3.1. Применение механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении
Рассмотрим проблемные вопросы применения механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении в свете нового Федерального закона№ 224-ФЗ.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной Программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» является создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики, что предусматривает возникновение условий для развития ГЧП, постепенной демонополизаций государственной системы оказания медицинской помощи населению страны в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.
В последнее время в научных публикациях все активнее рассматриваются вопросы, отражающие специфику, проблемы, возможности, перспективы развития и применения ГЧП в здравоохранении; особенно актуальными становятся работы, касающиеся механизмов реализации ГЧП в практическом здравоохранении1.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2016 года большей части статей нового Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 требуется проведение синхронизации существующего законодательства о ГЧП в субъектах РФ с федеральным законодательством.
В литературе предлагаются определения ГЧП в конкретных сферах экономики. Так, Т.В. Панова определяет ГЧП в здравоохранении как «закрепление на контрактной основе совместного использования или передачи государственной и муниципальной собственности во владение и пользование частным инвесторам для оказания медицинских услуг с софинансированием, разделением рисков и обеспечением минимальной рентабельности при соблюдении стандартов качества и с обслуживанием части населения»1.
До июля 2015 г. единственным специальным федеральным законом, регулирующим правовые отношения ГЧП, оставался Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В сложившихся современных экономических условиях в Российской Федерации, приведших к бюджетному недофинансированию ряда отраслей экономики, важным элементом совершенствования качества оказания медицинской помощи гражданам нашей страны стало развитие государственно-частного партнерства в системе здравоохранения.
Такие важные факты и события, как 1) усиление внимания со стороны государства к ГЧП в здравоохранении; 2) резкое увеличение в последние два года числа успешных проектов ГЧП; 3) принятие большинством регионов страны собственных законов о ГЧП; 4) долгожданные изменения, внесенные в законодательную базу по ГЧП на федеральном уровне, - сочетаются с дефицитом подготовленных высококвалифицированных юридических кадров по вопросам, регулирующим ГЧП, в том числе в сфере здравоохранения, что требует решения в ближайшее время.
В законодательстве нашей страны в отношении ГЧП существует правовая регламентация, относящаяся к категории комплексной, поэтому вполне можно говорить о том, что ГЧП - это не предмет регулирования, а комплексный институт права. Сочетание различных отраслей законодательства, одновременно используемых при осуществлении ГЧП, является особенностью правового регулирования этого комплексного института права, что, соответственно, влияет на характер правового регулирования общественных отношении в таких партнерствах1.
Итак, законодательство о ГЧП в РФ, безусловно, основывается на положениях Конституции нашей страны. Например, в части 1 статьи 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а во 2 части той же статьи признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 34 гласит о недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. А особое внимание в рамках данной работы важно обратить на часть 2 статьи 41 Конституции РФ.
На сегодняшний день в РФ специальное законодательство о ГЧП на федеральном уровне включает два федеральных закона:
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»2;
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При закупке товаров, работ, услуг в целях реализации соглашений о ГЧП такая закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»3.
При заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, применяется Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»4.
Кроме того, на федеральном уровне существует целый ряд кодексов РФ, которые регулируют вопросы, связанные с ГЧП. К этим документам относятся Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ.
Помимо региональных законов о ГЧП существуют отдельные НПА министерств и департаментов здравоохранения субъектов РФ, касающиеся развития ГЧП, например, по утверждению комиссии по рассмотрению предложений потенциальных партнеров об участии в проектах, реализуемых на основе ГЧП в сфере здравоохранения. К работе таких комиссий могут привлекаться главные внештатные специалисты министерств и департаментов здравоохранения субъектов РФ по вопросам, относящимся к их компетенции.
В связи с принятием Федерального закона№ 224-ФЗ ожидается принятие приказов Минэкономразвития РФ, регулирующих порядок проведения предварительных переговоров и переговоров, связанных с разработкой предложения о реализации проекта ГЧП и рассмотрением проекта публичным партнером, уполномоченным органом, порядка мониторинга реализации соглашений ГЧП, а также устанавливающих методику оценки эффективности проекта ГЧП и рассмотрения на наличие сравнительного преимущества.
Для основы механизма ГЧП в российском законодательстве существуют нормы конституционного, административного и гражданского законодательства. Использование только административно-правовых методов правового регулирования не может обеспечить высокую эффективность проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства. Для того чтобы партнерства были действительно добровольными, а проекты в них приносили бы наибольшую выгоду необходимо, чтобы в качестве методов правового регулирования использовались не только административно-правовые, но и гражданско-правовые методы.
Материальные нормы о ГЧП в гражданском законодательстве представлены, к примеру, пунктом 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников». То есть существует возможность регулирования отношений по вопросам прав и обязанностей участников партнерства, вопросов, связанных с инвестициями или созданием объектов, имеющих гражданско-правовую охрану, иных вопросов, относящихся к договорным отношениям, возникающим между участниками партнерств.
В юриспруденции механизм ГЧП обозначается как совокупность взаимосвязанных между собой норм и правил, позволяющих участникам партнерства взаимодействовать друг с другом на законной (легальной) основе. Социальная значимость легального сотрудничества органов власти с субъектами негосударственного управления всегда обусловлена общественной потребностью в том или ином виде сотрудничества. В Гражданском кодексе Российской Федерации (части второй) термин «сотрудничество» употребляется при регламентации вопросов совместного строительства и связанных с ним работ (ст. 750).
Часть первая Гражданского кодекса РФ содержит общие положения об обязательствах, единые для всех контрактных типов ГЧП. Среди основных начал гражданского законодательства в Кодексе закреплен принцип свободы договора (ст. 421). Стороны могут определить условия договора по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно ГК РФ стороны могут заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанные договоры) (п. 3 ст. 421). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421).
Во второй части ГК РФ предусмотрены особенности предмета, объекта, существенных условий, прав, обязанностей и ответственности сторон в отношении следующих видов: договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, строительного подряда (§ 1 гл. 37«Общие положения о подряде», § 3 гл. 37«Строительный подряд», § 4 гл. 37«Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ»), договора аренды (§ 1 гл. 34«Общие положения об аренде», § 4 гл. 34«Аренда зданий и сооружений»), договора возмездного оказания услуг (гл. 39«Возмездное оказание услуг»), оплаты в рассрочку (гл. 42«Заем и кредит», ст. 823«Коммерческий кредит»), страхования (гл. 48«Страхование»), доверительного управления имуществом (гл. 53«Доверительное управление имуществом»). Также в части второй Кодекса содержатся положения о договоре лизинга, позволяющие применять схемы ГЧП, основанные на такой форме инвестирования, как финансовая аренда (§ 6 гл. 34«Финансовая аренда (лизинг)»).
Важная статья 1102 ГК РФ для ГЧП - договор доверительного управления имуществом. Согласно пункту 1 данной статьи, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
В литературе существуют мнения, что Федеральный закон 115-ФЗ не может принадлежать к гражданскому законодательству. Так, по мнению О.Н. Савиновой, концессионный договор имеет сложную, гетерогенную природу, и регулируемые Законом о концессиях отношения отличаются многоотраслевым характером; автор приходит к выводу, что гражданское и концессионное законодательство пересекаются лишь в части процедур заключения, исполнения, изменения и расторжения концессионного соглашения, а также определения его содержания; концессионное законодательство образует межотраслевой институт, так как включает в себя как собственные правовые нормы, так и нормы иных отраслей права - гражданского, предпринимательского, административного1.
По мнению Р.М. Жемалетдинова, КС является комплексным гражданско-правовым договором, возникающим в связи с осуществлением публично-правовыми образованиями задач государства и реализации функций местного самоуправления2.
В исследовании автора В.М. Савельевой делается вывод о гражданско-правовой природе концессионного соглашения и перспективности его дальнейшего совершенствования в данном направлении3.
О коллизиях между нормами Федерального закона«О концессионных соглашениях» и других нормативных правовых актов, в частности ГК РФ, пишет С.Н. Широков1. Автор утверждает, что КС - это многоаспектное явление, в форме ГЧП, основанное на особом способе управления имуществом публичного образования в интересах потребителей товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) с использованием такого имущества, а также смешанного гражданско-правового договора. В целях расширения практики заключения концессионных соглашений в социальных сферах (образование, здравоохранение) автор предложил в рамках гл. 55 ГК РФ разрешить участвовать в договоре простого товарищества, целью которого является извлечение прибыли, некоммерческим юридическим лицам, которым закон и учредительные документы позволяют осуществлять соответствующий вид предпринимательской деятельности.
Таким образом, большинством авторов признается гражданско-правовая основа КС, в частности, и ГЧП в целом.
Помимо договорных отношений, которые регулируются ГК РФ, на реализацию КС влияют и многие другие положения Кодекса. В качестве примера можно рассмотреть пункт 8 статьи 3 Федерального закона 115-ФЗ, в соответствии с которым концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта КС с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения (глава 48«Страхование» ГК РФ).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ, объектами концессионных соглашений могут быть объекты здравоохранения, в том числе предназначенные для санаторно-курортного лечения.
В качестве концедента выступает публичное образование - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальное образование - в зависимости от того, кому принадлежит реконструируемый проект недвижимости или будет принадлежать созданный концессионером новый объект. В роли концессионера может выступать индивидуальный предприниматель, иностранное или российское юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более юридических лица1.
По мнению В.Г. Варнавского, основная проблема с ГЧП в России в целом и с концессиями, в частности, была связана с тем, что законодательная власть ограничилась принятием рамочного закона и на момент его принятия не было предусмотрено, каким образом будет формироваться подзаконная нормативная база, какие гарантии необходимо предоставлять частным партнерам со стороны государства и какова должна быть система управления концессионным процессом2.
Расширение действия механизма ГЧП на социальную сферу обусловливает необходимость понимания потребностей населения в социальных объектах и в предоставлении социальных услуг надлежащего качества, что относится и к услугам здравоохранения.
В 2013 г. в интересах Министерства экономического развития Российской Федерации Центром развития ГЧП выполнена оценка инфраструктурной обеспеченности и инфраструктурных разрывов в субъектах РФ, что позволило на тот момент оценить практику реализации концессионных проектов в отраслевом разрезе. Было выделено 4 ключевых отрасли, в которых реализуются концессионные проекты: социальная, транспортная, энергетическая и коммунальная. Из 79 проектов, по которым имелись данные, наибольшее количество проектов реализуется в социальной и транспортной отраслях.
При этом из 27 концессионных проектов в социальной отрасли 11 развивались в здравоохранении, которое рассматривается как наиболее перспективная сфера приложения КС1.
В общей сложности в Федеральный закон№ 115-ФЗ изменения вносились 14 раз, что свидетельствует о высокой важности данного документа и его активнейшем практическом применении.
В 2011 г. Госдума просила не писать Минэкономразвития новый закон о ГЧП. Экспертный совет при Госдуме направил в Минэкономразвития свои предложения о реформировании законодательства о ГЧП. В диспуте между идеологами принятия нового ФЗ и сторонниками развития регионального законодательства о ГЧП экспертный совет занял промежуточную позицию, предлагая внести изменения в отдельные НПА, касающиеся ГЧП. Эксперты подчеркивают, что от введения нового закона могут пострадать будущие и уже реализуемые проекты2.
«Вместо нового специального федерального закона достаточно разработать и ввести в действие ряд нормативно-правовых актов Минэкономразвития», - говорится в письме председателя экспертного совета по ГЧП при Госдуме Хафиза Салихова в Минэкономразвития3.
«С учетом того, что региональные законы о ГЧП приняты уже несколькими десятками регионов, на практике такого регулирования может быть достаточно при условии принятия более специальных, адресных поправок в федеральное законодательство (например, бюджетного, земельного или налогового)», - считает глава практики ГЧП «Фрешфилдс Брукхаус Дерингер» Федор Теселкин. «Каким-то образом планировать в федеральном законодательстве определение формы сотрудничества между государством и частными партнерами или описывать возможные модели - значит просто ограничить возможности партнеров. Мы боимся, что если кто-то будет формулировать какое-то определение на федеральном уровне, которому все должны будут следовать, это сведет на нет всю работу по ГЧП», - согласна партнер «Клиффорд Чанс СНГ» Виктория Борткевич.
Задача принять новый Закон о ГЧП любой ценой не стояла. Но факт свершился - в 2015 году в Российской Федерации принят долгожданный нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения, возникающие в сфере ГЧП: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
В 224-ФЗ представлено следующее определение ГЧП: «Юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества».
Субъективный состав ГЧП-соглашений содержит обязательные и факультативные элементы. К элементам обязательным относятся: строительство и (или) реконструкция объекта частным партнером, полное или частичное финансирование создания объекта частным партнером, эксплуатация и (или) техническое обслуживание объекта частным партнером, возникновение права собственности на объект соглашения у частного партнера при условии обременения объекта. Факультативные элементы ГЧП-соглашений включают: проектирование объекта соглашения частным партнером, полное или частичное финансирование эксплуатации и (или) технического обслуживания частным партнером, обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания объекта соглашения, передача объекта соглашения в собственность публичного партнера по истечении срока соглашения.
По мнению Е. Зусман и соавт., самым важным моментом нового ГЧП-закона является то, что он не становится дублером концессии: принципиально новые элементы ГЧП-соглашений позволяют ему занять собственную нишу в законодательстве о государственно-частном партнерстве.
Правоприменительная практика по 224-ФЗ на сегодняшний день еще не сформировалась.
По официальной информации Минздрава России по состоянию на февраль 2015 года зафиксировано 70 законов (82,4%), касающихся применения ГЧП по субъектам РФ. Законы представлены большинством субъектов РФ. В ряде регионов РФ такие законы не только приняты достаточно давно, и их проработка выполнена на высоком уровне, но и успешно реализуются инвестпроекты ГЧП.
Проекты региональных законов о ГЧП подготовили Белгородская область, Республика Крым и Тюменская область.
При анализе содержания 70 законов и 3 законопроектов выяснено, что ряд из них не имеет статьи об объектах ГЧП, в которую должны были бы войти медицинские объекты. Законы и проекты неоднородны по объему и содержанию. Общее количество статей в них расположилось в диапазоне от 7 до 26.
Для сравнения можно рассмотреть законы о ГЧП в двух субъектах РФ: в Ленинградской области и в Республике Татарстан (Закон РТ от 01.08.2011 № 50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан»). В Областном законе о ГЧП Ленинградской области, в п. 1 статьи 4 объект соглашения определяется как «имущество, создаваемое в том числе путем строительства (реконструируемое) и (или) эксплуатируемое в соответствии с соглашением». В п. 3 части 1 статьи 2 Закона о ГЧП в Республике Татарстан под объектом понимается «интеллектуальная собственность, имущество, создаваемое, реконструируемое, эксплуатируемое в соответствии с соглашением...».
В п. 10 статьи 14 главы 3 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья отнесено «установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья».
Еще одним Приказом Минздрава России от 29.07.2014 № 4071 утверждено Положение о Департаменте Инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства Министерства здравоохранения РФ, одной из задач которого стало привлечение инвестиций в объекты инфраструктуры на основе ГЧП в сфере здравоохранения.
Участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи как механизм государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения, правовой основой которого является Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»2 и подзаконные акты, принятые для реализации Закона № 326-ФЗ, которые расширили права частных медицинских организаций на участие в сфере ОМС. Статьей 15 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.
В единой информационной системе ГЧП в РФ по состоянию на сентябрь 2015 г. представлена база проектов ГЧП, состоящая из 1285 проектов по отраслям экономики из регионов РФ. Уровни, формы и этапы реализации данных проектов различны. Всего 64 проекта, представленных в базе, относятся к отрасли здравоохранения (5,0%), что не так уж и мало. При этом больше половины всех проектов находятся в Приволжском и Центральном Федеральных округах.
Формами проектов выбраны соглашения о ГЧП (15; 23,4%), концессионные соглашения (26; 40,6%) и договоры аренды с инвестиционными обязательствами (23; 36,0%). По этапам реализации проекты разделились на инициирование (14; 21,9%), предынвестиционный (23; 35,9%), инвестиционный (13; 20,3%), эксплуатационный (13; 20,3%) и завершение - (1; 1,6%). Заявленные сроки проектов ГЧП в здравоохранении составили от 2-х до 49 лет. На двухлетний срок рассчитаны 6 проектов. В то же время в соответствии с п. 3 статьи 3 224-ФЗ соглашение о ГЧП, соглашение о МЧП - это гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. В основном проекты ГЧП в здравоохранении представлены на региональном уровне.
Однако для проектов, стартовавших до утверждения данного Закона, данный пункт применяться не может.
Большой интерес для отрасли представляют проекты ГЧП, связанные с перспективой обеспечения населения РФ специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощью при государственно-частном взаимодействии.
В связи с принятием 224-ФЗ для каждой отрасли экономики страны, актуальным стал вопрос о приведении регионального законодательства в соответствие с новым федеральным законом. В рамках данной работы представлен анализ ситуации с изменениями в законодательстве о ГЧП в сфере здравоохранения.
Из поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 28.08.2015 федеральным органам исполнительной власти (по списку): «1. Прошу совместно с Минэкономразвития России представить до 1 декабря 2015 г. в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о внесение изменений в законодательство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также внести изменения в ведомственные нормативные акты...».
Из Протокола заседания Координационного совета Министерства здравоохранения РФ по государственно-частному партнерству (Москва 11 сентября 2015 г. Председательствовал: заместитель Председателя Координационного совета, заместитель Министра здравоохранения РФ Краевой Сергей Александрович): «2. Рекомендовать членам Координационного совета в установленном порядке принять участие в работе Минэкономразвития России по подготовке нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Также на данном заседании Координационного совета его членам было рекомендовано в месячный срок направить в Минздрав России предложения для учета при подготовке Методических рекомендаций по применению концессионных соглашений для развития объектов инфраструктуры здравоохранения на федеральном и региональном уровне, а также предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование механизма концессии для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры здравоохранения, включая финансово-экономическое обоснование предлагаемых изменений.
На этом же заседании органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено ускорить направление в Минздрав России:
- информации о проектах, информация о которых размещена в Единой информационной системе государственно-частного партнерства в Российской Федерации;
- информации об иных инициированных, реализуемых и реализованных проектах на принципах государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения (концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с региональным законодательством и аренда с инвестиционными условиями);
- предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в указанной сфере;
- предложений в проект протокольного решения заседания Правительства Российской Федерации.
Гармонизация нормативно-правовой базы для ГЧП в здравоохранении проведена в 2015 г. Минздравом России. Так, по данным С. Краевого подготовлены и направлены в Минэкономразвития России предложения по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла»1, определяющих возможность заключения КЖЦ в отношении объектов здравоохранения; а также в Постановления Правительства РФ от 10.08.2007 № 505«О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» и от 03.04.2008 № 234«Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» (в части совершенствования нормативно-правовой базы в сфере привлечения инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества). В Правительство РФ внесен разработанный Минздравом России проект Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях», предусматривающий, что в случае если объектом КС являются объекты здравоохранения, принадлежащие на момент принятия решения о заключении КС государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по КС и осуществлять отдельные полномочия концедента2.
Методические рекомендации Минздрава России были одобрены Минздравом России еще до принятия 224-ФЗ, и многие положения этого Закона в Рекомендациях не учтены. Однако в ближайшее время планируется изменение Методических рекомендаций в соответствии с федеральным законом. Согласно Методическим рекомендациям, государственно-частное взаимодействие в сфере здравоохранения включает в себя широкий спектр различных публично-правовых отношений, в том числе механизмы ГЧП, и в первую очередь реализуемых посредством заключения КС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ, отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионного соглашения, с установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Положения Гражданского кодекса РФ служат базой для КС. В Законе 115-ФЗ понятие КС определяется так: «Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения»(п. 2 ст. 3).
Согласно пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанные договоры).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, КС предусматривается концессионная плата, вносимая концессионером концеденту в период эксплуатации объекта КС. В то же время концессионер не является арендатором объекта КС, так как, во-первых, лица, которые могут участвовать в договоре аренды (ГК РФ) и КС отличаются, во-вторых (п. 1 ч. 2 ст. 8), концессионер при исполнении КС обязан осуществить в установленные КС сроки создание и (или) реконструкцию объекта КС и приступить к его использованию (эксплуатации), что не обязан делать арендатор (ГК РФ).
Условия, заключение, исполнение, изменение и прекращение КС регулируется главами 27, 28, 29 ГК РФ.
При совершении сделок по привлечению инвестиций в отношении объектов инфраструктуры здравоохранения государственной собственности могут применяться правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ.
К одной из приоритетных мер в области модернизации здравоохранения согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г.1 относится развитие механизмов ГЧП, привлечение частного капитала для развития инфраструктуры здравоохранения.
Положительные стороны использования ГЧП в здравоохранении представляются достаточно обоснованными, но остаются вопросы, требующие поиска оптимального решения; в каждом конкретном случае необходимы точные расчеты и прогнозы.
Необходима выработка государственной стратегии для привлечения в программу государственных гарантий инвесторов с учетом дальнейшей возможности долговременных взаимовыгодных отношений, со снятием для них ограничений. В качестве таких инвесторов перспективными представляются, например, пенсионные фонды, в том числе, возможно, и Пенсионный фонд РФ. При привлечении инвестиционных вложений такого мощного партнера в отрасль здравоохранения выгода государства и общества очевидна. При этом пенсионные деньги фонда государство сможет использовать эффективнее, получая дополнительные средства в сочетании с решением социальных задач.
Важно обеспечить регулирование процессов оказания бесплатных для населения медицинских услуг при использовании механизмов ГЧП в соответствии со стратегическими приоритетами страны и существующей демографической ситуацией.
Перспективно создание специализированного регистра для накопления опыта, оценки результатов, изучения возможных юридических и социально-экономических последствий ГЧП именно в системе здравоохранения.
Целесообразно совместное фокусирование внимания юридических и медицинских профессиональных сообществ на вопросах совершенствования законодательной базы применения механизмов ГЧП в отрасли здравоохранения в целом, что может позволить реализовать социальные задачи по обеспечению реабилитационной помощью пациентов с ВПС.
Принятия специального закона о ГЧП страна ждала долго. Вносились доработки в законопроект, велись обсуждения на различных уровнях о целесообразности принятия такого правового акта. И наконец в июле 2015 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ.
Часть 1 статьи 1 224-ФЗ ставит цели этого Закона: создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику РФ и повышение качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления. Статьей 9 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлена ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Статьей 19 этого же Закона определяются права граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Единственным специальным Федеральным законом (до принятия 224-ФЗ) был Закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и сегодня наибольшее количество концессии в социальной сфере реализуется в отрасли здравоохранения, где накоплен опыт правоприменительной практики. В то же время прецеденты судебных споров именно в отрасли здравоохранения по КС автором не обнаружены. Однако существующие содержательные выводы из анализа судебной практики по КС свидетельствуют о возможности возникновения точно таких же проблем и для КС в здравоохранении.
Центр развития ГЧП и Минэкономразвития России рекомендовали Минздраву России синхронизировать мероприятия, направленные на развитие ГЧП на 2015 - 2016 гг. с проводимой Минэкономразвития России работой в части разработки критериев рейтинга субъектов по развитию государственно-частного партнерства (в том числе методики расчета для концессии), мониторинга реализации проектов ГЧП (в т.ч. концессионных соглашений).
Высокая значимость КС в здравоохранении связана с увеличением расходов на медицинскую помощь, а государство, не имеющее возможности полностью финансировать отрасль, вынуждено прибегать к поддержке частных капиталов.
Оказание гражданам РФ на безвозмездной основе медицинской в том числе высокотехнологичной помощи достаточно успешно реализуется в рамках ГЧП. Примерами могут служить клиники, выполняющие диагностику и лечение пациентов с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, развитие сети диализных центров, многопрофильных больниц, реабилитационных учреждений.
Будущее у ГЧП-проектов в здравоохранении страны, безусловно, есть, а то, каким мы его увидим, будет зависеть и от состояния законодательной базы в регионах, и от подготовки квалифицированных кадров в сфере ГЧП, а также, конечно, от политической воли государства.
По результатам проведенного исследования выявлено, что главные юридические проблемы, возникающие при использовании механизмов государственно-частного партнерства в отечественном здравоохранении, были связаны с отсутствием федерального закона о ГЧП, который на сегодняшний день принят и вступил в действие 01.01.2016; кроме того, существуют экономические и организационные проблемы:
- отсутствие права собственности частного партнера на объект концессионного соглашения;
- отсутствие детального регулирования права владения и пользования концессионером объекта концессионного соглашения;
- отсутствие в ряде регионов налоговых льгот, освобождающих от уплаты налога на имущество в отношении объектов концессионного соглашения;
- несовершенство системы финансирования, снижающей заинтересованность клиник в оказании качественных медицинских услуг;
К направлениям совершенствования законодательной базы государственно-частного партнерства для здравоохранения относятся:
- синхронизация региональных законов о ГЧП с федеральным законодательством;
- дополнение ряда региональных законов о ГЧП статьей об объектах ГЧП, включающей объекты здравоохранения.
- Глава1. Правовое регулирование деятельности в сфере здравоохраненияв Российской Федерации 5
- Глава 2. Характеристика административно-правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения 37
- Глава 3. Проблемы административно-правового регулирования деятельностив сфере здравоохранения 67
- Глава1. Правовое регулирование деятельности в сфере здравоохраненияв Российской Федерации
- 1.1. Понятие и виды деятельности в сфере здравоохранения
- 1.2. Исторические этапы развития административно-правового регулирования управления здравоохранением
- 1.3. Современное правовое регулирование деятельности в сферездравоохранения
- Глава 2. Характеристика административно-правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения
- 2.1. Органы, осуществляющие административно-правовое регулированиедеятельности в сфере здравоохранения
- 2.2. Содержание административно-правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения
- Глава 3. Проблемы административно-правового регулирования деятельностив сфере здравоохранения
- 3.1. Применение механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении
- 3.2. Особенности саморегулирования в системе здравоохранения
- Заключение