9.2 Система государственного управления интеллектуальной собственностью. Патентное ведомство
Государственный уровень управления. Система управления на государственном уровне включает государственные органы, такие как ведомство промышленной собственности (патентное ведомство), негосударственные органы, такие как агентства патентных поверенных и особые структуры в судебных органах. В Республике Беларусь в эту систему входят Национальный центр интеллектуальной собственности при Государственном комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь (НЦИС), Судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда РБ, Белорусское авторское общество, Ассоциация патентных поверенных и другие структуры.
На НЦИС возлагаются следующие основные задачи в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
разработка государственной политики в этой области;
участие в реализации разработанной единой государственной политики;
осуществление контроля за соблюдением законодательства;
обеспечение охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
реализация законодательства в области коллективного управления имущественными правами;
осуществление информационной и издательской деятельности;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности;
осуществление международного сотрудничества, обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь;
оказание содействия творческим союзам и иным общественным организациям.
НЦИС в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции по управлению объектами интеллектуальной собственности:
принимает участие в разработке мероприятий по реализации государственной политики в области охраны прав на объекты промышленной собственности, объекты авторского права и смежных прав и участвует в их осуществлении;
обобщает практику применения законодательства в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и разрабатывает предложения по его совершенствованию, а также по заключению международных договоров Республики Беларусь в этой области;
разрабатывает и в установленном порядке вносит в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь предложения, в том числе проекты нормативных правовых актов по вопросам, требующим нормативного правового регулирования;
принимает к рассмотрению заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, осуществляет государственную регистрацию этих объектов и выдает охранные документы, ведет соответствующие государственные реестры;
обеспечивает защиту государственных секретов, содержащихся в заявках на секретные изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
организует в установленном порядке рассмотрение Апелляционным советом жалоб, возражений и заявлений по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности;
регистрирует лицензионные договоры, договоры уступки, договоры залога прав на объекты интеллектуальной собственности и другие, ведет государственный реестр таких договоров;
обеспечивает в соответствии с законодательством функционирование коллективного управления имущественными правами авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав;
организует подготовку специалистов в сфере интеллектуальной собственности;
осуществляет международное сотрудничество и обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь;
участвует в разработке предложений по совершенствованию механизма введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, оценки и учета объектов интеллектуальной собственности;
обеспечивает организацию, проведение научно-исследовательских работ в области охраны и управления интеллектуальной собственностью;
оказывает физическим и юридическим лицам методическую помощь, информационные, юридические и иные услуги в области охраны и управления интеллектуальной собственностью;
осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных, контроль за выполнением ими требований, предъявляемых к их деятельности и др.
Для обеспечения взаимодействия министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности постановлением Совета Министров РБ создана Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь, которая является постоянно действующим координационным органом.
Основными задачами Комиссии являются:
обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности республиканских органов государственного управления, государственных и иных организаций при проведении единой государственной политики в области охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;
разработка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны прав, использования объектов интеллектуальной собственности и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в части:
регулирования отношений, возникающих при создании объектов интеллектуальной собственности (включая объекты, созданные с использованием технологий двойного назначения), с привлечением бюджетных средств;
государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и вовлечения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности;
международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности;
• разработка мер по противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности.
Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:
• обеспечивает проведение комплексного анализа ситуации в сфере интеллектуальной собственности в Республике Беларусь, вырабатывает рекомендации по предотвращению и пресечению правонарушений;
рассматривает предложения министерств, других республиканских органов государственного управления по вопросам охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности и вырабатывает меры, обеспечивающие координацию их деятельности в решении указанных вопросов, вносит Правительству Республики Беларусь предложения:
по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение эффективной правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;
о целесообразности, приоритетности и финансовой поддержке патентования за рубежом объектов промышленной собственности, созданных с использованием средств республиканского бюджета;
о мерах по предотвращению правонарушений в указанной области и противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности;
о расширении международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности;
об участии Республики Беларусь в международных договорах и др.
Другие органы государственного управления также принимают активное участие в государственном управлении объектами интеллектуальной собственности в соответствии со своей компетенцией.
Корпоративный уровень. Организация в части управления объектами интеллектуальной собственности решает следующие задачи:
формирование системы общественных, правовых и экономических отношений в вопросах собственности на результаты интеллектуальной деятельности;
создание «работникам знаний» благоприятных условий для разработки высокоэффективных, имеющих значительную рыночную стоимость объектов интеллектуальной собственности;
охрана и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности;
обеспечение защиты прав организации и ее работников в отношениях с третьими лицами и др.
На корпоративном уровне управление объектами интеллектуальной собственности строится, исходя из стратегических установок и возможностей организации, которая в сфере интеллектуальной собственности в общем случае может преследовать три основные цели:
организацию системы управления портфелем объектов интеллектуальной собственности для извлечения прибыли в условиях рыночной конкуренции;
установление особых правил функционирования этой системы на всех этапах жизненного цикла объектов интеллектуальной собственности с учетом специфических особенностей данной организации;
разработка корпоративных правил поведения и взаимодействия всех участников процесса создания, коммерциализации, капитализации и воспроизводства объектов интеллектуальной собственности, удовлетворяющих требованиям политики, стратегии и тактики организации.
Роль системы управления объектами интеллектуальной собственности и ее значение в рыночных условиях вытекают из определяющей роли и значения объектов интеллектуальной собственности в конкурентной борьбе за рынки сбыта.
Патентное ведомство – это государственное учреждение страны, где проводится от имени государства экспертиза заявок на предполагаемые объекты промышленной собственности и которое выносит решение о предоставлении или об отказе в предоставлении правовой охраны заявленному объекту промышленной собственности. В соответствии с условиями Парижской конвенции по охране промышленной собственности:
Каждая страна обязуется создать специальную службу по делам промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки.
Эта служба издает официальный бюллетень. Она регулярно публикует:
а) фамилии владельцев выданных патентов с кратким наименованием запатентованного изобретения,
б) репродукции зарегистрированных знаков.
В настоящее время в мире насчитывается более 180 Патентных ведомств, осуществляющих регистрацию объектов интеллектуальной собственности.
Без патентной охраны невозможны защита производителя продукции от недобросовестной конкуренции и получение им соответствующей материальной выгоды.
Основными задачами Белгоспатента является:
Формирование и проведение единой государственной политики в области правовой охраны объектов промышленной собственности, программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем, а также объектов авторского права;
Совершенствование правовой базы в области охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе законотворческой деятельности;
Разработка комплекса мер, обеспечивающих введение созданных за счет средств государственного бюджета объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
Патентное ведомство принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, проводит по ним экспертизу, государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает патентные правила и разъяснения по применению Патентного закона.
- Основы управления интеллектуальной собственностью Конспект лекций для студентов всех специальностей Могилёв 2006
- Составитель
- Принятые сокращения
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Общие понятия интеллектуальной собствен-ности
- 1.3 Определение, характеристика и функции интеллектуальной собственности
- 1.4 Характеристика объектов интеллектуальной собственности в белорусском законодательстве
- Тема 2. Авторское право и смежные права
- 2.1 Понятие авторского права и смежных прав. Задачи и принципы
- 2.2 Источники авторского права и смежных прав в Республике Беларусь
- 2.3 Объекты авторского права
- 2.4 Субъекты авторских прав
- 2.5 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства
- Тема 3. Промышленная собственность
- 3.1 Общие положения и законодательство о праве промышленной собственности
- 3.2 Объекты права промышленной собственности
- 3.3 Субъекты права на охраняемые объекты права промышленной собственности
- 3.4 Права автора объекта промышленной собственности. Права патентообладателя на объект промышленной собственности
- Тема 4. Патентная информация
- 4.1 Общие понятия патента (на изобретение)
- 4.2 Патентная информация
- 4.3 Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
- 4.4 Право на нераскрытую информацию
- 4.5 Международные соглашения о патентах
- Тема 5. Патентные исследования
- 5.1 Подача заявки на выдачу патента. Ее состав
- 5.2 Экспертиза патентным органом заявки на выдачу патента на изобретение
- 5.3 Экспертиза заявки на выдачу патента на полезную модель
- 5.4 Заявка на выдачу патента на промышленный образец
- 5.5 Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца
- 5.6 Срок действия патента
- 5.7 Недействительность патента
- Тема 6. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот
- 6.1 Общие положения о правах на объекты интеллектуальной собственности
- 6.4 Бухгалтерский учет объектов нематериальных активов
- 6.5 Рыночная оценка объектов интеллектуальной собственности
- 6.6 Методы оценки
- Тема 7. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности
- 7.1 Общая характеристика основных форм передачи прав на объекты интеллектуальной собственности
- 7.2 Лицензионный договор
- 7.3 Характер передаваемых имущественных прав
- 7.4 Объем передаваемых прав
- 7.5 Открытая лицензия. Принудительная лицензия
- 7.6 Исключительная и неисключительная лицензии (книга)
- 7.7 Пошлины за поддержание патента в силе
- 7.8 Договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности
- Тема 8. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности
- Тема 9. Государственное управление интеллек-туальной собственностью План
- 9.1 Роль государства в области авторского права и смежных прав.
- 9.1 Роль государства в области авторского права и смежных прав
- 9.2 Система государственного управления интеллектуальной собственностью. Патентное ведомство
- 9.3 Международные организации в области управления интеллектуальной собственностью
- Литература
- Основы управления интеллектуальной собственностью Конспект лекций
- 212027, Могилёв, пр-т Шмидта, 3
- 212027, Могилёв, пр-т Шмидта, 3