11. Местное самоуправление на современном этапе (1990г. - по настоящее время).
Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении.
Конституция Российской федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130—133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации»1.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.
В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.
После принятия новой Конституции Российской Федерации Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
Данным Указом было установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность; разграничены полномочия представительного органа местного самоуправления и местной администрации;
установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке; установлено, что глава местного самоуправления, являясь главой соответствующей администрации, вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления; установлено, что дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливалась решением представительного (законодательного) органа власти субъекта Федерации по предложению главы исполнительной власти. При этом глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могли быть членами представительного органа местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление, выступает в качестве важней шей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления.
Основные направления развития местного самоуправления на современном этапе предопределяются теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Европейской Хартией о местном самоуправлении, законодательством о местном самоуправлении.
Местное самоуправление в системе управления государством и обществом через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует следующие задачи:
а) укрепляет основы народовластия;
б) создает условия для обеспечения жизненных интересов населения;
в) проводит мероприятия по социальной защитенаселения;
г) стабилизирует политическую систему;
д) готовит кадры для муниципальных органов11.
Важнейшей задачей является развитие местной, муниципальной демократии, создание оптимальной и эффективной системы местного самоуправления, как необходимого условия обретения Россией качеств правового демократического государства..
Местное самоуправление, укрепляя основы народовластия, создавая условия жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. «Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.
Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей».
12. Понятие и сущность местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с другими конституционными принципами, определяет систему демократического управления в обществе и государстве. Местное самоуправление не только дань демократии, но и инструмент эффективного управления, экономического роста, мощный фактор стабилизации конфликтных ситуаций, особенно межнациональных.
Многообразие организационных форм, использование местных ресурсов, которые могут быть незаметными на общегосударственном уровне, позволяют местному самоуправлению гибко реагировать на вызовы и угрозы, возникающие в процессе функционирования и развития общества и государства. Замечено, что в период политических и экономических кризисов эффективность муниципального хозяйства не только сохраняется, но и способствует выходу из кризиса.
Ключевыми для понимания сущности местного самоуправления являются следующие основные подходы:
местное самоуправление является формой самоорганизации жителей;
местное самоуправление представляет определенный вид деятельности на территории;
местное самоуправление является формой публичной власти.
13. Основные принципы местного самоуправления. Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти.
Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран членов Совета Европы. Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
а) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлен тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления. Права и свободы гражданина в первую очередь реализуются на местном уровне, там, где он живет.
б) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Принцип самостоятельности включает следующие основные черты:
решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов,
обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления;
в) Организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
г) Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Без реализации этого принципа невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления. Закон требует, чтобы муниципальными образованиями была обеспечена экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.
д) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Органы местного самоуправления, как действующие от имени муниципального образования, по поручению населения должны эффективно осуществлять решение местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; учет и защиту интересов населения муниципальных образований в своей деятельности; тесную связь с населением..
е) Разнообразие организационных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
ж) Законность в организации и деятельности местного самоуправления.
Принцип законности - один из основных конституционных принципов государственности.
з) Гласность деятельности местного самоуправления.
и) Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления. В структуре органов местного самоуправления в обязательном порядке должны быть выборные органы. Сочетание двух типов управления позволяет уменьшить отрицательные и умножить положительные стороны каждого из этих способов управления.
к) Государственные гарантии местного самоуправления.
Из этого следует, что основная особенность законодательного регулирования местного самоуправления в РФ состоит в многоуровневой системе законодательства по вопросам местного самоуправления и большом количестве субъектов законотворческой деятельности в сфере муниципального права.
14. Функции местного самоуправления. а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.в) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.г) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.д) охрана общественного порядка.е) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных
15. Межмуниципальное сотрудничество. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.
В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.
- Предмет и методы муниципального права рф.
- 4. Наука муниципального права рф: понятие, предмет, источники, система, методология.
- 6. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.
- 8. Развитие исторических форм местного самоуправления в России.
- 11. Местное самоуправление на современном этапе (1990г. - по настоящее время).
- 16. Местное самоуправление и государственная власть: правовые основы взаимодействия.
- Часть 4 статьи 15 Конституции рф закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы рф.
- Глава 1. Общие положения
- 26.Территориальная организация местного самоуправления.
- 27. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.
- 28. Муниципальная собственность: понятие, состав, способы формирования.
- 29. Приватизация муниципальной собственности.
- 30. Муниципальный заказ
- 31. Понятие и структура местного бюджета
- 32. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.
- 33. Представительные органы местного самоуправления.
- 34. Глава муниципального образования.
- 35. Местная администрация.
- 38. Особенности правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления.
- 39. Понятие и принципы муниципальной службы.
- 40. Понятие и принципы муниципальных должностей
- 41. Правовой статус муниципального служащего: понятие, права, обязанности, гарантии, ответственность
- 43. Прохождение и прекращение муниципальной службы.
- 44 Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления.
- 45. Полномочия органов местного самоуправления в экономической сфере.
- 46. Полномочия органов местного самоуправления в сфере использования и охраны земли и других природных ресурсов.
- 47. Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципального строительства и благоустройства территории муниципального образования.
- 48. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.
- 49. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и правопорядка.
- 50. Местный референдум.
- 51. Муниципальные выборы.
- 52. Правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления.
- 53. Территориальное общественное самоуправление.
- 54. Публичные слушания, опрос граждан.
- 55. Сходы, собрания, конференции граждан
- 56. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросу изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
- 57. Понятие и виды гарантий местного самоуправления.
- 58. Ответственность депутатов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 59. Ответственность перед государством
- 60. Ответственность органов должностных лиц местного самоуправления перед государством