1.Административно-правовой статус граждан
Как уже отмечалось, граждане образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного права.
Необходимо отметить, что очень часто понятие "гражданин" используется в широком и узком значениях. В широком смысле в содержание понятия "гражданин" включают как собственно граждан РФ, так иностранных граждан, лиц без гражданства. Такое расширительное толкование характерно для множества законодательных актов. В узком смысле понятие "гражданин" охватывает только граждан РФ. Далее будем стараться использовать понятие "гражданин" именно в узком значении, давая отдельную характеристику такой группе субъектов административно-правовых отношений, как иностранные граждане и лица без гражданства.
Определение административно-правового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия "гражданство". В настоящее время основополагающие вопросы гражданства установлены ст. 6 Конституции РФ:
гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения;
каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Конституционные положения о гражданстве конкретизированы Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве), который содержит принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Административно-правовой статус гражданина складывает из четырех взаимосвязанных подсистем. Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека),характеризуемый комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как право на жизнь, на равенство перед законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие. Вместе с тем, давая характеристику административно-правовому статусу личности, нельзя забывать и комплекса обязанностей, в числе которых можно выделить заботу о сохранении исторического и культурного наследия, сбережение памятников истории и культуры; уплату законно установленных налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.
Второй подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Особенностью административно-правового статуса собственно гражданина является то, что данный статус включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.
Вместе с тем наличие гражданства обусловливает и специфические обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан РФ защищать Отечество.
Третий уровень административно-правового статуса - социальный статус.Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания социального статуса гражданина. Так, в соответствии:
с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом и судом;
с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Социальный статус необходимо рассматривать не в примитивном смысле социальной иерархии. Выделение социального статуса объективно обусловлено тем, что место человека в социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом определяют содержание его прав и обязанностей. Так, приобретая статус индивидуального предпринимателя, гражданин приобретает комплекс прав, реализуемый в рамках как гражданско-правовых, так и административно-правовых отношений. В свою очередь, индивидуальный предприниматель несет и специфические административные обязанности, которые возлагаются на него именно в силу приобретения им данного социального статуса.
В качестве особой разновидности социального статуса можно рассматривать статус, приобретаемый не в результате осуществления гражданином определенной деятельности, выполнения некоей социальной роли, а в силу, как правило, чрезвычайных обстоятельств. Примерами могут быть статусы беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также инвалидов. Статус данных лиц характеризуется как специфическими правами и гарантиями их обеспечения, так и характерными обязанностями. Рассмотрим несколько примеров. Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" устанавливаются правовой статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.
Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Соответственно, к числу вынужденных переселенцев относится гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории:
иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.
Кроме того, вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и вынужденно изменивший место жительства в пределах ее территории.
Еще одной разновидностью социального статуса является статус, определяемый индивидуальными особенностями людей, например малолетний возраст, беременность, наличие детей и т.д. Так, в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О милиции" запрещается применение специальных средств, имеющихся на вооружении милиции, в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
Наконец, четвертый уровень административно-правового статуса гражданина составляет так называемый особый (мы предлагаем именовать его факультативным) статус,содержание которого определяется правами и обязанностями, приобретаемыми гражданином для удовлетворения индивидуальных потребностей. Примерами такого особого статуса могут быть статусы автовладельца, охотника, пилота-любителя, владельца маломерного судна и т.д.
К числу особенностей административно-правового статуса граждан необходимо отнести ряд административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ исключительно в отношении граждан. При этом отметим, что, говоря об этих видах наказаний, мы будем использовать понятие "гражданин" в широком смысле, так как данным наказаниям могут быть подвергнуты и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Еще одним проявлением факультативного статуса может служить статус, обусловленный совершением гражданином определенных действий, носящих, как правило, временный характер. Примерами могут быть статусы пешехода, туриста, авиапассажира.
Статьей 3.8 КоАП РФ определяется один из видов административных наказаний, которые могут применяться только к физическим лицам, иными словами, к гражданам в широком значении. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (в данном случае статус охотника является не факультативным, а социальным. Это, прежде всего, касается представителей малочисленных народов Севера, традиционный уклад которых во многом основан на охоте и ее результатах).
Наиболее распространенный случай - лишение права управления транспортным средством за управление им в состоянии опьянения. В соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет лишение такого права на срок от полутора до двух лет, а передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - на срок от полутора до двух лет (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ).
Вторым примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток.
Административный арест назначается судьей, причем лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Так, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ в соответствии со ст. 18.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.
- Глава 1. Предмет административного права
- Глава 2. Метод административного права
- Глава 3. Система административного права
- Глава 4. Принципы административного права
- Глава 5. Нормы административного права
- 1. На материальные и процессуальные.
- 2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы.
- 5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются:
- 6. По действию во времени:
- Глава 7. Источники административного права
- 6. Международные договоры.
- Глава 8. Субъекты административного права
- 1.Административно-правовой статус граждан
- 2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 3. Административно-правовой статус юридических лиц
- 4. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
- 5. Административно-правовой статус религиозных объединений
- 6. Административно-правовой статус благотворительных организаций
- 7. Административно – правовой статус органов исполнительной власти
- I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
- II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
- I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
- 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации
- 1.1. Федеральная миграционная служба
- 2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
- 3. Министерство иностранных дел Российской Федерации
- 4. Министерство обороны Российской Федерации
- 4.1. Федеральная служба по военно-техническомусотрудничеству
- 4.2. Федеральная служба по оборонному заказу
- 4.3. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- 4.4. Федеральное агентство специального строительства
- 5. Министерство юстиции Российской Федерации
- 5.1. Федеральная служба исполнения наказаний
- 5.2. Федеральная служба судебных приставов
- 6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
- 7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- 8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- 9. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- 10. Федеральная служба охраны Российской Федерации
- 11. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- 12. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- 1.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
- 1.3. Федеральная служба по труду и занятости
- 1.4. Федеральное медико-биологическое агентство (фмба России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
- 2.1. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
- 2.2. Федеральное архивное агентство
- 2.3. Федеральное агентство по культуре и кинематографии
- 2.4. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- 3. Министерство образования и науки Российской Федерации
- 3.1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
- 3.2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- 3.3. Федеральное агентство по науке и инновациям
- 3.4. Федеральное агентство по образованию
- 4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- 4.1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- 4.2.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- 4.3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- 4.4. Федеральное агентство водных ресурсов
- 4.5. Федеральное агентство по недропользованию
- 5. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- 5.1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- 7. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- 7.1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
- 7.2. Федеральное агентство по информационным технологиям
- 7.3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- 7.4. Федеральное агентство связи
- 8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- 8.1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- 8.2. Федеральное агентство по лесному хозяйству
- 9. Министерство спорта, туризма и молодежной политики рф
- 9.1.Федеральное агентство по делам молодежи
- 9.2. Федеральное агентство по туризму
- 10. Министерство транспорта Российской Федерации
- 10.1. Федеральная аэронавигационная служба
- 10.2 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- 10.3. Федеральное агентство воздушного транспорта
- 10.4. Федеральное дорожное агентство
- 10.5. Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- 10.6. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- 11. Министерство финансов Российской Федерации
- 11.1. Федеральная налоговая служба
- 11.2. Федеральная служба страхового надзора
- 11.3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- 11.4. Федеральное казначейство (федеральная служба)
- 12. Министерство экономического развития Российской Федерации
- 12.1. Федеральная служба государственной статистика
- 12.2.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- 12.3. Федеральное агентство по государственным резервам
- 12.5. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
- 13. Министерство энергетики Российской Федерации
- III. Федеральные службы и федеральные агентства ,руководство которыми осуществляет
- 1. Федеральная антимонопольная служба
- 2. Федеральная таможенная служба
- 3. Федеральная служба по тарифам
- 4. Федеральная служба по финансовому мониторингу
- 5. Федеральная служба по финансовым рынкам
- 6. Федеральное космическое агентство
- 7. Федеральное агентство по обустройству государственной границы
- Глава 9. Государственная служба
- Глава 10. Административно-правовые гарантии
- Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
- Глава 11. Административно-правовые режимы
- Глава 12. Административно-правовые формы
- Глава 13. Административно-правовые методы
- Глава 14. Административное принуждение
- Глава 15. Административное правонарушение
- Глава 16. Административная ответственность
- Глава17. Административное наказание