logo
диплом

Заключение

Осуществление государственного надзора и контроля в области пожарной безопасности является важным механизмом предупреждения ЧС.

В 2012 г. повысилась эффективность мероприятий надзорной деятельности, законодательно усилены меры административной ответственности за невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.

Одной из основных направлений обеспечения пожарной безопасности является деятельность должностных лиц органов ГПН по пресечению нарушений требований пожарной безопасности и привлечение к ответственности лиц, виновных в их совершении.

Данная деятельность является рычагом, оказывающим давление на нарушителей требований пожарной безопасности, и дает возможность добиваться их устранения.

Важная роль принадлежит вопросам совершенствования правоприменительной деятельности, основной целью которой является реализация принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение в области пожарной безопасности. Для этого необходимо обеспечить эффективное функционирование технологической схемы - выявление правонарушения, сбор и закрепление доказательной базы, процессуальное оформление принимаемых решений по пресечению правонарушения.

Первоочередной задачей по этому направлению деятельности в настоящее время является обеспечение своевременной и качественной экспертной поддержки работы государственного инспектора по пожарному надзору в рамках административного расследования или проведения дознания по делам о пожарах и по делам о нарушении требований пожарной безопасности.

Правильное и качественное выполнение предоставленных полномочий органам ГПН по пресечению нарушений требований пожарной безопасности способствует формированию у граждан понимания неотвратимости наказания за совершаемые противоправные деяния и построению в Российской Федерации

гражданского общества. Осознание неотвратимости наказания во многих случаях выступает сдерживающим фактором принятия решений о совершении противоправных деяний.

Сотрудники ГПН в полной мере реализуют полномочия, предоставленные законодательством по пресечению правонарушений в области пожарной безопасности.

Реализуя принцип неотвратимости наказания за нарушения требований пожарной безопасности, в последние годы удалось добиться роста устранения выявленных нарушений до 70%.

Для более качественной подготовки сотрудников ГПН необходимо обобщить накопленный теоретический и практический материал за последние годы. Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность выбранной темы дипломной работы, предопределили ее цели и задачи.

Цель дипломной работы состояла в комплексном изучении теоретических основ организации и осуществления государственного пожарного надзора, правоприменительной деятельности должностных лиц органов ГПН по пресечению нарушений требований пожарной безопасности и обосновании конкретных предложений по совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо было решить следующие задачи:

проанализировать нормативное правовое обеспечение деятельности должностных лиц органов ГПН при планировании деятельности по организации и осуществлению ГПН, в том числе:

проведение мероприятий по осуществлению контроля (надзора);

производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

сформулировать предложения, направленные на повышение эффективности правоприменительной деятельности должностных лиц органов ГПН по пресечению нарушений требований пожарной безопасности.

Изложенный материал дипломной работы позволил обеспечить максимальную реализацию полномочий должностных лиц органов ГПН по пресечению нарушений в области пожарной безопасности.

В первой главе подробно рассмотрено нормативное правовое регулирование деятельности органов федерального государственного пожарного надзора, структура органов государственного пожарного надзора и организация их деятельности.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре [7].

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Органы ГПН осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.

В 2012 году количество объектов, подлежащих государственному пожарному надзору в Российской Федерации составило 2 240 249.

Должностными лицами органов государственного пожарного надзора проведено 618 799 тыс. проверок объектов, из них 260 427 плановых и 358 372 внеплановых мероприятий по надзору.

В среднем на одного государственного инспектора по пожарному надзору в Российской Федерации пришлось 39 проверок.

По результатам проведенных мероприятий выявлено 3,6 млн. нарушений требований пожарной безопасности.

Руководителям организаций, а также юридическим лицам выдано более 317 тыс. предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности. О неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов надзора в органы государственной власти и прокуратуры направлено свыше 595 тыс. писем с соответствующей информацией.

В 2012 году за совершение правонарушений, пресечение которых отнесено к компетенции органов федерального государственного пожарного надзора, на территории Российской Федерации возбуждено 274069 дел об административных правонарушениях.

Вынесено постановлений о наказании в виде штрафа в отношении физических лиц – 83 952, вынесено постановлений о наказании в виде штрафа в отношении должностных лиц - 169958, вынесено постановлений о наказании в виде штрафа в отношении юридических лиц – 20 159.

Общая сумма назначенных штрафов за 2012 год составила 4 948 519 тыс. рублей, АППГ – 3 570 041 тыс. рублей. Исполнено штрафов за 2012 год – 3 002 735 тыс. рублей, АППГ – 2 106 309 тыс. рублей.

Во второй главе рассмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных требований пожарной безопасности, за которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может наступать ответственность.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

– собственники имущества;

– руководители федеральных органов исполнительной власти;

– руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– руководители органов местного самоуправления;

– лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

– должностные лица в пределах их компетенции.

Перечисленные выше лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Кодекс устанавливает административную ответственность юридических и физических лиц за нарушение:

– требований пожарной безопасности (ст. 20.4);

– правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

– нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16).

За административные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть назначены следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; административное приостановление деятельности.

Приведен Анализ административно-правовой деятельности УНД ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу.

За 12 месяцев 2012 года в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственными инспекторами по пожарному надзору за административные нарушения требований пожарной безопасности составлено 26028 протоколов в отношении физических и юридических лиц (за АППГ - 19912 административных протоколов).

Из них составлено:

- в отношении физических лиц - 18956 административных протоколов;

- в отношении юридических лиц - 7072 протокола.

За 12 месяцев 2012 года среднее количество протоколов на 1 инспектора составило по Санкт-Петербургу – 41,2 протокола (по районным подразделениям – 48,3 протоколов). За АППГ – 31,5 протоколов (по районным подразделениям – 37,9). Необходимо отметить, рост среднего количества протоколов на 1 инспектора по сравнению с АППГ на 30,9 %.

Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу назначено 10674 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 345 миллионов 894 тысячи 100 рублей, из них:

- физическим лицам назначено 9096 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 101 миллион 922 тысячи 700 рублей.

- юридическим лицам назначено 1578 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 243 миллиона 971 тысяча 400 рублей.

За АППГ государственными инспекторами Санкт-Петербурга по пожарному надзору назначено 10307 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 142 миллиона 917 тысяч 330 рублей.

За 2012 год исполнено 8938 постановлений о назначении административного наказания на общую сумму 216 миллионов 748 тысяч рублей (процент исполнения постановлений о назначении административного наказания составил – 83,7, с учетом направленных приставам 87,6%).

По результатам рассмотрения административных дел сотрудниками государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга за 2012 года вынесено 2440 административных наказаний в виде предупреждения.

За 2012 год государственными инспекторами по пожарному надзору г.Санкт-Петербурга возбуждено и передано по подведомственности в Федеральные районные суды Санкт-Петербурга для принятия решения об административном приостановлении деятельности 176 материалов административных дел.

Государственными инспекторами по пожарному надзору УНД Главного управления МЧС России по Санкт–Петербургу возбуждено и передано по подведомственности в органы судебной власти для принятия решения - 3758 материалов административных дел. Из них в отношении физических лиц - 2025 протоколов, в отношении юридических лиц – 1733 протокола.

В третьей главе приведены рекомендации сотрудникам ГПН по порядку производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, а именно подробно рассмотрено делопроизводство, включающее в себя:

1. Составление протокола о невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления) по статье 19.5 КоАП.

2. Возбуждение дела об административном правонарушении, которое представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения его подведомственности.

3. Составление протокола об административном правонарушении. Прежде чем составить протокол об административном правонарушении необходимо точно и правильно квалифицировать правонарушение. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить существо административного правонарушения, а также конкретные требования пожарной безопасности были нарушены или не выполнены.

4. Проведение административного расследования. Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых связанно с получением дополнительных сведений и материалов, необходимых для объективного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, и осуществляется в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела.

5. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятии решения по делу.

6. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Обжалование постановления (решения) по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов граждан и является одной из основных гарантий изложенных в Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что обжалованию подлежит постановление, не вступившее в законную силу.

7. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях – заключительная стадия производства по делу об административном правонарушении. Основными задачами исполнительного производства являются:

обеспечение исполнения вынесенного постановления;

соблюдение принципа неотвратимости наказания;

предупреждение административных правонарушений в будущем.

Подробно рассмотрены административные процедуры по административному приостановлению деятельности за нарушения требований пожарной безопасности. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) оказание услуг и может применяться только в качестве основного административного наказания.

Данный вид административного наказания применяется только в перечисленных в статье 3.12 КоАП случаях, а именно:

угрозы жизни или здоровью людей;

наступления радиационной аварии;

наступления техногенной катастрофы и др.

Административное приостановление деятельности возможно только по тем видам административных правонарушений, в санкциях которых содержится данный вид административного наказания. А последние изменения КоАП административное приостановление деятельности как санкцию содержат не в каждом составе административного правонарушения.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности оформляется протоколом. Срок временного запрета деятельности исчисляется не с момента вынесения протокола, а с момента фактического прекращения деятельности вышеперечисленных объектов, на основании статьи 27.17 КоАП.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Приведена подробная процедура по исполнению постановления об административном приостановлении деятельности.

Исполнение приостановления деятельности делится на:

исполнение постановления судьи об административном приостановлении деятельности;

исполнение ранее выданных предписаний о приостановлении деятельности должностных лиц после вступления в силу административного приостановления деятельности в судебном порядке.

Цель и задачи, поставленные в дипломной работе решены в полном объеме.

Представленный материал имеет практическое значение для должностных лиц органов ГПН и позволит обеспечить максимальную реализацию полномочий должностных лиц органов ГПН по пресечению нарушений в области пожарной безопасности.