§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Главным основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, согласно ст. 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, является нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.
Форма этой ответственности — прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного должностного лица местного самоуправления.
Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Федерации.
Закон предусматривает определенные гарантии прав органа и выборного лица местного самоуправления, позволяющие не допускать произвола и субъективизма при принятии столь ответственного решения. Основанием для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта Федерации является заключение суда субъекта Федерации (Верховного Суда республики, краевого, областного или городского (города федерального значения) суда) о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, конституции, уставу субъекта Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования.
Соответствующий суд субъекта Федерации дает заключение после обращения к нему законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, который это делает в случае, когда ему станут известны факты нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами Конституции РФ, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов и законов субъекта Федерации, устава муниципального образования. Причем закон требует, чтобы эти факты были установлены в судебном порядке.
Закон, гарантируя права населения на местное самоуправление, обязывает законодательный (представительный) орган субъекта Федерации при принятии им решения о прекращении полномочий органа местного самоуправления одновременно назначать новые выборы. При этом решение принимается в форме закона субъекта Федерации.
Статья 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий. Однако эта ответственность наступает в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является не нарушение конституционных норм и норм законов (хотя следует учитывать, что данные полномочия передаются, согласно ст. 132 Конституции РФ, соответствующими государственными органами законом), а неэффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм привлечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды (формы) ответственности перед государством, Законом не определены.
В соответствии с Законом условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных госу-
дарственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Федерации (ст. 6).
Выявлению случаев нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований, которые являются основанием наступления ответственности данных органов и должностных лиц перед государством, служит прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства независимо от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также от органов местного самоуправления.
Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов местного самоуправления.
Воздействие в какой-либо форме органов местного самоуправления на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые им решения или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Выполняя в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» свои функции, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, законов органами местного самоуправления, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом работники прокуратуры вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения органов местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
требовать от должностных лиц местного самоуправления проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц местного самоуправления для объяснения по поводу нарушения законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
В соответствии с законом прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты муниципального образования, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт муниципального образования приносится в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Если протест приносится на решение представительного органа местного самоуправления, то он рассматривается на ближайшем его заседании. При этом прокурор при исключительных обстоятельствах, требующих .незамедлительного устранения нарушения закона, вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Орган или должностное лицо местного самоуправления обязаны незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения в письменной форме. При этом прокурору сообщается о дне заседания коллегиального органа, который рассматривает протест. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов органами местного самоуправления.
Важной формой реагирования прокурора на нарушения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных организаций и предприятий является его представление об устранении нарушений закона.
Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. Закон устанавливает, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер орган или должностное лицо местного самоуправления обязаны сообщить прокурору в письменной форме. Прокурор вправе присутствовать при рассмотрении своего представления. При рассмотрении представления коллегиальным органом местного самоуправления прокурору сообщается о дне заседания.
Кроме того, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор (его заместитель) объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке1.
От эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависит действенность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.
1СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378.
1Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы России — СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; № 36. Ст. 4466.
2СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.
1СЗРФ. 1998. №28. Ст. 3354.
1Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9.
2См.: Российская Федерация. 1994. № 15. С. 31.
1См.: Соловьев С.Г. Система фундаментальных понятий муниципального права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 15.
2См.: ст. 1 Закона Московской области «Об основах территориального общественного самоуправления в Московской области » // Вестник Московской областной Думы. 1999. № 2. С. 3.
1СЗРФ. 1997. № 38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст. 1653.
1СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1998. № 30. Ст. 3608.
1См.: Колесников А.Н. Советское строительство (научные предпосылки). М., 1926; Аскеров АА. Очерки советского строительства. М., 1953; Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. Учебник. М., 1988; Советское строительство. Учебник / Под ред. А.А. Безуглова. М., 1985; Советское строительство. Учебник / Под ред. В.А. Пертцика. М., 1988.
1См.: Покровский ИЛ. История римского права. СПб., 1998.
2См.: Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971.
1Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 65.
1Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 2. С. 489.
1См.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910. Т. П. Ч. 1.С. 46—47.
2См.: Местное самоуправление. М., 1995. С. 18.
3Коммунальное управление в Финляндии. Хельсинки, 1985. С. 38.
1См.: Баранчиков ВЛ.. Муниципальные органы Великобритании. М., 1990.
2См.: Маклаков В. В. Реформы местного управления во Французской пятой Республике // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 26—27.
1См.: Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982. С. 15.
1См.: Органы местного управления в зарубежных странах. Сравнительное исследование. М., 1994. С. 13.
1См.: Мишин АА. Эволюция системы правового регулирования органов местного самоуправления в США на современном этапе // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 81—83.
1См.: Постовой Н£. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995
1См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб., 1907. С. 198—206; Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России IX—XIX ст. Исторический очерк. Пг., 1917. С. 47—91.
2Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 51.
1Цит. по: Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 534—535.
1Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 537.
1См.: Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 270—274.
1Цит. по: Фадеев В.И. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. М., 1996. С. 18, 20.
1Рейснер МЛ. Государство буржуазии и РСФСР. М.; Пг., 1923. С. 405.
1ВСНД СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
2РГ. 1999. 21 окт.
1СЗРФ. 1996. №2. Ст. 121.
1К.Ф. Шеремет выделяет следующие группы общих принципов: 1) определяющие особые обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления; 2) согласно которым создаются муниципальные образования — главные структуры в системе местного самоуправления; 3) определяющие демократические формы организации местного самоуправления, порядок образования и содержание функций органов местного самоуправления; 4) определяющие формирование необходимой финансовой экономической основы местного самоуправления; 5) обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий; 6) обеспечивающие стабильность установленных Конституцией РФ и федеральными законами прав местного самоуправления; 7) согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; 8) гарантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления; 9) обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; 10) обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. См.: Шеремет К.Ф. Указ. соч. С. 50—53.
1См.: преамбула Европейской Хартии местного самоуправления.
1См.: Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва, 17 февраля 1995 г. М., 1995. С. 73.
1СЗ РФ. 1996., М° 26. Ст. 2965.
2СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
3См.: Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д, 1998.
1К 1 СЗРФ. 1997. №24. Ст. 2741.
1См.: Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М 1999. С. 108—109.
1СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4783.
1СЗРФ. 1997. №22. Ст. 2571.
1См.: Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 37.
2СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339; 1999. № 14. Ст. 1563. Вестник Московской областной Думы. 1995. № 2; 1997. № 4
1Например, Московская областная Дума 22 июля 1999 г. приняла Закон Московской области «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области».
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. Электоральная статистика. М., 1999. С. 30—31.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 35.
1Вестник Московской областной Думы. 1998. № 12. С. 38—39.
1См.: Фадеев В.И. Отзыв депутата представительного органа местного самоуп-нанления. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления //Избирательное право и избирательный процес в Российской Федерации. М., 1999. С. 606—626.
1Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. № 36. Ст. 1269.
1Ведомости московской Думы. 1997. № 7. С. 47,
1Вестник Московской областной Думы. 1999. № 2.
1СЗРФ. 1998. №2. Ст. 224.
1САПП РФ. 1993. М» 44. Ст. 4188.
2Народная газета Московского региона. 1994. 9 февр.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 29.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 155.
1СЗРФ. 1995. №23. Ст. 2209.
2СЗРФ. 1996. №22. Ст. 2677. г
3СЗРФ. 1996. №28. Ст. 3376.
4СЗРФ. 1998. №43. Ст. 5336.
1САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3614.
1ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561.
1ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491.
2ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635.
3ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1306.
4Края, области, города федерального значения стали субъектами Федерации 1992 г. Однако лишь Конституция РФ установила принцип равноправия субъектов Федерации.
1САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
2САПП РФ. 1993. №41. Ст. 3924.
3САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188.
4САППРФ. 1993. №44. Ст. 4197.
5САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3944.
6САППРФ. 1993. №52. Ст. 5071.
1Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. С. 17.
1СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1917.
2См.: постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об нищих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811
3СЗРФ. 1997. №24. Ст. 2741.
1СЗРФ. 1997. №48. Ст. 5546.
2См.: Указ Президента РФ от 19 сентября 1998 г. «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4783.
3См.: Указ Президента РФ от 3 нюня 1996 г. «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2755.
1СЗРФ. 1997. № 5. Ст. 708.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 17.
1Края и области в Российской Федерации получили статус субъектов Федерации в 1992 г. после подписания Федеративного договора.
1См., напр.: Закон Московской области «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований» // Вестник Московской областной Думы. 1997. № 10.
1Вестник Московской областной Думы. 1997. № 10.
2СЗРФ. 1992. №33. Ст. 1915; 1996. №49. Ст. 5503.
1См., напр.: Закон Московской области «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований».
1В1998 г. в Российской Федерации насчитывалось более 14 тыс. муниципальных образований. См.: Российская газета. 1998. 13 апр.
1Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. утверждены образцы документов для ведения Федерального реестра муниципальных образований в Российской Федерации. См.: СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2461.
2До принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении органом управления являлся исполнительный комитет, формируемый соответствующим Советом, подотчетным и подконтрольным ему. В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» полномочия исполнительного комитета прекращались с момента вступления в должность главы соответствующей местной администрации // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1011.
1См.: Закон РСФСР «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1306.
1ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561
1См.: Народная газета московского региона. 1994. 9 февр.
1Заседания представительного органа местного самоуправления могли созываться и по требованию половины избранных представителей (например, в Московской области). Периодичность созыва заседаний, как правило, закреплялась в регламенте данного представительного органа. В Московской области заседания представительных органов местного самоуправления должны были проходить не реже одного раза в квартал (п. 2.7 Положения о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной конституционной реформы от 3 февраля 1994 г.).
1СЗ РФ. 1996. N° 7. Ст. 700.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 155.
1См.: Вестник Московской областной Думы. 1997. № 10. С. 6—24.
1При этом следует учитывать, что ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в редакции от 30 марта 1999 г.) допускает в определенных случаях занятие иностранным гражданином выборной муниципальной должности (но не должности муниципальной службы), предоставляя иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 16.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 16.
1См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 16.
2Например, в Московской области из 69 муниципальных образований 39 районных, 28 городских и 2 поселковых муниципальных образования.
1СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.
1СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1378.
1Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом
1ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 3. Ст. 39.
2ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №12. Ст. 697.
1Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3595.
2ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №28. Ст. 1617.
3САПП РФ. 1994. № 1. Ст. 2.
4СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.
5САППРФ. 1993. №3. Ст. 168.
6СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2858.
7САППРФ. 1993. №52. Ст. 5091.
8СЗРФ. 1995. №11. Ст. 995.
1В настоящее время передача объектов, относящихся к федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется распоряжением Правительства РФ. См., напр.: СЗРФ. 1998. №42. Ст. 5209.
1Налоговый кодекс РФ (часть первая) вступил в силу со дня его официального опубликования согласно Федеральному закону « О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Однако ряд его положений пока не действует, в том числе статья о местных налогах, которая вводится в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825.
1.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. С. 243.
1См.: Ожегов С.И., Шведова H.O. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 571.
1 Вестник Московской областной Думы. 1998. № 8—9. С. 41.
1Вестник Московской областной Думы. 1997. N° 12. С. 51—83.
1СЗРФ. 1995. №39. Ст. 3754.
1СЗРФ. 1999. №21. Ст. 2584.
1СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1590; № 38. От. 4814; № 46. Ст. 5699.
1СЗРФ. 1998. №22. Ст. 2460.
2СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1922; 1999. № 16. Ст. 1929.
1ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №14. Ст. 761.
1СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
2СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
3СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
1СЗРФ. 1998. №2. Ст. 222.
2СЗРФ. 1995. №25. Ст. 2343. СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 1583.
1Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. ряд статьей Земельного кодекса РФ признан утратившим силу // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.
1САПП РФ. 1993. № 29. Ст. 2686.
2СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 592.
1СЗРФ. 1996. №25. Ст. 2963.
1СЗРФ. 1997. №40. Ст. 4592; 1998. №14. Ст. 1597.
1СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 263 .
1СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026.
2ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №25. Ст. 1427.
3СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2240.
1СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 740. СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
1СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3623.
1СЗРФ. 1995. №10. Ст. 823.
1ВСНД РФ и ВО РФ. 1992. №10. Ст. 457.
2СЗРФ. 1996. №15. Ст. 1572.
1СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2326.
2СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
1СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
2СЗРФ. 1997. №7. Ст. 862.
1СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 741.
2СЗРФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
3СЗРФ. 1995. №9. Ст. 713.
1СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 46ТЗ.
1СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
2СЗРФ. 1995. №47. Ст. 4473.
1СЗРФ. 1999. №11. Ст. 1308.
1СЗРФ. 1995. №8. Ст. 600; 1999. №2. Ст. 235.
2СЗРФ. 1995. №8. Ст. 609.
1См.: ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.
2СЗРФ. 1995. №25. Ст. 2396.
1СЗ РФ. 1999. N» 1. Ст. 201.
2СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4602.
3. СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4599.
4СЗ РФ. 1997. № 37. Ст. 4299.
1СЗРФ. 1995. №1. Ст. 1.
1СЗ РФ. 1996. N° 14. Ст. 1431.
2ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1997. № 876; № 17. Ст. 1913.
1ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959; ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 67; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1864; 1998. №13. Ст. 1472.
1САППРФ. 1993. №3. Ст. 168.
2СЗРФ. 1995. №11. Ст. 995.
3САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5091.
4СЗРФ. 1994. №8. Ст. 869.
5СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4787.
1См.: Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 4005.
1Следует иметь в виду, что согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994г., ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обеспечиваемых данным учреждением//СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2221.
1СЗРФ. 1998. №2. Ст. 219.
1См.: Кононов AM. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право. 1997. № 12. С. 33— 36.
1СЗРФ. 1996. М» 23. Ст. 2755.
1СЗРФ. 1996. №30. Ст. 3653.
2СЗРФ. 1998. №7. Ст. 799.
1См.: Положение о воинском учете. Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998г.//СЗРФ. 1999. № 1. Ст. 192.
2См.: Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2857.
1СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.
1СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3282.
1СЗРФ. 1999. №13. Ст. 4117.
2СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4043.
3СЗРФ. 1997. №22. Ст. 2571.
1ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999 № 7. Ст. 878.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Принятые сокращения
- Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2. Научная дисциплина муниципального права § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия Глава 4. Понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление — форма народовластия
- Глава 5. Общие принципы местного самоуправления § 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
- § 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
- § 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
- § 10. Гласность местного самоуправления
- § 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
- § 12. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6. Функции местного самоуправления § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления
- § 4. Собрания (сходы) граждан
- § 5. Народная правотворческая инициатива
- § 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
- § 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III. Основы местного самоуправления
- Глава 11. Правовая основа местного самоуправления. § 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
- Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- § 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
- Глава 13. Организационные основы местного самоуправления § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
- Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления § 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
- § 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
- Глава 15. Муниципальная служба § 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- § 2. Понятие и виды муниципальных должностей
- § 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
- § 4. Правовой статус муниципального служащего
- § 5. Прохождение муниципальной службы
- Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях § 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
- § 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
- § 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
- § 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления
- Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
- Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
- Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу
- Раздел V. Гарантии местного самоуправления Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления § 1. Понятие гарантий местного самоуправления
- § 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством