logo
Лекции административное право новые

4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

б) использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

в) использование и охрана водных объектов;

г) эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

д) охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

е) особо охраняемые природные территории;

ж) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

з) охрана атмосферного воздуха;

и) обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

к) совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

- порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;

- порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;

- порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;

- классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;

- методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;

- порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющейся государственной собственностью;

- форма бланка лицензии на пользование недрами;

- региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;

- порядок и методика проведения лесоустройства на территории лесов, не входящих в лесной фонд;

- порядок утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек;

- перечень показателей государственного учета лесного фонда, а также формы соответствующих документов;

- критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам, а также перечень особо защитных участков лесов;

- перечень показателей государственного лесного кадастра;

- методики экономической оценки лесов;

- региональные правила рубок (наставления);

- санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, от вредителей и болезней леса;

- перечень видов побочного лесопользования;

- перечень противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;

- нормы средств пожаротушения в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий;

- положение об авиационной охране лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;

- перечень должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации;

- порядок осуществления мониторинга лесов;

- порядок организации и проведения лесных конкурсов и аукционов;

- формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю;

- размер минимальной площади лесов, не входящих в лесной фонд, при которой необходимо проведение лесоустройства;

- требования к использованию и охране водохранилищ, каскадов или системы водохранилищ;

- перечень видов специального водопользования;

- перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики);

- форма декларации безопасности гидротехнических сооружений;

- порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- формы бланков лицензий на водопользование и распорядительных лицензий;

- порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;

- порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины;

- нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и по ведению государственного мониторинга водных объектов;

- правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, формы учетной документации по особо охраняемым природным территориям и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений;

- порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты);

- форма долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира;

- положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников;

- нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения;

- таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются семь департаментов по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.