52.Правовые основания использования произведений науки, литературы и искусства без согласия правообладателя
Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права). В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права.
Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом.
Принципы авторского права:
а) принцип свободы творчества – означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);
г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.
Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:
а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);
б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов ;
в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска ;
г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации ;
д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года .
Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.
Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.
Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.
Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.
В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты.
1. Гражданскоправовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Прежде всего защита авторских и смежных прав происходит способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.
В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.
При нарушении имущественных автор ских прав:
а) может быть наложен арест на контрафактные (т. е. изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу;
б) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (размер – от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., двукратный размер стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо двукратный размер стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав);
в) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать возмещения морального вреда, а также компенсации упущенной выгоды;
г) суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.
2. Административноправовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз (например, ст. 14.20, 15.25, 16.19 КоАП РФ).
3. Уголовноправовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. УК РФ предусмотрена ответственность, например, за плагиат (ст. 146), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере.
Свободное использование произведений (не путать с использованием свободных произведений) — использование произведений (например, их издание) без разрешения на то автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением права авторства, прав на имя и на защиту репутации автора[1]. Для свободного использования произведений характерно также то, что оно возможно, как правило, только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Кроме того, оно не ограничивает личные неимущественные права, напротив, почти во всех случаях свободного использования закон требует указывать имя автора произведения и источник заимствования. Круг случаев свободного использования произведений, содержащийся в соответствующих статьях Гражданского кодекса, не подлежит расширительному толкованию[2].
Признаками свободного использования в российском праве являются:
использование охраняемых произведений без согласия правообладателя;
без заключения с ним договора;
без выплаты вознаграждения[3].
Свободное использование возможно только в крайне ограниченных рамках. ГК РФ четко определяет случаи бездоговорного и бесплатного использования объектов авторского права, он предусматривает ряд ситуаций и условий, при которых можно «без разрешения» пользоваться авторскими произведениями, не нарушая при этом права правообладателя, и, следовательно, не нести ответственности.
Правовое регулирование свободного использования
С 1 января 2008 года свободное использование произведения регулируется частью 4 «Гражданского кодекса РФ». В ней свободное использование или, как сказано в законе, "использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения", регулируется статьёй 1306. Она предусматривает следующие случаи такого использования:
свободного воспроизведения произведения в личных целях (ст. 1273 ГК);
свободного использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК);
свободного публичного исполнения музыкального произведения (ст. 1277 ГК);
свободного воспроизведения произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК);
свободной записи произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК).
Возможно также свободное использование объектов смежных прав в случаях, предусмотренных самой главой 71 ГК. Например, статья 1325 устанавливает, что, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения; и п. 2 ст. 1343 устанавливает, что если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель вправе без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в абзаце втором пункта 1 статьи 1291 Гражданского кодекса.
Иные случаи свободного использования объектов смежных прав Кодексом не допускаются.
[править]Основания свободного использования произведений
[править]Свободное воспроизведение произведения в личных целях
Для решения вопроса о возможности свободного использования произведения в Кодексе установлены существенные условия, которые должны быть выполнены:
произведение должно быть обнародованным;
использование произведения должно осуществляться в личных целях;
использование произведения может осуществляться только гражданином[4].
Необходимо отметить, что в отличие от ЗоАП в Гражданском кодексе прямо предусмотрено, что использовать в личных целях может только гражданин (физическое лицо). Следовательно, юридические лица такое использование осуществлять не могут.
Воспроизведение, согласно ст. 1270 ГК РФ, предполагает изготовление одного или более экземпляра произведения, следовательно, без специально установленных законом ограничений возможного количества экземпляров, воспроизводимых в личных целях, гражданин вправе изготовить как один экземпляр произведения, так и более.
Свободное воспроизведение в личных целях содержит ряд прямых запретов в законе, а именно:
воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
воспроизведения баз данных или их существенных частей;
воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ;
репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ГК РФ) книг (полностью) и нотных текстов;
видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
[править]Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
Авторским правом (ст. 1274 ГК) установлены случаи, когда допускается свободное использование произведений, т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора.
К таким случаям относятся использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Объем использования определяется целью такого использования.
К формам использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях относятся:
цитирование в оригинале и переводе в научных, полемических, критических или информационных целях, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование произведения и отрывков из него в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
воспроизведение в прессе, сообщение в эфире или по кабелю статей по экономическим, политическим, социальным и религиозным темам;
воспроизведение в прессе, сообщение в эфире или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов или иных аналогичных произведений (за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках);
воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфире или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий;
воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых. Исключение составляют случаи, когда такие произведения специально созданы подобными способами.
Библиотекам дано право предоставлять во временное безвозмездное пользование экземпляры произведений. Для предоставления во временное пользование согласия автора или иного правообладателя, а также выплаты вознаграждения не требуется.
Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
[править]Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью[5].
Под правоприменением необходимо понимать не только судопроизводство, но и административное судопроизводство, дознание и предварительное следствие. Для целей правоприменения произведение может быть воспроизведено, показано, исполнено, переведено на другой язык и т.д. Из общего смысла этой нормы следует, что она может относиться как к обнародованным, так и к необнародованным произведениям[4].
- Перечень примерных вопросов к экзамену
- Правовой статус (положение) индивидуального предпринимателя как субъекта pr-деятельности.
- Правовой статус (положение) коммерческой организации как субъекта pr-деятельности. Виды коммерческих организаций.
- Внесудебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Судебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Понятия чести, достоинства и деловой репутации в российском праве.
- Судебные средства защиты чести, достоинства и деловой репутации.
- Диффамация в гражданском праве России. Иски о диффамации. Их специфика.
- Защита репутации юридическими средствами.
- Понятие морального ущерба.
- Закон рф «о защите прав потребителей». Основные положения закона
- Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование института государственного контроля в области качества и безопасности товаров, работ и услуг.
- Защита коммерческой и служебной тайна.
- Взаимодействие государственной службы с общественностью: правовые и этические проблемы.
- Взаимосвязь корпоративных pr-служб с общественностью: правовой и этический аспекты.
- Деятельность антимонопольного органа рф по защите конкуренции (привести пример рассмотрения конкретного дела) и меры ответственности
- Правовое понятие конкуренции и методы её защиты
- Правовое понятие конкуренции и методы ее защиты.
- Глава 9. Антимонопольное регулирование
- Координация деятельности хозяйствующих субъектов как особый вид антиконкурентного поведения.
- Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
- Государственный контроль экономической концентрации
- Законодательство о сми. Правовой статус редакции и журналиста.
- Правовые основания для ограничений общения сотрудников компании с журналистами.
- Основания лишения аккредитации журналистов согласно Закону рф «о сми».
- Право на опровержение и право на ответ в практике работы сми.
- Судебный иск к сми как форма защиты интересов граждан и юридических лиц.
- Условия распространения опровержения согласно законодательству о сми.
- Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции Статья 56. Возложение ответственности
- Статья 57. Освобождение от ответственности
- Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
- Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Статья 61. Порядок обжалования
- Статья 62. Возмещение морального вреда
- Правовые основания отказа журналисту в запрашиваемой информации.
- Правовой режим предвыборной агитации. Основные принципы законодательного регулирования предвыборной агитации Предвыборная агитация: законодательное регулирование и практика
- 1. Понятие предвыборной агитации.
- 2. Конституционно-правовые основы предвыборной агитации в Российской Федерации.
- 3. Проблемы законодательного регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации
- Заключение
- Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной агитации
- Правовое регулирование благотворительной деятельности. Правовой статус благотворительных организаций
- Правовое регулирование отношений, возникающих при организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
- Правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий
- Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
- Статья 2. Основные понятия
- Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия Статья 4. Организация публичного мероприятия
- Статья 5. Организатор публичного мероприятия
- Статья 6. Участники публичного мероприятия
- Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
- Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
- Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
- Статья 10. Предварительная агитация
- Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
- Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
- Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
- Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
- Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
- Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия
- Основные положения федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан рф». Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие и признаки рекламы по действующему законодательству.
- 36. Общая характеристика Федерального закона рф «о рекламе». Основные понятия.
- Особенности правового регулирования социальной рекламы в рф.
- Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов диагностики и лечения.
- Особенности рекламы табачной, алкогольной, пивной продукции.
- Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг, ценных бумаг.
- Юридическая ответственность участников рекламной деятельности: понятие и виды ответственности, характеристика видов.
- Правовое регулирование наружной рекламы.
- Правовое регулирование рекламной деятельности в сми.
- Спонсорство и спонсорская реклама. Основные нормы и правовые ограничения.
- Недобросовестная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Недостоверная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Ответственность за правонарушения в сфере рекламы. Виды ответственности. Их специфика.
- Защита несовершеннолетних при размещении и распространении рекламы. Эволюция норм.
- 49.Российское законодательство о защите авторских прав. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.
- 50.Объекты авторского права и их виды. Отличие имущественных от личных неимущественных авторских прав.
- Договор как основание для перехода авторских прав. Виды авторских договоров.
- 52.Правовые основания использования произведений науки, литературы и искусства без согласия правообладателя
- 53.Средства и методы защиты авторского права.
- 54.Средства индивидуализации деятельности в pr и рекламе. Основные виды, источники их правового регулирования.
- 55.Договор коммерческой концессии. Его специфика и содержание.
- 56.Правовой режим коммерческого обозначения и фирменного наименования.
- 57.Правовой режим товарного знака и знака обслуживания. Правовой режим наименования места происхождения товара.
- 58.Договорные отношения в pr и рекламе. Посреднические и информационные договоры. Договоры комиссии.