международной защиты интеллектуальной собственности, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Вашингтонском договоре об интеллектуальной собственности касательно интегральных микросхем.

Соглашение ТРИПС. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — ТРИПС — впервые объединило требования к обеим группам объектов интеллектуальной собственности — промышленной собственности и авторскому праву и смежным правам. В отличие от большинства международных соглашений по интеллектуальной собственности ТРИПС находится под юрисдикцией Всемирной торговой организации.

Для Республики Беларусь присоединение к ТРИПС имеет первостепенное значение вследствие необходимости вступления нашей страны в ВТО — международную организацию, контролирующую 94 % объема мирового товарооборота. Правительство Республики Беларусь проводит активную работу по получению республикой статуса полноправного чле­на этой организации. Одно из основных условий вступле­ния — безусловное выполнение положений ТРИПС, для чего белорусское законодательство должно соответствовать тре­бованиям этого соглашения.

Цель Соглашения ТРИПС — охрана и обеспечение прав интеллектуальной собственности, содействие техническому прогрессу, передаче и распространению технологий к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, содействие социально-экономическому благосостоя­нию и достижению баланса прав и обязательств (ст. 7).

Несмотря на попытку создать всеобъемлющий международный договор, касающийся всех объектов интеллектуаль­ной собственности, Соглашение содержит немного принци­пиальных положений, отличающихся от норм уже сущест­вующих актов.

К таким положениям можно отнести режим наибольшего благоприятствования, которого нет ни в Бернской, ни в Парижской конвенциях, суть которого состоит в том, что в отношении охраны интеллектуальной собственности любые выгоды, льготы, привилегии или иммунитеты, предоставля­емые страной-членом гражданам любой другой страны, не­медленно и безоговорочно распространяются на граждан всех других стран-членов (ст. 4).

Принцип национального режима сохраняется в силе в от­ношении прав, предоставленных Парижской, Бернской кон­цепциями и Вашингтонским договором. Что касается испол­нителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, принцип национального режима применяется только в отношении прав, предусмотренных настоящим Соглаше­нием (ст. 3.1).

Основная часть Соглашения посвящена стандартам в от­ношении наличия, объема и использования авторского права и смежных прав, товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов, патентов на изобретения, то­пологий интегральных микросхем, закрытой информации, а также антиконкурентной практики, однако последняя не включается в состав перечисленных категорий интеллекту­альной собственности. Действие ТРИПС не распространяет­ся на объекты интеллектуальной собственности, не упомяну­тые в этом соглашении, например, на полезные модели.

Исполнение стандартов ТРИПС требует наличия у стран-членов соответствующего законодательства и испол­нительных органов, для чего законодательство стран-членов должно предусматривать процедуры по обеспечению защиты прав, позволяющие осуществлять эффективные действия против любого акта их нарушения, включая срочные меры по предотвращению нарушений, а также средства судебной зашиты, играющие сдерживающую роль в отношении даль­нейших нарушений. Эти процедуры применяются таким об­разом, чтобы избежать создания барьеров законной торговле и обеспечить защиту против злоупотребления ими (ст. 41.1).

С этой целью страны-члены предусматривают уголовные процедуры и наказания, применяемые в случаях умышлен­ного применения неправомерно используемых объектов про­мышленной собственности или нарушения авторского пра­ва, совершенного в коммерческих масштабах. Меры пресече­ния включают тюремное заключение и/или денежные штра­фы, достаточные для того, чтобы служить средством сдержи­вания, соразмерным с серьезностью наказания, применяемого в связи с преступлениями соответствующей тяжести. Имеются в наличии меры пресечения включающиеся также наложение ареста, конфискацию и уничтожение контрафактных товаров и любых материалов и оборудования, которые использовались при совершении правонарушений (ст. 61).

Организация экономического сотрудничества и развития. Одним из направлений деятельности является исследование роли прав интеллектуальной собственности в стимулировании распространения знаний и создания инноваций. ОЭСР изучает экономическое воздействие режимов интеллектуальной собственности в высокотехнологических отраслях промышленности и в общественных исследованиях, оценивает политику и институциональную практику управления и использования интеллектуальной собственности, а также разрабатывает индикаторы для оценки эффективности трансфера технологий. Организацией разработана серия методологических руководств по измерению научно-технической деятельности, каждое из которых реализует свою группу задач, при этом в той или иной степени затрагивая области деятельности, в рамках которых возникают условия производства или обращения объектов интеллектуальной собственности.

Евразийская патентная конвенция. Регулирует процедуры получения охранных документов, действующих во всех странах – участницах Конвенции. Для каждого изобретения обеспечивается подача одной заявки на русском языке, проведение одной экспертизы с дальнейшей выдачей единого евразийского патента, действующего во всех странах – участницах Конвенции.

    1. Рационализаторское предложение

Рационализаторским предложением признается техническое решение, предусматривающее создание или изменение конструкции изделия, технологии про­изводства и применяемой техники, состава материа­ла, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, а также новое для предприятия организационное решение, дающее экономию трудо­вых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект (п. 1 Типового положения о рационализатор­ской деятельности в Республике Беларусь, утвержден­ного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь).

Для признания данного решения рационализаторским необходимо:

а) не использовалось на предприятии, кроме случаев, когда решение использовалось по инициативе автора в течение не более трех месяцев до подачи заявления;

б) не было известно предприятию в степени, доста­точной для его практического осуществления;

в) не было предусмотрено обязательными для пред­приятия нормативами (стандартами, нормами, техничес­кими условиями);

в-третьих, оно должно быть полезным для пред­приятия, которому подано, т.е. позволять получить любой положительный эффект. Однако если рационализаторским является организационное решение, оно должно давать экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект.

Не признается рационализаторским предложение, лишь ставящее задачу или только определяющее эффект, который может быть получен от применения предложения, поскольку последнее не является решением; созданное специалистами в порядке выполнения конкретного слу­жебного задания или договорных работ; снижающее надеж­ность, долговечность и другие показатели качества продукции или ухудшающее условия труда, качество работ.