logo
MP_otvety_1-60

59. Ответственность перед государством

В рамках ответственности перед государством выделяется уголовная, административная и конституционно-правовая ответственность.

Уголовная и административная ответственность в системе местного самоуправления не имеют ярко выраженной специфики.

Среди уголовных преступлений можно выделить преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, злоупотребление (глава 30 УК РФ), в том числе злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290).

Среди административных правонарушений необходимо отметить отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП), правонарушения, совершаемые в рамках опеки и попечительства, например незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37 КоАП).

Конституционно-правовая ответственность перед государством представлена двумя мерами ответственности: отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации и роспуск представительного органа местного самоуправления.

Ответственность органов местного самоуправ­ления возможна как при осуществлении ими собственных полномочий по решению вопросов местного значения, так и при делегировании государственных полномочий (ст.ст. 72—74 Закона).

Форма проявления этой ответственности - прекращение полномочий соответст­вующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного долж­ностного лица местного самоуправления.

Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является не нарушение конституцион­ных норм и норм законов (хотя следует учитывать, что данные полномочия передаются, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации, соответствующими государст­венными органами законом), а прежде всего неэффективное исполнение или неисполне­ние ими делегированных полномочий.

Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представитель­ный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, ре­шение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.