logo
Кутафин_Муниципальное право

§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации. Он наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может обладать правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

В Российской Федерации избраны 96,61% действующих глав муниципальных образований, при этом 65,60% — непосредственно населением, 29,91% — представительными органами местного самоуправления и 1,10% — собраниями (сходами) граждан1.

Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.

Статус главы муниципального образования характеризуется следующими признаками:

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы администрации муниципального образования. В отличие от главы муниципального образования данное должностное лицо, как правило, осуществляет свою деятельность на основе трудового договора (контракта) и не является выборным должностным лицом (хотя закон не запрещает и выборы главы администрации). Глава администрации — это должностное лицо, возглавляющее деятельность исполнительного органа местного самоуправления.

В Законе Московской области о местном самоуправлении указаны следующие варианты структуры и полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления:

Надо сказать, что прежде главы местного самоуправления (местной администрации), как правило, назначались вышестоящим главой администрации. Однако в соответствии со ст. 59 Закона об общих принципах организации местного самоуправления (с учетом изменений, внесенных 22 апреля 1996 г.) главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это пред-

усмотрено Законом, сохраняли свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений данного Закона, но не более 16 месяцев со дня вступления его в силу (с 1 сентября 1995 г. — со дня официального опубликования).

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и глав муниципальных образований (глав администрации) могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, а также иные должностные лица местного самоуправления как выборные, так и назначаемые. Наименование такого рода органов местного самоуправления, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами согласно ст. 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления не допускается.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 11 июня 1999 г. по запросу главы Республики Коми о проверке конституционности п. 4 ст. 10 и ч. 5 ст. 27 Закона Республики Коми «О местном самоуправлении в Республике Коми» любое вмешательство каких бы то ни было органов государственной власти и государственных должностных лиц, в том числе в форме представления ими обязательных для рассмотрения представительным органом местного самоуправления кандидатур на должность главы администрации муниципального образования, ущемляет права местного самоуправления и его органов, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, препятствует самостоятельному решению населением вопросов местного значения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4