logo
Трудовое право 2015 - Редикульцева Е

Тема 5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Общие вопросы занятости и трудоустройства урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».

Под трудоустройством в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения. Трудоустройство в узком значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников.

Согласно ст.1 указанного Закона занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход.

Виды занятости перечислены в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», согласно которой занятыми признаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе временно отсутствующие на работе по уважительным причинам (например, в связи с нетрудоспособностью, отпуском, приостановкой производства и т.д.), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временных и сезонных работников (за исключением участвующих в общественных работах);

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам;

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

члены производственных кооперативов (артелей);

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

обучающиеся на очных отделениях образовательных учреждений всех видов, а также проходящие обучение по направлению органов службы занятости;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработными могут быть признаны следующие граждане:

трудоспособные в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) либо до 60 лет (мужчины);

зарегистрированные в органах занятости в целях поиска подходящей работы;

не имеющие работы и заработка;

ищущие работу и готовые приступить к ней;

которые в течение 10 дней с момента регистрации не отказались от более чем одного варианта подходящей работы и не трудоустроены на такой работе;

если им не назначена пенсия по старости либо за выслугу лет;

инвалиды III группы - при наличии в индивидуальной программе реабилитации рекомендации о видах трудовой деятельности;

не осужденные к лишению свободы или к исправительным работам;

представившие документы, содержащие достоверные сведения об отсутствии работы и заработка, а также о других данных, имеющих значение для признания их безработными.

Регистрация безработного гражданина производится со дня его личного обращения с предоставлением всех необходимых документов. В течение 10 дней со дня данной регистрации органы занятости предлагают обратившемуся гражданину, по возможности, два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а при отсутствии подходящей работы ему может быть предложено участвовать в общественных работах (с его согласия) либо пройти бесплатную профессиональную подготовку (переподготовку), повышение квалификации.

В то же время безработному гражданину, впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), предлагаются два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы (включая работу временного характера и общественные работы).

При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды. Все предложения подходящей работы, выданные направления на профессиональное обучение и другие необходимые сведения указываются в личном деле, которое оформляется на каждого безработного.

Не позднее 11 календарных дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы органы занятости принимают решение о признании и регистрации его в качестве безработного. Одновременно органы занятости принимают решение о выплате безработному гражданину пособия по безработице.

В случае отказа в регистрации в качестве безработного гражданин имеет право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона любая оплачиваемая работа (в том числе работа временного характера и общественные работы), отвечающая требованиям трудового законодательства, является подходящей для:

впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством РФ;

ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

состоящих на учете в органах занятости свыше 18 месяцев;

неработавших более 3 лет;

обратившихся в органы занятости по окончании сезонных работ.

Для всех остальных безработных предлагаемая работа (в том числе работа временного характера) признается подходящей, если она соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (определяется органом местного самоуправления).

Неподходящей работой признается работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемая оплата труда менее: среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, при условии, что этот заработок не превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации, либо величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации, если средний заработок гражданина по последнему месту работы превышал размер прожиточного минимума.

Мерами социальной поддержки безработных граждан являются: направление на оплачиваемые общественные работы; оплата периода временной нетрудоспособности безработного; оплата отпуска по беременности и родам; компенсация затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства; оказание материальной и другой помощи (дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жилыми помещениями, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания); выплата пособия по безработице либо стипендии в период профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки).

Пособие по безработице является одной из основных мер социальной поддержки безработных граждан, назначаемой и выплачиваемой в денежной сумме в процентном отношении к предыдущему заработку гражданина, но не свыше исчисленного в субъекте РФ прожиточного минимума, либо в процентном отношении к этому прожиточному минимуму, но не менее размера минимальной оплаты труда.

Законодательством предусмотрены следующие размеры пособий.

1. Для граждан, уволенных по любым основаниям и имевших в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенных с военной службы или из органов внутренних дел и признанных в установленном порядке размер пособия исчисляется в процентном отношении к среднему заработку (денежному довольствию), определенному без учета районного коэффициента за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), и устанавливается в размере:

75 процентов от указанного среднемесячного заработка (денежного довольствия) - в первые три месяца безработицы;

60 процентов от среднемесячного заработка (денежного довольствия) - в последующие четыре месяца;

45 процентов от среднемесячного заработка (денежного довольствия) - в дальнейшем.

При этом размер пособия не должен быть выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и ниже 20 процентов величины этого минимума и одновременно минимального размера оплаты труда.

2. В размере 20 процентов прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, пособие назначается гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевших в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы; другим безработным гражданам во всех иных случаях; при повторном назначении пособия всем безработным гражданам.