§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
Разработка и реализация планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований тесно взаимосвязаны с бюджетным процессом: формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, ибо социально-экономическое развитие территории предполагает наличие соответствующих средств и ресурсов, включая и финансовые.
Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, а также уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований. При этом должны соблюдаться требования Европейской Хартии местного самоуправления.
Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Кроме того, представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса установленными федеральными законами и законами субъекта Федерации.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются согласно бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной классификации субъекта Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федераций.
Налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации определяет формы участия органов государственной власти в решении вопросов организации местных финансов, в организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов:
регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами — в рамках федеральных целевых программ;
разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
передают им финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий;
компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти;
обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства ее субъектов;
выполняют другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, его утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением местного бюджета.
В процессе составления, утверждения и исполнения местного бюджета органы местного самоуправления вправе:
а) определять и утверждать направления, объемы и порядок использования бюджетных средств на текущее содержание, экономическое и социальное развитие муниципального образования;
б) вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, а также предоставлять в установленном порядке займы;
в) предусматривать в местных бюджетах средства для погашения долговых обязательств;
г) определять размеры резервных фондов финансовых ресурсов за счет средств местных бюджетов;
д) определять категории граждан, имеющих право на пособия и льготы за счет средств местных бюджетов;
е) объединять средства местного бюджета со средствами других муниципальных образований и средствами юридических и физических лиц для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов муниципальной собственности и др.
Составление и исполнение местного бюджета в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация).
Проект местного бюджета разрабатывает финансовый орган муниципального образования (отдел, управление или департамент финансов). В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся вопросы утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении.
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Проект местного бюджета составляется на основании прогноза социально-экономического развития муниципального образования, решений органов местного самоуправления, а также необходимости финансирования за счет бюджета тех или иных затрат. Составлению проекта местного бюджета предшествует разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития муниципального образования за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития муниципального образования до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.
Изменение прогноза социально-экономического развития муниципального образования в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования осуществляется исполнительным органом самоуправления (местной администрацией). В прогнозе отражаются основные тенденции и динамика социально-экономического развития муниципального образования. При этом определяются приоритетные направления расходования бюджетных средств на предстоящий финансовый год. Прогноз обеспечивает разработку исходной информации для составления проекта бюджета муниципального образования на планируемый год, в том числе финансовых показателей.
Составлению проекта местного бюджета предшествует также подготовка сводного финансового баланса, который вместе с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования является основой для составления проекта местного бюджета.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов муниципального образования и хозяйствующих на его территории субъектов. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.
В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов финансовые органы муниципальных образований вправе получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных органов и юридических лиц.
Для составления проектов местных бюджетов необходимы данные:
о действующем на момент начала разработки проекта местных бюджетов налоговом законодательстве;
о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов;
о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой местным бюджетам;
о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и др.
При разработке местных бюджетов органы местного самоуправления используют информационно-методические материалы, которые направляют им органы исполнительной власти субъектов Федерации, содержащие необходимые для составления проектов местных бюджетов сведения. Порядок предоставления таких материалов органам местного самоуправления определяется законами субъектов Федерации. Так, в соответствии с Законом Московской области от 3 ноября 1997 г. «О бюджетных правах местного самоуправления»1органы государственной власти Московской области не позднее чем за пять месяцев до начала планируемого года доводят до органов местного самоуправления проектируемые показатели бюджетного регулирования, которые подлежат согласованию с органами местного самоуправления, а также проект нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и социальных норм. За два с половиной месяца до начала планируемого года органы государственной власти Московской области обязаны довести до органов местного самоуправления установленные законом Московской области показатели бюджетного регулирования, в том числе: нормативы по регулирующим источникам доходов, дотации, субвенции и величины нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и социальных норм.
Если же установленные сроки нарушаются, то представительный орган местного самоуправления может своим решением принимать величины социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности не выше уровня текущего года для составления проекта местного бюджета. В этом случае органы государственной власти Московской области не могут принимать решения или законы Московской области об уменьшении величины социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Законы субъектов Федерации, устанавливая основы бюджетного процесса муниципальных образований, конкретизируют перечень необходимых материалов, являющихся рабочей документацией к проекту местного бюджета, закрепляемый федеральными законами. В состав документации, например, согласно Закону Московской области о бюджетных правах местного самоуправления, входят:
а) бюджетное послание главы муниципального образования, которое включает краткое изложение ожидаемых итогов деятельности за год, предшествующий планируемому, и постановку задачи на планируемый год;
б) анализ тенденций социально-экономического развития муниципального образования, охватывающий период не менее двух лет, предшествующих году его составления;
в) прогноз основных показателей социально-экономического развития муниципального образования на бюджетный год;
г) перечень и описание муниципальных программ социально-экономического развития;
д) план доходов и расходов местного бюджета с выделением всех планируемых доходов, сборов и расходов по разделам функциональной бюджетной классификации;
е) средства в доходной и расходной частях местного бюджета для осуществления отдельных федеральных и областных полномочий, переданных муниципальному образованию законом Московской области или федеральным законом;
ж) перечень налоговых льгот, действующих на территории муниципального образования, и суммы выпадающих доходов в связи с предоставлением указанных льгот;
з) перечень защищенных статей расходов местного бюджета;
и) перечень и ставки местных налогов, сборов и других обязательных платежей, действующих на территории муниципального образования;
к) норматив оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
л) сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, входящих в состав муниципального образования;
м) расчет по доходам и расходам бюджета;
н) сведения о целевых и резервных фондах, а также иные документы, перечень и содержание которых устанавливается решением органов местного самоуправления.
Проекты местных бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Минимально необходимые расходы местного бюджета устанавливаются на основе социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения, находящемуся в ведении соответствующего муниципального образования.
К нормативам минимальной бюджетной обеспеченности относятся следующие:
а) на содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
б) на организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
в) на организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
г) на охрану общественного порядка, организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью, а также другие нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемые законом субъекта Федерации.
В разрабатываемом проекте местного бюджета указываются его доходные источники: а) собственные источники доходов; б) регулирующие источники доходов; в) заемные средства; г) финансовая помощь.
Местная администрация — при составлении проекта бюджета, уточнении бюджета в ходе его исполнения, а представительный орган местного самоуправления — при рассмотрении и утверждении бюджета и его уточнении в ходе исполнения в пределах своих полномочий вправе:
• определять объем финансирования из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому развитию территории в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
• определять направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы, мероприятия по охране окружающей среды, восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели;
увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, здравоохранения, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;
объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения.
Среди расходов в проекте местного бюджета отдельно выделяются: а) расходы на финансирование муниципального хозяйства; б) расходы на финансирование содержания социально-культурных учреждений и проведение мероприятий; в) расходы на финансирование муниципальных программ и инвестиций; г) расходы на содержание органов местного самоуправления; д) расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам; е) расходы, связанные с реализацией муниципальным образованием отдельных государственных полномочий, и др.
В качестве составной части проекта местного бюджета могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики местного бюджета: а) общий объем доходов бюджета; б) общий объем расхода бюджета; в) дефицит бюджета.
Рассматривает и утверждает местный бюджет представительный орган местного самоуправления.
Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) вносит проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в срок, определенный правовыми актами органа местного самоуправления.
Одновременно с проектом местного бюджета представительному органу местного самоуправления представляются необходимые документы и материалы.
Обычно рассмотрение проекта местного бюджета начинается представительным органом местного самоуправления не позднее чем за месяц до начала финансового года. Финансовый (бюджетный) год установлен с 1 января по 31 декабря.
Процедура рассмотрения бюджета определяется представительным органом местного самоуправления, который самостоятельно разрабатывает положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Кроме того, данная процедура закрепляется в регламенте представительного органа местного самоуправления.
Предварительно проект местного бюджета рассматривает комитет (комиссия) по бюджету (название своих депутатских органов определяет представительный орган) представительного органа местного самоуправления, который дает свое заключение.
После обсуждения проекта местного бюджета на своем заседании представительный орган местного самоуправления принимает соответствующее решение.
В случае если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, финансовые средства муниципального образования до утверждения местного бюджета расходуются по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Исполнение местного бюджета производится исполнительным органом местного самоуправления (местной администрацией).
Закон о финансовых основах местного самоуправления установил, что глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.
Местный бюджет исполняется на основе единой бюджетной классификации в полном соответствии с утвержденным бюджетом по его доходной и расходной частям.
Исполнение доходной части местного бюджета, осуществляемое за счет налоговых и неналоговых поступлений, в частности, предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Важную роль в обеспечении исполнения местного бюджета по его доходной части играют органы налоговой службы, которые контролируют исчисление налоговых и неналоговых платежей и перечислением их в соответствующий бюджет.
Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами налоговой службы основаны на: а) координации и объединении усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов и сборов; б) взаимном предоставлении необходимой информации.
Представительный орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета вправе создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов, которая осуществляет свою деятельность на основе законодательства о налоговой службе, объединяя и координируя с территориальными органами налоговой службы усилия по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Закон о финансовых основах местного самоуправления закрепил право органов местного самоуправления получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Это положение имеет важное значение для формирования доходной части местных бюджетов многих муниципальных образований, на территории которых расположены и действуют подобные филиалы и представительства.
Органы местного самоуправления вправе заключать соглашения с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ об обслуживании исполнения местных бюджетов. В этом случае полномочия территориальных органов Главного управления Федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета. При этом Закон устанавливает, что территориальные органы Главного управления федерального казначейства не вправе отказывать органам местного самоуправления в заключении таких соглашений.
Через территориальные органы Главного управления федерального казначейства и в соответствии с заключенным договором органы местного самоуправления вправе возложить на уполномоченный банк следующие функции:
а) кассовое исполнение местного бюджета;
б) кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
в) размещение (инвестирование) свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
г) размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета1.
1 Бюджетный кодекс РФ предусматривает установление казначейского исполнения бюджетов, а также принцип единства кассы, который означает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета (ст. 215 и 216).
Кассовое исполнение местных бюджетов в соответствии с действующим законодательством представляет собой деятельность уполномоченного банка (кассового учреждения) по концентрации всех доходов местного бюджета и финансирование бюджетных организаций и учреждений в соответствии с ассигнованиями, выделенными им по бюджету. Все доходы перечисляются и зачисляются на единый счет местного бюджета.
Исполнение местного бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного местного бюджета. Она должна быть составлена и представлена в исполнительный орган местного самоуправления (ответственный за составление бюджета) после утверждения бюджета.
Главный распорядитель средств местного бюджета — орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов местного бюджета. Главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Он осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности и др.
Получателями бюджетных средств муниципального образования являются бюджетные учреждения, иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Если в ходе исполнения местного бюджета федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации принимают решения, которые приводят к уменьшению доходов или увеличению расходов местного бюджета, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального местного бюджета средства компенсируются этими органами власти за счет средств их бюджета. При этом согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Финансовая помощь муниципальным образованиям оказывается в виде субвенций, дотаций, трансфертов в. случае, когда для финансирования расходов минимального местного бюджета недостаточно собственных источников, а по регулирующим источникам установлены максимальные нормативы зачислений в бюджет муниципального образования.
Выделенные органами государственной власти финансовые средства зачисляются на текущие счета местных бюджетов и не подлежат изъятию, кроме субвенций, используемых с нарушением сроков и целей, на которые они были выделены.
Пересмотр размера финансовой помощи в течение финансового года не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В процессе исполнения местного бюджета может возникнуть необходимость в уточнении бюджета в связи с недостаточностью доходов, превышением доходов запланированного уровня. Возможно также секвестирование местного бюджета.
Уточнение местного бюджета производится решением представительного органа местного самоуправления по представлению главы муниципального образования (глава местной администрации, где должность главы муниципального образования не предусмотрена). Представительный орган местного самоуправления вправе принять также и решение о секвестировании расходов в случаях, если:
а) в процессе исполнения бюджета величина дефицита превышает ранее установленную;
б) происходит резкое снижение доходов бюджета;
в) невозможно финансировать целевые программы социально-экономического развития и другие мероприятия в запланированных объемах.
Принимаемые в процессе исполнения бюджета решения органов местного самоуправления, направленные на выделение из бюджета дополнительных, не предусмотренных утвержденным бюджетом средств при его уточнении, должны содержать указание на источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходов, перевыполнения доходов над расходами или перераспределения средств.
В процессе исполнения местного бюджета размещается муниципальный заказ на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Заказчиком на выполнение таких работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
В соответствии с утвержденным местным бюджетом могут проходить муниципальные заимствования в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования.
На территории муниципального образования могут проходить муниципальные лотереи.
Как и все иные лотереи, независимо от их типа, вида и территориального статуса, муниципальные лотереи подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется в соответствии с законодательством субъекта РФ, с соблюдением требований Временного положения о лотереях в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19 сентября 1995 г. «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации»1. В соответствии с указанным Временным положением объем призового фонда целевых лотерей, доходы от которых направляются на развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, медицины и здравоохранения, рекреации и туризма, литературы и искусства, народного творчества, приоритетных отраслей народного хозяйства, устанавливается в размере не менее 40% общего объема выручки.
В случае возникновения временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета органы местного самоуправления могут обращаться за получением краткосрочных и долгосрочных кредитов в банки и другие кредитные организации. Ссуды органам местного самоуправления предоставляются на основе договора, которым определяются конкретные условия предоставления и погашения ссуды. Условия получения краткосрочных и долгосрочных кредитов должны быть согласованы с представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления вправе выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов.
Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. Вместе с тем Закон о финансовых основах местного самоуправления предусматривает, что органы местного самоуправления не вправе передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные фонды (капиталы) банков и других кредитных организаций.
Контроль за исполнением местного бюджета осуществляет представительный орган местного самоуправления, который самостоятельно определяет организационные формы такого контроля. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.
Представительный орган местного самоуправления, его постоянные комиссии (комитеты) вправе потребовать от исполнительного органа местного самоуправления, его финансового и других органов любую информацию, связанную с исполнением бюджета.
Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) информирует представительный орган местного самоуправления о ходе и прогнозах исполнения бюджета, составляя ежемесячные справки, ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета.
Представительный орган местного самоуправления, его комитеты (комиссии): а) анализируют и проверяют своевременность и правильность исполнения местного бюджета в целом и по отдельным вопросам местного значения; б) оценивают качество принятых решений по исполнению бюджета; в) проверяют эффективность использования бюджетных средств и средств целевых бюджетных фондов.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляют также органы государственной власти субъектов Федерации.
При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъектов Федерации вправе проверять обоснованность предоставления финансовой помощи, а после принятия положительного решения — достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, а также соблюдение законодательства Российской Федерации по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.
Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.
Отчет об исполнении местных бюджетов составляется по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым анализом их исполнения, в том числе по обеспечению уровня собственных и регулирующих доходов.
Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется для утверждения представительным органом местного самоуправления администрацией муниципального образования. Он включает следующие разделы: а) итоги деятельности администрации муниципального образования в форме доклада о результатах деятельности и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования; б) отчет о реализации местных программ социально-экономического развития; в) отчет по доходам и расходам местного бюджета и иные документы, представляемые по решению органов местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления по отчету об исполнении бюджета принимает соответствующее решение.
Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.
Кроме того, муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет РФ по статистике.
Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, являющееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъектов Федерации нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в процентах) средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации.
Помимо бюджетных средств органы местного самоуправления в своей деятельности используют средства муниципальных внебюджетных фондов. Муниципальные внебюджетные фонды имеют целевое назначение и образуются представительными органами местного самоуправления.
Средства этих фондов формируются за счет:
а) добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;
б) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;
в) сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов местного самоуправления, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия;
г) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
При этом налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды.
Средства внебюджетного фонда находятся на специальных счетах, открываемых местной администрацией, изъятию не подлежат и расходуются с целевым назначением, определяемым утвержденным представительным органом местного самоуправления положением о фонде.
Исполнительный орган местного самоуправления обязан в установленный срок представить представительному органу местного самоуправления отчет об использовании средств внебюджетных фондов.
Глава 21. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 130 Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование в распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника
в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Конституция РФ гарантирует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).
Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны с процессом формирования муниципальной собственности, имевшим в своей основе раздел прежней государственности собственности.
Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления получили право самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В собственность муниципальных образований передавались: жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении органов местного самоуправления; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие данные объекты; объекты инженерной инфраструктуры; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров) и другие объекты.
Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления должен регулироваться законами.
Субъекты Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий меякду субъектами РФ и муниципальными образованиями. Кроме того, в случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, субъекты РФ соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.
Так, Законом Московской области «Об общих принципах формирования управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области» установлен следующий порядок передачи областной собственности в муниципальную.
В муниципальную собственность могут передаваться объекты областной собственности, приобретенные в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации, и областная собственность, созданная или приобретенная за счет средств областного бюджета, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий областной собственности, а также по иным основаниям:
объекты, находящиеся в хозяйственном ведении действующих унитарных предприятий или оперативном управлении действующих учреждений областной собственности;
объекты, находящиеся в хозяйственном ведении унитарных предприятий или оперативном управлении учреждений областной собственности, в отношении которых принято решение о реорганизации, ликвидации или приватизации;
объекты областной собственности, находящиеся во владении коммерческих организаций, образованных в процессе приватизации предприятий и учреждений областной собственности, стоимость которых не включена в уставный капитал этих коммерческих организаций;
областная собственность, находящаяся во владении и (или) пользовании коммерческих и некоммерческих организаций на основании соответствующих договоров и соглашений, в том числе по договорам аренды;
унитарные предприятия и учреждения областной собственности;
филиалы и структурные подразделения унитарных предприятий и учреждений областной собственности;
ценные бумаги;
объекты областной собственности, ранее переданные в управление органам местного самоуправления;
областная собственность, составляющая казну Московской области.
В перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены: а) жилищный фонд;
б) жилищно-эксплуатационные предприятия;
в) нежилые помещения (нежилой фонд), в которых размещаются предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, аптеки, магазины оптики;
г) объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эксплуатацию жилищного, нежилого фонда и городского электрического транспорта, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов;
д) дома-интернаты для ветеранов труда, дома для престарелых, детские дома, дома ребенка и другие объекты, выполняющие функции социальной защиты;
е) здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории и культуры местного значения;
ж) унитарные предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
з) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры, туризма и спорта;
и) иные объекты областной собственности.
В перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, могут включаться объекты, не завершенные строительством.
Представительный орган местного самоуправления принимает решение о направлении в Мособлкомимущество перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, для его утверждения в порядке, установленном законом.
Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляется в Мособлкомимущество органом местного самоуправления, разработавшим указанный перечень, в двух идентичных экземплярах вместе со следующими документами:
• решением представительного органа местного самоуправления о направлении указанного перечня в Мособлкомимущество;
• письменным обоснованным согласием или несогласием (форма произвольная) руководителя унитарного предприятия или учреждения областной собственности на передачу в муниципальную собственность объектов;
• актами приема-передачи объектов, ранее переданных с баланса предприятий или учреждений областной собственности на баланс (в управление) органам местного самоуправления, согласованными с Мособлкомимуществом в порядке, установленном нормативными правовыми актами Московской, области, и др.
Мособлкомимущество осуществляет:
а) проверку соответствия представленных перечней и документов требованиям настоящего закона;
б) регистрацию представленных перечней, которая осуществляется в день их поступления.
Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения требований по составу представленных документов и (или) несоблюдения формы представленных перечней и (или) документов.
Если в составе населения, обслуживаемого учреждением, включенным в перечень, члены местного сообщества муниципального образования составляют менее 50% или в пределах данного муниципального образования учреждением реализуется менее 50% общего объема выполняемых услуг (работ), может быть принято постановление главы администрации Московской области о передаче указанного учреждения в долевую собственность нескольких муниципальных образований.
Постановление главы администрации Московской области об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность (в том числе долевую собственность нескольких муниципальных образований), или об отказе в передаче объектов областной собственности в муниципальную собственность принимается в течение двух месяцев со дня регистрации Мособлимуществом указанного перечня. Данное постановление является документом, подтверждающим право муниципальной собственности на переданные объекты.
Если в указанные законом сроки постановление главы администрации Московской области не будет принято, документами, подтверждающими право муниципальной собственности, являются перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, зарегистрированный Мособлкоми-муществом, и решение представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, который может содержать все или часть объектов, включенных в перечень, зарегистрированный Мособлкомимуществом.
Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.
Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны также с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности.
Основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. утверждены Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.
Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 1999 г. Основные положения государственной программы приватизации применяются при проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением муниципальных образований непосредственно или органами местного самоуправления, действующими в пределах компетенции, установленной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, не определены другие порядок и условия приватизации таких объектов1.
В соответствии с законом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Кроме того, представительный орган местного самоуправления утверждает программу приватизации муниципального имущества (годовое заседание, план приватизации). При разработке программы следует руководствоваться общими целями приватизации, одна из которых — повышение эффективности экономики.
При приватизации муниципального имущества используются следующие способы:
• продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
• продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
• продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
• выкуп арендованного муниципального имущества;
• преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в муниципальной собственности;
• внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
• отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Например, в ряде случаев целесообразно сохранить контроль за приватизируемым предприятием со стороны муниципального образования (предприятие имеет большое социально-экономическое значение для муниципального образования, его населения). Поэтому можно преобразовать предприятие в открытое акционерное общество, продав частным собственникам лишь часть акций. Другая часть остается в муниципальной собственности. Можно ввести специальное право на участие муниципального образования в управлении обществом («золотую акцию»).
Возможны иные способы приватизации — продажа предприятия по коммерческому конкурсу с инвестиционными и (или} социальными условиями и др.
Разработку программы должна обеспечить администрация муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования по решению представительного органа местного самоуправления может быть создан орган по управлению муниципальным имуществом, который и должен в этом случае разработать перечень подлежащих приватизации муниципальных предприятий с указанием способов их приватизации и обоснованием их выбора.
В соответствии с Законом о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Правительство РФ утвердило Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества и Положение о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества1.
Аукцион проводится открытым по составу участников. Форма подачи предложения по цене имущества определяется органом местного самоуправления, принимающим решение о способе приватизации муниципального имущества (эти предложения могут подаваться в закрытой форме либо заявляться открыто в ходе проведения торгов).
Конкурс также является открытым. Однако предложения по цене приватизируемого имущества подаются его участниками в закрытой форме (в запечатанном конверте).
Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления-(это могут быть, например, органы по управлению муниципальным имуществом).
Для проведения аукциона (конкурса) создается комиссия, состав которой определяется органом местного самоуправления.
Решение комиссии о результатах рассмотрения заявок претендентов и об итогах аукциона (конкурса) оформляются протоколом.
К участию в аукционе (конкурсе) допускаются физические и юридические лица.
Аукцион (конкурс), на участие в котором не было подано заявок либо участие в котором принял только один участник, признается несостоявшимся.
Между продавцом и победителем аукциона (конкурса) заключается договор купли-продажи.
Победитель конкурса одновременно с договором купли-продажи имущества заключает с продавцом договор о порядке выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.
Органы местного самоуправления определяют состав комиссии по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса.
Порядок оплаты муниципального имущества устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Продавец муниципального имущества обязан опубликовать сообщение об итогах аукциона (конкурса) в тех же изданиях, в которых было опубликовано информационное сообщение о его проведении, в срок не позднее 30 дней после заключения договора купли-продажи имущества.
Законе приватизации государственного имущества закрепляет полномочия муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ.
Как уже отмечалось, органы местного самоуправления при преобразовании муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решение об использовании в отношении указанных акционерных обществ специального права на участие муниципальных образований в управлении этими обществами («золотая акция»). В этом случае органы местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают представителей муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Данные представители вправе вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Они также обладают правом вето при принятии общим собранием акционеров решения: а) о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении его в новой редакции; б) о реорганизации открытого акционерного общества; в) о ликвидации открытого акционерного общества и др.
Представители муниципальных образований имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны, а также обладают другими правами, предусмотренными Законом о приватизации государственного имущества.
Специальное право («золотая акция») действует до принятия органом местного самоуправления решения о его прекращении.
23 мая 1998 г. Правительство РФ утвердило Положение о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации1.
Специализированный аукцион является открытым. Заявки на участие в нем подаются в письменной форме. Все победители аукциона получают акции по единой цене продажи одной акции.
Как уже отмечалось, Закон о приватизации государственного имущества не применяется в отношении тех объектов муниципальной собственности, приватизация которых осуществляется на основе законов, определяющих права органов местного самоуправления в процессе приватизации данного муниципального имущества. Так, приватизация жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Закон особо защищает права несовершеннолетних, которые остались проживать в жилом помещении в случае смерти родителей и в иных случаях утраты попечения родителей. В этом случае органы опеки и попечительства (которыми согласно ГК РФ являются органы местного самоуправления), приемные родители, иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, договоры оформляют самостоятельно с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.
Федеральный закон от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» в целях обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования ввел мораторий на приватизацию муниципальных образовательных учреждений всех типов. Ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого является орган местного самоуправления может быть осуществлена только с согласия представительного органа местного самоуправления2.
Приватизация земли, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, также должна регулироваться другими федеральными законами. Например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержит специальную главу, посвященную особенностям приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. Предусматривается, что садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Закон определяет последовательность осуществления приватизации данных земельных участков и определяет роль органов местного самоуправления в этом процессе. После соответствующих действий со стороны общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного объединения, комиссии по подготовке материалов для приватизации земельных участков, созданную общим собранием, орган местного самоуправления принимает решение о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Это решение является основанием для выдачи гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю.
Членам объединения документы выдает правление, которое получает эти документы в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов такого объединения.
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
Пока не приняты федеральные законы, определяющие порядок приватизации других земельных участков, действуют указы Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»1; от 26 ноября 1997 г. «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды» и др.
Продаже в порядке приватизации не подлежат земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, набережные и др.), земли заповедников, а также другие находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, оборот которых не допускается законодательством Российской Федерации.
Средства, поступающие от приватизации в местные бюджеты, направляются:
• на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;
• на финансирование мероприятий .по социальной защите населения;
• на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества.
Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью.
Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью, в частности:
• правила передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций; сдачи муниципального жилья в аренду;
• правила пользования земельными ресурсами;
• правила пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения.
Органы местного самоуправления ведут реестры объектов муниципальной собственности. Порядок ведения данных реестров и требования к их содержанию устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Органы местного самоуправления, выступая от имени муниципального образования, должны эффективно использовать права собственника муниципального имущества.
В ведении органов местного самоуправления находятся различные объекты муниципальной собственности: земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и учреждения, жилищный и нежилой фонд; объекты инженерной инфраструктуры и др.
Вместе с тем многие муниципальные образования являются дотационными. В связи с этим органы местного самоуправления должны не уповать на финансовую помощь государства, а опираться на собственные ресурсы, эффективно управлять имеющейся в их распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми и иными местными ресурсами; тесно взаимодействовать со всеми предприятиями, организациями, расположенными на их территории, в целях обеспечения комплексного развития своей территории, сохранения и улучшения природной среды, ее экологии, а также решения иных социально-экономических задач; знать и умело использовать свои гарантированные Конституцией РФ и Европейской Хартией местного самоуправления полномочия в разных сферах местной жизни.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования передаваемых объектов. Они могут сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом.
Органы местного самоуправления обладают большими правами в отношении муниципальных предприятий, учреждений и организаций, что дает им возможность эффективно управлять муниципальным хозяйством, создавать необходимые условия для удовлетворения населением муниципальных образований повседневных жизненных потребностей.
Для осуществления хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Согласно ГК РФ (ст. 215) часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая часть муниципального имущества (нераспределенная) составляет казну соответствующего муниципального образования. Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно ГК РФ муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, могут изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления, регулируя отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает также, что органы местного самоуправления:
а) определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
б) осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);
в) утверждают их уставы;
г) назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;
д) заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций зачисляется в доходы местных бюджетов.
Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления в интересах населения вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Принятые сокращения
- Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2. Научная дисциплина муниципального права § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия Глава 4. Понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление — форма народовластия
- Глава 5. Общие принципы местного самоуправления § 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
- § 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
- § 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
- § 10. Гласность местного самоуправления
- § 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
- § 12. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6. Функции местного самоуправления § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления
- § 4. Собрания (сходы) граждан
- § 5. Народная правотворческая инициатива
- § 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
- § 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III. Основы местного самоуправления
- Глава 11. Правовая основа местного самоуправления. § 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
- Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- § 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
- Глава 13. Организационные основы местного самоуправления § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
- Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления § 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
- § 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
- Глава 15. Муниципальная служба § 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- § 2. Понятие и виды муниципальных должностей
- § 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
- § 4. Правовой статус муниципального служащего
- § 5. Прохождение муниципальной службы
- Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях § 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
- § 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
- § 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
- § 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления
- Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
- Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
- Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу
- Раздел V. Гарантии местного самоуправления Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления § 1. Понятие гарантий местного самоуправления
- § 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством