2.3 Объекты авторского права
Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Произведение определяют как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.
Хотя ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они приписывают произведенные в этом качестве следующие обязательные признаки:
оно – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающие возможность трудится, без участия психических сил. Произведение – нематериальный объект;
произведение должно быть результатом творческое деятельности автора.
Творчество как обязательный признак произведения впервые было прямо названо в п.1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон от 16 мая 1996 г.). Как обязательный признак для предоставления произведению охраны авторским правом творчество названо в п. 1 ст. 992 ГК.
В определении объекта авторского права в п. 1 ст. 5 Закона от 11 августа 1998 г. признак творчества отсутствует. Историческое толкование закона дает основания сделать вывод, что для признания произведения науки, литературы и искусства объектом авторского права не требуется, чтобы оно было результатом творческой деятельности. С этим согласиться нельзя, поскольку в действующей редакции эта статья значительно расширяет круг охраняемых авторским правом объектов и позволяет признать объектами авторского права, например, расписание движения самолетов и поездов, рецепт на покупку лекарства в аптеке, объекты чисто технического характера, различные каталоги и т.п..
Объект авторского права должен быть выражен в объективной форме. Пока произведение представляет собой систему образов, мыслей, идей автора в его сознании, пока оно не стало возможным для восприятия другими лицами, иначе говоря, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в правовой охране.
Пунктом 2 ст. 992 ГК предусмотрено, что авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и других формах.
Законом от 11 августа 1998 г. перестали охраняться произведения, выраженные в устной форме (публично произнесенные, публично исполненные). Это новшество в юридической литературе объясняют решением законодателя признать, что устная форма произведения не считается объективной, и его желанием таким образом «повысить уровень охраны авторов устных произведений – речей, лекций, докладов, обращений и т.д.». Гражданский кодекс предоставляет охрану устным произведениям.
В связи с признанием программ для ЭВМ и баз данных объектами авторского права и в силу появившейся возможности с помощью специальных технических средств создавать электронные (цифровые) копии различных произведений на магнитных, оптических (лазерных) носителях в Законе от 11 августа 1998 г. названа новая форма существования произведений - электронная.
2. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Пункт 2 ст. 9 Закона от 11 августа 1998 г. предоставляет обладателю исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов:
латинской буквы «С» в окружности ©;
имени (наименования) обладателя исключительных прав;
• года первого опубликования произведения.
Правовой охраной в равной степени пользуются произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Знак охраны авторского права – формальность, которая служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора или иного лица исключительных имущественных прав на произведение.
Не является обязательной и регистрация произведения. Законом от 11 августа 1998 г. право правообладателя на регистрацию произведения или принадлежащих ему исключительных прав не предусмотрено. Однако предусмотрено использование информации об управлении правами.
Понятие информации об управлении правами и некоторые другие нормы, связанные с ней, заимствованы из Договора ВОИС по авторскому праву. Это заимствование свидетельствует о том, что Республика Беларусь стремится унифицировать с принятыми во всем мире нормами авторского права не только свое законодательство, но и способ учета и хранения информации о субъектах и объектах авторского права и смежных прав, созданных и используемых на территории Республики Беларусь.
На сегодняшний день информация об управлении правами не используется. Регистрация произведений и объектов смежных прав в соответствующем органе государственного управления не проводится.
В случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться документ о регистрации произведения у нотариуса.
3. Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их значимость для общества могут быть оценена, когда они объективируются на материальном носителе.
4. Круг охраняемых авторским правом объектов широк. Их перечень, составленный в зависимости от выражения, назначения, способа использования других условий, приведен в ст. 993 ГК Республики Беларусь.
Перечень охраняемых авторским правом объектов интеллектуальной собственности является открытым и допускает изменения и в будущем. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами авторского права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных в ст. 993 ГК видов произведений.
Примером такого объекта может служить реклама. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав.
Согласно принципу свободы творчества не считается нарушением авторского права использование существующего произведения для создания нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самостоятельных (независимых) произведений созданные на их основе новые произведения называют производными (зависимыми).
К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.
Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора.
Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений.
Действующее законодательство к числу состава относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных.
Не все объекты охраняются авторским правом. В числе результатов интеллектуальной деятельности такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К таким результатам относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п.4 ст. 992 ГК).
В числе произведений есть такие, которые исключены из охраны авторским правом прямым указанием закона. Согласно ст. 8 Закона от 11 августа 1998 г., к таким произведениям относятся произведения, срок охраны которых истек, а также официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера) и их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.
Обязательными признаками произведения являются:
1. Произведение – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Это – нематериальный объект.
2.Произведение должно быть результатом творческой деятельности автора. Согласно современной научной доктрине охране авторским правом подлежат лишь те результаты интеллектуальной деятельности, которые отличает оригинальность формы, в которой этот результат выражен. В литературе творческий характер произведения определяют его оригинальностью, неповторимостью и уникальностью. Идеи, заложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения, будь то литературная или художественная, обязательно должна быть оригинальной.
3.Признаком, обязательным для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторского права, является объективная форма его существования. Пока произведение представляет собой систему образов, мыслей, идей автора в его сознании, пока оно не стало возможным для восприятия другими лицами, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в правовой охране. Пока произведение не проявилось вовне, оно не может составлять объекта авторского права. Сами идеи, понятия, факты не подлежат запрещению и могут свободно обращаться в обществе.
Авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и др. В связи с признанием программ ЭВМ и баз данных введена новая форма существования произведения – электронная. В законодательстве подчеркивается, что назначение и достоинства произведения не имеют значения для предоставления охраны по авторскому праву. Авторское право распространяется на произведения как обнародованные, так и не обнародованные, но выраженные в любой объективной форме. Под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом.
Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведения, цитировать его и осуществлять иные действия. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно ли оно обществу или нет. Для возникновения или осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем в случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться, например, документ о регистрации произведения в Комитете по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь или у нотариуса.
В числе результатов интеллектуальной деятельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К ним относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Способы охраняются нормами патентного права; другие – средствами правового института «ноу-хау». Неохраноспособны по авторскому праву факты, имеющие информационный характер.
Авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение, не связаны друг с другом. Право собственности на материальный носитель, в котором выражен оригинал произведения, как правило, принадлежит автору, который затем может продать его или подарить кому-либо. При этом такое распоряжение материальным объектом не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключением из данного правила составляют случаи перепродажи произведения изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей писателей и композиторов через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. В этом случае автор имеет право на получение от каждого продавца вознаграждения в размере 5% перепродажной цены.
В перечень охраняемых авторским правом объектов входят:
1. Литературные произведения(книги, брошюры, статьи и др.). Под литературными произведениями понимаются любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относятся художественные, научные, учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной или электронной форме.
Как литературные охраняются следующие произведения:
А) книги, брошюры, статьи, иные произведения как художественного, так и научного содержания. Эти объекты относят к письменным произведениям;
Б) лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведения. Охрана таких произведений средствами авторского права возможна, но достаточно сложна. Автор устного произведения, претендующий на его защиту, должен позаботиться о том, чтобы зафиксировать произнесенное им произведение на каком-либо материальном носителе;
В) произведения личного характера – письма, дневники, иные документы. Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему людей, использование таких произведений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права граждан, гарантированное Конституцией Республики Беларусь (ст. 28).
2. Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения. Эти произведения объединяет то, что все они предназначены для исполнения на сцене. Однако если драматическое произведение, содержание которого может быть изложено в словесной форме, можно отнести к произведению литературы, то музыкально-драматические произведения являются составными, части таких произведений могут использоваться самостоятельно.
3. Музыкальные произведения с текстом и без текста. В этих произведениях художественные образы выражаются посредством звуков, которые связаны между собой по законам мелодии, ритма и гармонии. Главным назначением музыкального произведения является его непосредственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Исполнению музыкального произведения должно сопутствовать выражение его в форме записи на письме с помощью нотных знаков или в форме звукозаписи.
Видами музыкальных произведений являются:
– обработки;
– переложения;
– оркестровки;
– аранжировки;
– вариации.
4. Аудиовизуальное произведение (кино, теле-, видеофильмы; диафильмы и другие кино- и телепроизведения). Аудиовизуальное произведение определено как произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений, создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового восприятия. Аудиовизуальные произведения относятся к сфере так называемого «синтетического» искусства, объект которого благодаря творческому труду режиссера представляет собой «органическое соединение различных искусств или видов искусства в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов». Из числа последних могут быть выделены как самостоятельные объекты авторского права (например, сценарий, музыка), так и такие, которые не могут существовать вне самого аудиовизуального произведения (результат труда режиссера, оператора, артистов и др.).
Организационно-технические работы, а также выделение финансовых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведения, осуществляется, как правило, производителем аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание такого произведения.
Произведение скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства. Отсутствие законодательного определения произведения изобразительного искусства объясняют большим многообразием форм и технических способов выражения творческой мысли в таких произведениях. Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Но если рукопись литературного произведения, дискета или магнитная запись предназначена для размножения и распространения, то произведения изобразительного искусства создаются, как правило, в единственном экземпляре и приобретают качество уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусства с момента воплощения последнего в какой-либо объективной форме является субъектом как права собственности, так и авторского права на созданный им объект. Когда автор передает право на использование произведения изобразительного искусства, он остается автором произведения; право собственности на произведение изобразительного искусства переходит к пользователю. Между автором произведения изобразительного искусства и его собственником возникает авторское правоотношение с определенной для его участника совокупностью прав и обязанностей.
Произведения прикладного искусства. Являются разновидностью произведений изобразительного искусства. В юридической литературе указывают на два присущих этим объектам отличительных признака – утилитарность и художественность исполнения. Это означает, что произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизводятся промышленным способом с целью создания товаров, предназначенных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей людей. Такими товарами являются ювелирные и галантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассы и др. материалов. В юридической литературе произведения прикладного искусства определены как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека.
Произведения прикладного искусства как объекты авторского права следует отличать от промышленных образцов охраняемых правом промышленной собственности.
7. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.Эти произведения имеют двойное назначение, так как призваны удовлетворять как духовные, так и определенные материальные потребности людей. Авторским правом охраняются как сами произведения архитектуры, градостроительства выраженные в виде зданий, сооружений, садов, парков и т.д., так и эскизы, чертежи, планы, рисунки и иные разработки.
Произведения архитектуры пользуются охраной как результат творческой деятельности, причем оригинальность такого произведения должна отражать личный вклад автора как в графическое оформление произведения архитектуры, так и в его объемное оформление, которое проявляется в уже созданном объекте. В процессе проектирования и непосредственно строительства автору оригинального архитектурного произведения приходится решать определенные инженерно-конструкторские и даже научные задачи. Полученные результаты авторским правом не охраняются, так как авторским правом охраняется только форма произведения, но не его содержание.
8. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. Фотографические и им подобные произведения были выделены в самостоятельный вид охраняемых автором правом объектов уже в Положении об авторском праве 1911 г. До закона от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» в качестве условия охраны таких произведений действовало требование обязательного указания на каждом экземпляре фотографического или подобного ему произведения имени автора, места и года выпуска произведения в свет. В настоящее время такие формальности не требуются.
9. Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Существуют объекты авторского права с двойственным характером назначения, которые занимают промежуточное место между литературными и художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию. Охраняются такие произведения лишь в том случае, если они представляют собой результат творческого труда их составителя.
10. Компьютерные программы. Они были признаны объектами авторского права с принятием в 1996 г. Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Сложность выбора для компьютерных программ надлежащего способа правовой защиты обусловлена их спецификой как объектов права. Компьютерная программа имеет двойственный характер: содержание программы требует ее охраны средствами права промышленной собственности, а форма представления программы в виде совокупности команд и данных нуждается в охране авторским правом. Выбор авторско-правового способа защиты программ для ЭВМ объясняется тем, что именно этот способ выбран как основной для защиты программ для ЭВМ в большинстве государств и назван в тексте Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Компьютерная программа– упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация. Согласно Договору ВОИС по авторскому праву, компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Понятие «компьютерная программа» охватывается весь спектр программных средств, предназначенных для получения определенного результата с помощью ЭВМ и других аналогичных устройств. Компьютерной программой является как небольшая программа, созданная индивидуальным разработчиком, так и сложный программный продукт, разработанный организацией.
По своему назначению компьютерные программы можно разделить на три основные группы: операционные системы и сервисные программы, системы программирования и прикладные программы.
Текст компьютерной программы, изложенный на специальном языке программирования, называются исходным. Исходный текст может быть размещен в памяти компьютера или изложен на бумаге, опубликован и в таком виде отнесен к литературному произведению. Исходный текст должен быть обработан специальными средствами языка программирования и преобразован в совокупность цифровых кодов. Объектами авторского права являются любые компьютерные программы, независимо от их назначения и достоинства. Для предоставления им охраны не имеет значения, на каком языке программирования они написаны, изложены ли текст программы на исходном языке или в объектных кодах.
База данных– это объективная форма представления и организации данных, систематизированных определенным образом для возможности их обработки и поиска с помощью компьютера.
11. Другие произведения. Перечень объектов авторского права является открытым. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами авторского права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных в ГК видов произведений. Примером такого объекта может служить реклама. Согласно Закону РБ от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав.
Учитывая особенности деятельности артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций вещания, результаты их труда в Республике Беларусь охраняются средствами специального института смежных прав.
Под исполнением понимают представление произведения, фонограммы посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств.
Фонограмма определяется как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображение звуков. Фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение. Фонограмма – нематериальный носитель звукозаписи охраняемого произведения. Производителю фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование, то есть право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
- воспроизводить фонограмму;
- переделывать фонограмму;
- распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;
- импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения;
- сдавать фонограмму в прокат;
- доводить до всеобщего сведения фонограмму таким образом, чтобы она была доступна для публики из любого места и в любое время.
Определение передачи в эфир содержится в Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Согласно этой конвенции передача в эфир означает передачу звуков или изображений беспроволочными средствами для приема публикой.
Передачей организации эфирного или кабельного вещания является передача, созданная как самой организацией эфирного или кабельного вещания, так и по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией. Организации эфирного вещания принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.
Предоставление охраны объектам смежных прав осуществляется в зависимости от следующих критериев: гражданства субъекта смежных прав, если речь идет о физическом лице, или официального местонахождения юридического лица и места первого опубликования фонограммы. Гражданский кодекс определяет сферу действия смежных прав в отношении исполнений и постановок, в отношении фонограмм, в отношении передач эфирного или кабельного вещания. Охране подлежит не только живое исполнение, но и исполнение, записанное на фонограмму, а также не записанное на фонограмму, но включенное в передачи в эфир или по кабелю. Если исполнителем или изготовителем фонограммы является гражданин Республики Беларусь, а в отношении фонограмм – юридическое лицо, имеющее официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, то его исполнение, постановки и изготовленные им фонограммы охраняются независимо от места их первого исполнения или опубликования. Если исполнители и изготовители фонограмм впервые осуществляют исполнительскую деятельность или публикуют свои фонограммы на территории Республики Беларусь, то охрана таким исполнениям и фонограммам предоставляется независимо от гражданства исполнителя или места нахождения юридического лица. Охране подлежат фонограммы, опубликованные на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве. Для предоставления охраны передачам эфирного и кабельного вещания необходимо, чтобы организация имела официальное местонахождения на территории Республики Беларусь и осуществляла передачи с передатчиков, расположенных на территории республики.
Не являются объектами авторского права:
Официальные документы (законы; судебные решения; иные тексты законодательного, административного и судебного характера);
Государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
Произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.
Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.
- Основы управления интеллектуальной собственностью Конспект лекций для студентов всех специальностей Могилёв 2006
- Составитель
- Принятые сокращения
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Общие понятия интеллектуальной собствен-ности
- 1.3 Определение, характеристика и функции интеллектуальной собственности
- 1.4 Характеристика объектов интеллектуальной собственности в белорусском законодательстве
- Тема 2. Авторское право и смежные права
- 2.1 Понятие авторского права и смежных прав. Задачи и принципы
- 2.2 Источники авторского права и смежных прав в Республике Беларусь
- 2.3 Объекты авторского права
- 2.4 Субъекты авторских прав
- 2.5 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства
- Тема 3. Промышленная собственность
- 3.1 Общие положения и законодательство о праве промышленной собственности
- 3.2 Объекты права промышленной собственности
- 3.3 Субъекты права на охраняемые объекты права промышленной собственности
- 3.4 Права автора объекта промышленной собственности. Права патентообладателя на объект промышленной собственности
- Тема 4. Патентная информация
- 4.1 Общие понятия патента (на изобретение)
- 4.2 Патентная информация
- 4.3 Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
- 4.4 Право на нераскрытую информацию
- 4.5 Международные соглашения о патентах
- Тема 5. Патентные исследования
- 5.1 Подача заявки на выдачу патента. Ее состав
- 5.2 Экспертиза патентным органом заявки на выдачу патента на изобретение
- 5.3 Экспертиза заявки на выдачу патента на полезную модель
- 5.4 Заявка на выдачу патента на промышленный образец
- 5.5 Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца
- 5.6 Срок действия патента
- 5.7 Недействительность патента
- Тема 6. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот
- 6.1 Общие положения о правах на объекты интеллектуальной собственности
- 6.4 Бухгалтерский учет объектов нематериальных активов
- 6.5 Рыночная оценка объектов интеллектуальной собственности
- 6.6 Методы оценки
- Тема 7. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности
- 7.1 Общая характеристика основных форм передачи прав на объекты интеллектуальной собственности
- 7.2 Лицензионный договор
- 7.3 Характер передаваемых имущественных прав
- 7.4 Объем передаваемых прав
- 7.5 Открытая лицензия. Принудительная лицензия
- 7.6 Исключительная и неисключительная лицензии (книга)
- 7.7 Пошлины за поддержание патента в силе
- 7.8 Договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности
- Тема 8. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности
- Тема 9. Государственное управление интеллек-туальной собственностью План
- 9.1 Роль государства в области авторского права и смежных прав.
- 9.1 Роль государства в области авторского права и смежных прав
- 9.2 Система государственного управления интеллектуальной собственностью. Патентное ведомство
- 9.3 Международные организации в области управления интеллектуальной собственностью
- Литература
- Основы управления интеллектуальной собственностью Конспект лекций
- 212027, Могилёв, пр-т Шмидта, 3
- 212027, Могилёв, пр-т Шмидта, 3