Глава 3. Система административного права
Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права, обеспечивать практическую реализацию его норм.
Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть. Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно. Так, система уголовного права, базис которого - Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как "преступление" и "наказание", и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.
Близкой к системе уголовного права является и система гражданского права, которая как отрасль права также имеет правовое закрепление в ГК РФ, в настоящее время состоящем из трех частей. Первую из них можно определить как общую часть гражданского права, определяющую предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников регулируемых гражданским правом отношений, а также общие положения о таких базисных категориях гражданского права, как собственность и обязательства. Вторая и третья части ГК РФ в совокупности могут быть обозначены как особенная часть гражданского права, включающая нормы, регулирующие отдельные виды обязательств, вопросы наследственного права и международно-правовое регулирование гражданско-правовых отношений (международное частное право). В ближайшей перспективе появление четвертой части ГК РФ, посвященной правовой регламентации вопросов авторского права, интеллектуальной собственности, но, по сути, являющейся еще одним элементом особенной части гражданского права.
Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у семейного, трудового, а также налогового права. Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой.
Первая сложность, с которой мы сталкиваемся, переходя к характеристике системы административного права, - это отсутствие базового кодифицированного нормативного правового акта, составляющего законодательную основу данной отрасли. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.), весьма часто именуемый в прессе и быту как административный кодекс, что в принципе неверно, систематизировал лишь одну, хотя и весьма важную часть административного права - нормы административной ответственности. Структура КоАП РФ во многом повторяет структуру Уголовного кодекса РФ, также разделяясь на Общую и Особенную части, однако КоАП РФ содержит и те нормы, которые имеют процессуальный характер (органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях; порядок производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения административных наказаний). Если мы обратимся к уголовному праву, то вопросы процессуального характера и тем более исполнения уголовного наказания делегированы другим отраслям права (уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному), имеющим собственные кодексы (Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ соответственно). Аналогична ситуация и с гражданским правом: нормы процессуального характера, определяющие порядок судебного разбирательства по гражданским делам, отнесены к предмету самостоятельной отрасли права - гражданского процессуального, отдельным ответвлением которого является арбитражное процессуальное право.
Что же касается административного права, то множество принципиальных положений, в частности предмет правового регулирования, статус участников административно-правовых отношений, систематизированных в других отраслях права, в административном "раскиданы" по значительному количеству нормативных правовых актов различной юридической силы. Иными словами, в административном праве отсутствует законодательное ядро, которое могло бы именоваться административным кодексом. Соответственно, однозначное утверждение о возможности разделения системы административного права на общую и особенную части является, по нашему мнению, несколько преждевременным.
Тем не менее в настоящее время при практическом изучении административного права как отрасли сформировался традиционный подход к делению ее системы на Общую и Особенную части. Характерными примерами такого подхода являются построение учебного курса административного права в большинстве учебных заведений, а также структура подавляющего большинства учебных пособий по данной дисциплине.
Итак, по сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:
предмет и метод правового регулирования отрасли;
характеристику административно-правовых норм;
особенности административно-правовых отношений;
иерархию источников административного права;
статус участников административно-правовых отношений;
основу организации и деятельности органов исполнительной власти;
формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;
механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;
вопросы административной ответственности и административного принуждения.
Что же касается содержания особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:
управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;
управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;
управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.
Однако сформировавшуюся традицию нельзя считать незыблемой. Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно управленческое право, так называемое полицейское право, представленное в настоящее время КоАП РФ, а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц. Одним из аргументов подобного разделения, по нашему мнению, вполне обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.
По нашему мнению, административное право как одна из критически важных для цивилизованного существования российского общества отраслей права нуждается в скорейшей законодательной систематизации и в конечном счете кодификации. Оставляя открытым вопрос о целесообразности разработки кодекса гражданской службы, мы, в свою очередь, заявляем вопрос о необходимости внесения в рамки единого законодательного акта основных принципиальных положений административного права, своего рода первооснов этой отрасли. Данный законодательный акт, ближайшую аналогию которого мы видим в части первой ГК РФ, должен прийти на смену множеству отдельных законов. Тем самым в какой-то степени будет решена одна из проблем российского административного права, выражающаяся в многообразии его источников и, как следствие, сложности практической реализации административных норм подавляющим большинством населения. Хаотичность законов не добавляет уважения людей к законам в целом и к той отрасли права, для которой характерна подобная бессистемность.
- Глава 1. Предмет административного права
- Глава 2. Метод административного права
- Глава 3. Система административного права
- Глава 4. Принципы административного права
- Глава 5. Нормы административного права
- 1. На материальные и процессуальные.
- 2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы.
- 5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются:
- 6. По действию во времени:
- Глава 7. Источники административного права
- 6. Международные договоры.
- Глава 8. Субъекты административного права
- 1.Административно-правовой статус граждан
- 2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 3. Административно-правовой статус юридических лиц
- 4. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
- 5. Административно-правовой статус религиозных объединений
- 6. Административно-правовой статус благотворительных организаций
- 7. Административно – правовой статус органов исполнительной власти
- I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
- II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
- I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
- 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации
- 1.1. Федеральная миграционная служба
- 2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
- 3. Министерство иностранных дел Российской Федерации
- 4. Министерство обороны Российской Федерации
- 4.1. Федеральная служба по военно-техническомусотрудничеству
- 4.2. Федеральная служба по оборонному заказу
- 4.3. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- 4.4. Федеральное агентство специального строительства
- 5. Министерство юстиции Российской Федерации
- 5.1. Федеральная служба исполнения наказаний
- 5.2. Федеральная служба судебных приставов
- 6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
- 7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- 8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- 9. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- 10. Федеральная служба охраны Российской Федерации
- 11. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- 12. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- 1.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
- 1.3. Федеральная служба по труду и занятости
- 1.4. Федеральное медико-биологическое агентство (фмба России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
- 2.1. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
- 2.2. Федеральное архивное агентство
- 2.3. Федеральное агентство по культуре и кинематографии
- 2.4. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- 3. Министерство образования и науки Российской Федерации
- 3.1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
- 3.2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- 3.3. Федеральное агентство по науке и инновациям
- 3.4. Федеральное агентство по образованию
- 4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- 4.1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- 4.2.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- 4.3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- 4.4. Федеральное агентство водных ресурсов
- 4.5. Федеральное агентство по недропользованию
- 5. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- 5.1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- 7. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- 7.1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
- 7.2. Федеральное агентство по информационным технологиям
- 7.3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- 7.4. Федеральное агентство связи
- 8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- 8.1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- 8.2. Федеральное агентство по лесному хозяйству
- 9. Министерство спорта, туризма и молодежной политики рф
- 9.1.Федеральное агентство по делам молодежи
- 9.2. Федеральное агентство по туризму
- 10. Министерство транспорта Российской Федерации
- 10.1. Федеральная аэронавигационная служба
- 10.2 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- 10.3. Федеральное агентство воздушного транспорта
- 10.4. Федеральное дорожное агентство
- 10.5. Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- 10.6. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- 11. Министерство финансов Российской Федерации
- 11.1. Федеральная налоговая служба
- 11.2. Федеральная служба страхового надзора
- 11.3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- 11.4. Федеральное казначейство (федеральная служба)
- 12. Министерство экономического развития Российской Федерации
- 12.1. Федеральная служба государственной статистика
- 12.2.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- 12.3. Федеральное агентство по государственным резервам
- 12.5. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
- 13. Министерство энергетики Российской Федерации
- III. Федеральные службы и федеральные агентства ,руководство которыми осуществляет
- 1. Федеральная антимонопольная служба
- 2. Федеральная таможенная служба
- 3. Федеральная служба по тарифам
- 4. Федеральная служба по финансовому мониторингу
- 5. Федеральная служба по финансовым рынкам
- 6. Федеральное космическое агентство
- 7. Федеральное агентство по обустройству государственной границы
- Глава 9. Государственная служба
- Глава 10. Административно-правовые гарантии
- Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
- Глава 11. Административно-правовые режимы
- Глава 12. Административно-правовые формы
- Глава 13. Административно-правовые методы
- Глава 14. Административное принуждение
- Глава 15. Административное правонарушение
- Глава 16. Административная ответственность
- Глава17. Административное наказание