3.2 Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности
В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 Кодекса повторное совершение административного правонарушения лицами, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридическими лицами, предусмотренного ч. 3 или 4 ст. 20.4 Кодекса (нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений) может повлечь назначение административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) оказание услуг и может применяться только в качестве основного административного наказания.
Настоящее наказание назначается исключительно судьями районных судов и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания, в соответствии со ст. 23.1 Кодекса.
Решение о направлении протокола об административном правонарушении в районный суд, для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности может быть принято уполномоченным должностным лицом только в случаях угрозы пожара, жизни или здоровью людей.
В случае если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судьи немедленно после их составления.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
При установлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и признаков, характеризующих состав правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса, которое по оценке государственного инспектора по пожарному надзору может создать угрозу пожара и (или) жизни или здоровью людей, последним проводятся необходимые процессуальные действия по сбору и соответствующему процессуальному оформлению (закреплению) доказательств. Указанные доказательства (фактические данные) фиксируются в сроки, установленные ст. 28.5 Кодекса, в протоколе об административном правонарушении и прилагаемых к нему материалах, либо процессуальные действия проводятся в рамках административного расследования в порядке ст. 28.7 Кодекса. При этом государственному инспектору по пожарному надзору необходимо дать соответствующую оценку собранным доказательствам с точки зрения их достаточности для рассмотрения дела об административном правонарушении, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, по существу.
Протокол и иные приложенные к нему материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 Кодекса, в течение суток с момента его составления направляются (передаются) государственному инспектору, уполномоченному в соответствии со ст. 23.34 Кодекса рассмотреть дело.
Государственный инспектор по пожарному надзору, составивший протокол об административном правонарушении и уполномоченный в соответствии со ст. 23.34 Кодекса рассмотреть настоящее дело, вправе назначить его к рассмотрению на месте установления (выявления, обнаружения) правонарушения сразу же после составления протокола, если вопросы, предусмотренные ст. 29.1 Кодекса, выяснены и разрешены.
Если, по результатам рассмотрения дела по ч. 5 ст. 20.4 Кодекса государственный инспектор по пожарному надзору усматривает в совершенном правонарушении наличие угрозы пожара и (или) жизни или здоровью людей, то в порядке ч. 2 ст. 29.9 Кодекса он выносит определение о передаче дела в суд, который в соответствии с ч. 1 ст. 3.12 Кодекса вправе назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, и составляет сопроводительное письмо.
По факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности, после применения временного запрета деятельности объекта контроля, в порядке ст. 28.2 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении. Во исполнение ч. 4 ст. 28.8 Кодекса настоящий протокол и протокол о временном запрете деятельности государственным инспектором немедленно передаются судье районного суда по месту совершения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем правонарушения.
Государственные инспектора по пожарному надзору вправе составлять протоколы о временном запрете деятельности и о совершении административного правонарушения в отсутствие лица (законного представителя), в отношении которого возбуждено дело, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте совершения процессуальных действий, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки не были признаны уважительными.
К направляемым в суд протокол (протоколам) должны прилагаться все необходимые документы и материалы, подтверждающие в полной мере состав правонарушения, зафиксированного в протоколе.
При возвращении судьёй материалов дела, в случае если протокол об административном правонарушении был составлен неправомочным лицом, либо неполноты представленных материалов, недостатки устраняются в срок не более трёх суток. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 Кодекса копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 Кодекса, указываются:
– дата и место его составления;
– должность, фамилия и инициалы лица, его составившего (должность указывается полностью, в случае заполнения протокола работником территориального отдела, указывается название территориального отдела);
– сведения о лице, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении (полное наименование юридического лица, в отношении которого составляется протокол, и место его нахождения, документы, подтверждающие полномочия законного представителя или сведения о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц);
– дата, время, место и адрес совершения административного правонарушения;
– событие и существо административного правонарушения, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (при описании действия (бездействия) или события, выявленных при проверке объекта должностным лицом, составляющим протокол, в котором должно быть указано существо, т. е. в чем выразилось административное правонарушение и его конкретные последствия, номер подпункта и пункта или абзаца правил пожарной безопасности, наименование, даты принятия и номера нормативного правового акта, нарушение которых были выявлены, и требования которых были нарушены. В необходимых случаях, должны быть указаны статьи иных нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности);
– статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение (ч. 5 ст. 20.4 Кодекса, предусматривающие меру наказания в виде административного приостановления деятельности);
– отметка о разъяснении прав и обязанностей лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица и их объяснения;
– при необходимости делается запись о разъяснении прав и обязанностей свидетелям и потерпевшим лицам;
– иные сведения, необходимые для разрешения дела;
– перечень прилагаемых документов и материалов.
Протокол составляется государственным инспектором по пожарному надзору немедленно после выявления административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
Дополнительное выяснение обстоятельств дела может быть обусловлено получением дополнительной информации по делу, необходимой для формирования доказательной базы, т. е. фактах (фактических данных) на основании которых можно сделать вывод о виновности лица, совершившего административное правонарушение, включая конкретные виды доказательств, в том числе вещественные доказательства, документы, взятие проб и образцов.
В этом случае протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения либо по результатам проведения административного расследования, в установленные Кодексом сроки.
Лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, или их законным представителям, а также иным участникам производства предоставляется возможность ознакомления с протоколом, а при их отказе подписать, в нем делается соответствующая запись. Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Копия протокола об административном правонарушении вручается им под расписку. При отказе в подписании протокола, получении его копии, дачи объяснений в протоколе делается соответствующая запись в присутствии не менее двух свидетелей, которые подписывают протокол.
Регистрация протокола об административных правонарушениях осуществляется территориальными органами ГПН в журнале учета административных дел.
В исключительных случаях, когда наличие угрозы пожара и (или) жизни, или здоровью людей не вызывает сомнений и подтверждается установленными и выясненными обстоятельствами с исчерпывающей полнотой, когда собранные по делу доказательства в своей совокупности представляют очевидность выдвигаемых положений о необходимости временного запрета деятельности, когда имеет место продолжение противоправного действия (бездействия) и предотвращение указанных выше обстоятельств иными способами невозможно применяется такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как временный запрет деятельности (эксплуатации).
Государственные инспектора по пожарному надзору вправе применять временный запрет деятельности в соответствии со ст. 27.1, 27.16, 27.17 Кодекса в отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуального предпринимателя), юридического лица, действие (бездействие) которых квалифицируются исключительно по ч. 5 ст. 20.4 Кодекса.
Временный запрет деятельности – кратковременное, установленное на срок до рассмотрения дела судом (не более 5 суток), прекращение деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг.
Применить временный запрет деятельности можно лишь в отношении конкретного объекта деятельности юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Для применения временного запрета деятельности необходим ряд условий, свойственных как самому временному запрету, так и иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Ст. 27.16 Кодекса ставит условия применения данной меры, которые являются исключительными и исчерпывающими, а именно:
– статья или часть статьи особенной части Кодекса, которая определяет ответственность за совершенное правонарушение, должна предусматривать санкцию в виде административного приостановления деятельности;
– необходимость осуществить временный запрет для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей;
– невозможность предотвратить указанные обстоятельства другими способами.
Временный запрет деятельности применяется только как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, решение о приостановлении деятельности и порядке реализации указанного решения находится в исключительной компетенции судебных органов.
Срок исчисляется с момента фактического приостановления деятельности, указанного в протоколе о временном запрете деятельности (приложение 9).
В протоколе о временном запрете деятельности указываются:
– дата и место его составления;
– должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол;
– сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
– объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;
– дата, время, адрес, место, способ совершения правонарушения, нормативные правовые акты, требования которых были нарушены;
– перечень выявленных нарушений стандартов, норм и правил, создающих непосредственную угрозу возникновения пожара и (или) угрозу жизни или здоровью людей;
– основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
– время и дата фактического прекращения деятельности;
– объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица (правовой статус указанных лиц устанавливается по уставным документам).
Протокол о временном запрете деятельности подписывается государственным инспектором по пожарному надзору, составившим протокол и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица.
В случае если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица не подписали протокол, об этом обязательно делается соответствующая запись в протоколе, в присутствии не менее чем двух свидетелей, которые также подписывают протокол.
Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.
Временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг должностным лицом осуществляется самостоятельно юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем после получения копии протокола от государственного инспектора по пожарному надзору.
На выявлении нарушений и привлечении к административной ответственности лиц, виновных в этих нарушениях работа государственных инспекторов по пожарному надзору не заканчивается, поскольку не всегда бывает достигнута цель – пресечения нарушения. В этих целях в Кодексе предусмотрены статьи, позволяющие привлекать к ответственности лиц, которые отказываются выполнять законные требования должностных лиц и устранять причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Это ст. 19.4–19.7 Кодекса, по которым государственные инспектора по пожарному надзору имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, для последующего направления их в суды.
Рассмотрим пример привлечения к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор – ч. 12 ст. 19.5 Кодекса.
При проведении внеплановой проверки, предметом которой будет являться контроль за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушений, руководитель органа ГПН или его заместитель обязаны издать распоряжение. При этом внеплановые мероприятия по контролю за выполнением ранее выданного предписания об устранении нарушений в обязательном порядке должны вноситься в планы работы органа ГПН и согласовываться с органом прокуратуры.
Во избежание пропуска срока давности привлечения к административной ответственности внеплановую проверку целесообразно проводить не позднее 15 суток с момента истечения срока, установленного в предписании для устранения ранее выявленного нарушения (с учетом максимального срока рассмотрения материалов дела мировым судьей, составляющего 45 суток).
При выявлении факта невыполнения пункта (пунктов) законного предписания об устранении нарушений, сроки по которому истекли, инспектор обязан составить протокол по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса в отношении должностного или юридического лица, которому это предписание выдавалось. Если предписание было выдано должностному лицу, то за невыполнение данного предписания юридическое лицо не может нести административную ответственность, равно как и должностное лицо не может нести административную ответственность, если предписание выдавалось юридическому лицу.
Одновременно при составлении протокола об административном правонарушении по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса должен быть также составлен протокол по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, поскольку нарушение требований пожарной безопасности тоже имеет место или по ч. 5 ст. 20.4, если имеет место повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или 4 ст. 20.4 Кодекса. Необходимо иметь в виду, что лицо в данном случае не будет нести дважды за одно и то же правонарушение административную ответственность, поскольку время их совершения разное, а значит разные и события.
Пункт (пункты) невыполненного предписания переписываются в новое предписание ГПН, и, соответственно, устанавливаются новые сроки устранения нарушения.
После составления протокола о невыполнении предписания должностное лицо, составившее протокол, в течение суток готовит сопроводительное письмо и отправляет материалы дела по территориальности мировому судье на рассмотрение.
После принятия решения по данному делу мировой судья в течение трех суток обязан копию постановления по делу об административном правонарушении направить должностному лицу, составившему протокол.
Направленная копия постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса, подшивается и хранится в контрольно-наблюдательном деле на данный объект защиты.
Вывод
В третьей главе приведены рекомендации сотрудникам ГПН по порядку производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, а именно подробно рассмотрено делопроизводство, включающее в себя:
1. Составление протокола о невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления) по статье 19.5 КоАП.
2. Возбуждение дела об административном правонарушении, которое представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения его подведомственности.
3. Составление протокола об административном правонарушении. Прежде чем составить протокол об административном правонарушении необходимо точно и правильно квалифицировать правонарушение. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить существо административного правонарушения, а также конкретные требования пожарной безопасности были нарушены или не выполнены.
4. Проведение административного расследования. Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых связанно с получением дополнительных сведений и материалов, необходимых для объективного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, и осуществляется в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела.
5. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятии решения по делу.
6. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Обжалование постановления (решения) по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов граждан и является одной из основных гарантий изложенных в Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что обжалованию подлежит постановление, не вступившее в законную силу.
7. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях – заключительная стадия производства по делу об административном правонарушении. Основными задачами исполнительного производства являются:
обеспечение исполнения вынесенного постановления;
соблюдение принципа неотвратимости наказания;
предупреждение административных правонарушений в будущем.
Подробно рассмотрены административные процедуры по административному приостановлению деятельности за нарушения требований пожарной безопасности. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) оказание услуг и может применяться только в качестве основного административного наказания.
Данный вид административного наказания применяется только в перечисленных в статье 3.12 КоАП случаях, а именно:
угрозы жизни или здоровью людей;
наступления радиационной аварии;
наступления техногенной катастрофы и др.
Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Временный запрет деятельности оформляется протоколом. Срок временного запрета деятельности исчисляется не с момента вынесения протокола, а с момента фактического прекращения деятельности вышеперечисленных объектов, на основании статьи 27.17 КоАП.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Приведена подробная процедура по исполнению постановления об административном приостановлении деятельности.
Исполнение приостановления деятельности делится на:
исполнение постановления судьи об административном приостановлении деятельности;
исполнение ранее выданных предписаний о приостановлении деятельности должностных лиц после вступления в силу административного приостановления деятельности в судебном порядке.
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Исследование правоприменительной деятельности должностных лиц органов гпн по пресечению нарушений требований пожарной безопасности
- Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
- Государственный надзор и контроль в области пожарной безопасности
- 1.3 Основные показатели надзорной деятельности на территории Российской Федерации
- Глава 2 порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
- 2.1 Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
- 2.2 Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
- 2.3 Анализ административно-правовой деятельности унд гу мчс России по г.Санкт-Петербургу
- Глава 3 Рекомендации сотрудникам гпн по порядку производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
- 3.1 Порядок производства по делу об административном правонарушении
- 3.1.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 3.1.2 Составление протокола об административном правонарушении
- 3.1.3 Административное расследование
- 3.1.4 Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 3.1.5 Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 3.2 Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
- Определил:
- 1. Возбудить дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного _____________________________________________
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
- Установил:
- Определил:
- Протокол № _____ об административном правонарушении
- 7. Привлекался ли ранее к административной ответственности и когда: ___________________________________
- Постановление № _____ о назначении административного наказания
- Постановил:
- Подпись лица, вынесшего постановление______________________________________
- Об административном правонарушении
- Постановление № _____ о назначении административного наказания
- Постановил:
- Подпись лица, вынесшего постановление ______________________________________
- П р о т о к о л № _____ о временном запрете деятельности
- Установил: