logo
диплом

3.1.4 Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятии решения по делу.

Дело об административном правонарушении, в соответствии со ст. 29.6 Кодекса, подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения лицом, правомочным его рассматривать, протокола и других материалов дела.

Указанный срок может быть продлен лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц в случаях:

– поступления ходатайств от участников производства;

– необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

О продлении срока рассмотрения выносится мотивированное определение, срок в этом случае исчисляется со дня вынесения определения.

Дело об административном правонарушении, в порядке ст. 29.5 Кодекса, рассматривается в органе ГПН по месту совершения правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту его жительства в соответствующем органе ГПН.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, предусмотренные Кодексом.

Дело об административном правонарушении, в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов вправе государственные инспекторы по пожарному надзору в пределах полномочий, установленных ст. 23.34 Кодекса:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

4) главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;

5) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;

6) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

7) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

8) государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

При этом государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости и в порядке ст. 29.4 Кодекса, с соблюдением требований ст. 29.12 Кодекса, выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове участников производства;

3) об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

4) о назначении экспертизы;

5) об отложении рассмотрения дела;

6) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела лицу, которое составило протокол, в случаях:

– составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;

– неправильного составления протокола и оформления других материалов дела;

– неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Возвращение протокола об административном правонарушении может иметь место, если допущенные нарушения носят существенный характер. Существенными следует считать те нарушения, которые привели к ограничению прав участников процесса, или иным образом повлияли на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дела.

В этих случаях недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от лица, уполномоченного рассматривать дело. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

7) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции лица, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо, если вынесено определение об отводе лица.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица или законного представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего лица, в отношении которых ведется производство, а также свидетели, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц в порядке ст. 27.15 Кодекса.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в порядке ст. 29.9 Кодекса, выносятся одно из следующих постановлений (приложения 6, 8):

– о назначении административного наказания;

– о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Также может быть вынесено определение:

– о передаче дела судье, в орган, должностному лицу уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера, либо принять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

– наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса;

– объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса;

– прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть основано на материалах дела, оформленных в соответствии с Кодексом, и составляется с соблюдением требований ст. 29.10 Кодекса.

Постановление, в соответствии со ст. 29.11 Кодекса, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В случае наличия обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо:

– может отсрочить исполнение постановления на срок до 1 месяца, в порядке ч. 1 ст. 31.5 Кодекса;

– может предоставить рассрочку по уплате административного штрафа на срок до 3 месяцев, в порядке ч. 2 ст. 31.5 Кодекса.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит, в порядке ст. 29.13 Кодекса, в соответствующие организации и должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.