logo
ОУИС

7.3 Характер передаваемых имущественных прав

По этому признаку договоры делятся на договоры о передаче исключительных авторских прав; договоры о передаче неисключительных авторских прав.

При передаче исключительного права собственности его приобретатель самостоятельно защищает это право против третьих лиц, включая соответствующие издержки. При передаче неисключительного авторского права его приобретатель не несет издержек защиты.

При анализе данных типов договоров необходимо помнить, что объекты интеллектуальной собственности обладают свойством неубываемости в потреблении: в отличие от потребления вещи, потребление объекта не уменьшает его ценности для всех лиц. Поэтому в рамках каждого типа авторского договора суще­ствует определенное множество особенностей передачи прав соб­ственности как следствие существующих юридических условий и экономической целесообразности передаваемых прав.

Передача исключительного права делает приобретателя един­ственным его владельцем. Он может не только сам использовать произведение, но также запретить его использование третьим ли­цам. Однако это вовсе не означает, что права собственности на дан­ное произведение отсутствуют у третьих лиц. Такие права могут оставаться у продавца, а также у тех, кому продавец ранее передал неисключительное право на произведение, т.е. право на использо­вание без права на запрет. В таких случаях стороны договора о пе­редаче исключительных прав экономически заинтересованы ого­ворить возможности существования конкретных субъектов неис­ключительного права на произведение: у продавца — экономия на дополнительных издержках защиты неисключительного права, ранее переданного продавцом третьим лицам; у покупателя — эко­номия на дополнительных издержках поиска нарушителей исклю­чительного права.

Существует возможность, когда продавец часть исключитель­ных прав оставляет за собой в пределах, оговоренных договором. Здесь исключительное право пропорционально распределено меж­ду продавцом и покупателем, и стороны являются совладельцами данного права и совместно пользуются и распоряжаются им. При­мером распределения исключительного права между продавцом и покупателем может служить следующий случай, нередко встреча­ющийся на практике. Как автор произведения, так и покупатель исключительного права (например, издатель) экономически заин­тересованы в коммерческом использовании произведения с целью извлечения прибыли, в том числе и монопольной. В случаях, когда: а) издержки на рекламу произведения у каждой из сторон на­ходятся на конкурентоспособном уровне в пределах территории, на которую распространяется исключительное право в рамках до­говора; б) сектора рекламной «специализации» сторон, включая доступ к рекламным коммуникациям (радио, телевидение, прес­са, каталоги), не пересекаются либо пересекают­ся частично; в) издержки поиска нарушителей не являются запре­тительно-высокими для каждой из сторон в «своем» секторе рек­ламной «специализации»; г) объединение усилий для рекламы произведения сторонами приведет к значимому увеличению мас­сы прибыли — автор и издатель могут договориться о совместном владении исключительным правом на рекламу в рамках авторского договора.

Следующая особенность условий передачи исключительного права собственности связана с юридическим закреплением за ав­тором неимущественных прав на созданное им произведение и вы­текающим отсюда правом «запрещать использование произведе­ния другим лицам» (п. 2 ст. 30 Закона) даже в тех случаях, когда исключительное право не принадлежит автору.

При передаче неисключительных прав на использование про­изведения покупатель не имеет никаких прав по пресечению ис­пользования произведения третьими лицами. Например, издатель — собственник исключительного права на распространение произ­ведения, передавая неисключительное право на распространение произведения одному торговому предприятию, может в целях мак­симизации собственной функции полезности передать такое же право и другому предприятию. Тогда оба эти предприятия вы­ступают на рынке как конкуренты, притом что ни одно из них не имеет легальных механизмов пресечения деятельности конкурен­та в части использования им авторских прав.

Таким образом, применительно к рассмотренным типам автор­ского договора можно говорить, что в их рамках между сторонами договора происходит распределение права установления границ использования произведения третьими лицами.