6. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.
В науке муниципального права сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность. Наиболее верной представляется классификация Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и государственную.
Теория свободной общины Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины. Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 - 40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть. Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной. Общественная (хозяйственная) теория самоуправления Следующей теорией местного самоуправления стала общественная (хозяйственная) теория самоуправления. Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства. Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами" <7>. -------------------------------- <7> Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 2. С. 489. Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела. Государственная теория самоуправления Третьей теорией местного самоуправления стала государственная теория самоуправления, которая сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством <8>. В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление <9>. А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах <10>. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов <11>. Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления <12>. 7. Основные модели местного самоуправления в зарубежных странах (англо-саксонская, континентальная, коммунальная).
Наибольшее распространение в западных странах получили англосаксонская и французская (континентальная) модели местного самоуправления.
Англосаксонская модель (Великобритания, США, Дания, Нидерланды, Португалия, Норвегия, Ирландия, Швейцария, Индия (панчаяты), Канада, Австралия). Основной характеристикой данной модели является высокая степень независимости местного управления от центральных органов власти и наличие целого ряда специфических демократических институтов (например, комиссии, собрания местных сообществ, прямая законотворческая инициатива и пр.).
Французская модель (Франция, Новая Каледония, Гвинея, Мартиника, Испания автономия, Италия, Китай (автономия), Бельгия). Встречается название – континентальная модель[2] или романская модель[3]. Данная модель характеризуется высокоразвитой системой административного контроля государства над деятельностью местного самоуправления[4].
Коммунальная (германская) модель (Германия, Австрия, Япония). Ее еще называют смешанной[5]. В основе данной модели заложена муниципальная собственность, но в некоторых случаях государство регулирует долю этой собственности и контролирует ее использование муниципальным образованием[6]. Коммунальная модель представляет собой модель местного самоуправления, находящуюся между обозначенными «полюсами» - англосаксонской и французской моделями. Идеологически она тяготеет к последней, однако уровень реальной автономии муниципалитетов в них обычно значительно выше.
По мнению автора, следует согласиться с С.А. Левиным, что в России прослеживаются два этапа реформы муниципального управления, первый из которых характеризуется утверждением в России англосаксонской модели местного самоуправления, а второй (начиная с 2003 года) - попыткой внедрения в России смешанной модели местного самоуправления.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и методы муниципального права рф.
- 4. Наука муниципального права рф: понятие, предмет, источники, система, методология.
- 6. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.
- 8. Развитие исторических форм местного самоуправления в России.
- 11. Местное самоуправление на современном этапе (1990г. - по настоящее время).
- 16. Местное самоуправление и государственная власть: правовые основы взаимодействия.
- Часть 4 статьи 15 Конституции рф закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы рф.
- Глава 1. Общие положения
- 26.Территориальная организация местного самоуправления.
- 27. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.
- 28. Муниципальная собственность: понятие, состав, способы формирования.
- 29. Приватизация муниципальной собственности.
- 30. Муниципальный заказ
- 31. Понятие и структура местного бюджета
- 32. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.
- 33. Представительные органы местного самоуправления.
- 34. Глава муниципального образования.
- 35. Местная администрация.
- 38. Особенности правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления.
- 39. Понятие и принципы муниципальной службы.
- 40. Понятие и принципы муниципальных должностей
- 41. Правовой статус муниципального служащего: понятие, права, обязанности, гарантии, ответственность
- 43. Прохождение и прекращение муниципальной службы.
- 44 Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления.
- 45. Полномочия органов местного самоуправления в экономической сфере.
- 46. Полномочия органов местного самоуправления в сфере использования и охраны земли и других природных ресурсов.
- 47. Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципального строительства и благоустройства территории муниципального образования.
- 48. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.
- 49. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и правопорядка.
- 50. Местный референдум.
- 51. Муниципальные выборы.
- 52. Правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления.
- 53. Территориальное общественное самоуправление.
- 54. Публичные слушания, опрос граждан.
- 55. Сходы, собрания, конференции граждан
- 56. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросу изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
- 57. Понятие и виды гарантий местного самоуправления.
- 58. Ответственность депутатов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 59. Ответственность перед государством
- 60. Ответственность органов должностных лиц местного самоуправления перед государством