1. Понятие предвыборной агитации.
Институт предвыборной агитации имеет сложную юридическую природу, которая охватывает разнообразные конституционные ценности, включая участие граждан в управлении делами государства посредством принятия решений о своих представителях в органах публичной власти, свободное распространение политической информации, идей и мнений, отстаивание гражданами своей политической позиции, возможность убеждать демократическим путем других лиц.
Предвыборная агитация является одной из центральных и важнейших стадий избирательного процесса. Она способна оказывать существенное влияние на умонастроения избирателей. От того, каким образом организована предвыборная агитация, зависит успех того или иного кандидата или избирательного объединения на выборах.
Само понятие предвыборной агитации представляется возможным трактовать неоднозначно. Особого внимания заслуживает понятие предвыборной агитации в законодательном аспекте. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1] под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборная агитация в пользу голосования за того или иного кандидата (список кандидатов) - это по сути отправная ступень и одновременно основное звено в деле знакомства избирателей с личностью и предвыборными программами того или иного кандидата, избирательного объединения, а также в деле поиска, развития и укрепления сходных установок, позиций в избирательной кампании. С точки зрения этих субъектов избирательной кампании предвыборная агитация представляет собой наиболее распространенный и действенный инструмент политической борьбы, в которой они приобретают или развивают свою политическую силу.
В действующем законодательстве России предвыборная агитация рассматривается как стадия избирательного процесса. В этом аспекте предвыборную агитацию может рассматриваться как определенный законом временной период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) [2] .
Безусловно, предвыборная агитация может быть выделена в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса, но таким пониманием ограничиваться было бы неверно.
В современном правовом государстве выборы выступают как основная форма непосредственной демократии, как форма реализации избирательных прав граждан, поэтому предвыборная агитация не может быть сведена только к процессуально-процедурным характеристикам выборов. Предвыборная агитация должна рассматриваться как субъективное правомочие граждан, именно наличие которого предполагает формирование особой стадии избирательного процесса.
«Институт выборов, как отмечает Н.С. Бондарь, - несмотря на принадлежность к публично-правовой сфере, несет в себе и частноправовой потенциал. С одной стороны выборы предстают как способ формирования органов государственной власти, с другой – являются выражением индивидуальных свобод, участия каждого гражданина в управлении делами государства» [3] .
Право граждан на предвыборную агитацию было закреплено еще в советском конституционном законодательстве. Впервые на конституционном уровне это право было закреплено в ст. 100 Конституции (Основном законе) СССР 1977 года. В соответствии с этой статьей гражданам СССР и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. В дальнейшем право на предвыборную агитацию получило развитие в конституционных актах союзных республики законах о выборах[4] .
Действующая Конституция РФ не предусматривает прямого закрепления в тексте права на предвыборную агитацию. Более того, в тексте Основного закона не упомянута и сама по себе категория «предвыборная агитация». Это, однако, не означает, что право на предвыборную агитацию не имеет конституционного обоснования и находится вне сферы конституционного регулирования.
Н.С. Бондарь отмечает, что «не законодатель и не правовые нормы, закрепляющие права и свободы, а сами общественные отношения, воплощающиеся в господствующем конституционном строе, определяют характер фактически существующей в обществе свободы и правовых форм ее выражения… В рамках данных отношений происходит перевод общедемократических начал организации общественной жизни на уровень каждой конкретной личности, утверждение, конституирование основных прав и свобод человека как общесоциальной категории. Материальным содержанием этих отношений предопределяется и конституционный характер соответствующих прав и свобод уже в их фактическом, «до-юридическом» существовании» [5] .
Право на предвыборную агитацию в наиболее общем виде проистекает из природы демократического правового государства, основанного на принципах народовластия, которые выступают в качестве основы конституционного строя, и поэтому, несмотря на то, что законодатель оставил за рамками текста Конституции положения о праве граждан на предвыборную агитацию, стоит признать, что оно сохраняет свое нормативное значение и в современном конституционном праве.
Конституционное содержание права на предвыборную агитацию определяется, в частности, положениями преамбулы и статей Конституции РФ о суверенитете народа, о правах и свободах человека и гражданина. При этом основой его обеспечения выступает закрепленное в ч.2 ст. 32 Конституции РФ право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Право избирать и быть избранным охватывает собой разнообразные общественные отношения, воплощающие как субъективные правомочия отдельных избирателей, так и публичный интерес, направленный на формирование органов публичной власти на основе демократических принципов. Это право не ограничивается итоговыми действиями граждан в рамках процедуры голосования, а включает себя комплекс всех действий, составляющих выборный процесс, одной из характеристик которого является свободный обмен выборной информации, в том числе посредством проведения предвыборной агитации. Таким образом, можно сделать вывод, что предвыборная агитация выступает как правомочие, входящее в состав единого конституционного избирательного права.
Данное правомочие пронизывает как активный, так и пассивный элемент избирательного права. Это выражается в том, что с одной стороны граждане, являясь носителями суверенитета, оказывают поддержку или отказывают в поддержке кандидатам на выборные должности, выступающим в избирательном процессе носителями ценностно-целевых установок, а с другой стороны в том, что каждому кандидату на выборную должность необходим определенный уровень поддержки его политической позиции избирателями и для достижения этого результата он проводит предвыборную агитацию.
Согласно ч.1 статьи 48 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Сущностью предвыборной агитации является обмен поли тической информацией, который может происходить с участи ем не только индивидуальных, но и коллективных субъектов, например, партий, а также с применением коллективных форм агитации. Предвыборная агитация может проводиться путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий). Таким образом, право на предвыборную агитацию является как субъективным правом личности, так и принадлежит объединениям граждан.
Наряду с категорией предвыборная агитация в законе используется понятие «информирование граждан». Статья 44 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» включает категории «предвыборная агитация» и «информирование избирателей» в общее определение «информационное обеспечение выборов». Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии.
Информирование граждан направлено, прежде всего, на обеспечение максимально возможной открытости избирательного процесса, на получение избирателями полной и достоверной информации о подготовке выборов, о действиях государственных органов, на которых возложены обязанности по подготовке и проведению выборов, а предвыборная агитация преследует цель побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Право граждан на предвыборную агитацию является важнейшей составляющей субъективного конституционного избирательного права. Вместе с тем предвыборная агитация не существует и не может существовать вне пространства выборов как организационно-правовой формы реализации избирательных прав. Поэтому, выступая в качестве правомочия, предвыборная агитация предстает одновременно в качестве стадии избирательного процесса.
Таким образом, предвыборная агитация – правовой институт, включающий нормы, обеспечивающие кандидатам и избирательным объединениям возможность осуществлять деятельность, направленную на привлечения голосов избирателей, устанавливающие право граждан и общественных объединений открыто выражать поддержку тому или иному кандидату или избирательному объединению и способствовать его избранию, а также нормы, определяющие запреты и дозволения при совершении действий, побуждающих голосовать за того или иного кандидата или избирательное объединение.
- Перечень примерных вопросов к экзамену
- Правовой статус (положение) индивидуального предпринимателя как субъекта pr-деятельности.
- Правовой статус (положение) коммерческой организации как субъекта pr-деятельности. Виды коммерческих организаций.
- Внесудебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Судебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Понятия чести, достоинства и деловой репутации в российском праве.
- Судебные средства защиты чести, достоинства и деловой репутации.
- Диффамация в гражданском праве России. Иски о диффамации. Их специфика.
- Защита репутации юридическими средствами.
- Понятие морального ущерба.
- Закон рф «о защите прав потребителей». Основные положения закона
- Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование института государственного контроля в области качества и безопасности товаров, работ и услуг.
- Защита коммерческой и служебной тайна.
- Взаимодействие государственной службы с общественностью: правовые и этические проблемы.
- Взаимосвязь корпоративных pr-служб с общественностью: правовой и этический аспекты.
- Деятельность антимонопольного органа рф по защите конкуренции (привести пример рассмотрения конкретного дела) и меры ответственности
- Правовое понятие конкуренции и методы её защиты
- Правовое понятие конкуренции и методы ее защиты.
- Глава 9. Антимонопольное регулирование
- Координация деятельности хозяйствующих субъектов как особый вид антиконкурентного поведения.
- Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
- Государственный контроль экономической концентрации
- Законодательство о сми. Правовой статус редакции и журналиста.
- Правовые основания для ограничений общения сотрудников компании с журналистами.
- Основания лишения аккредитации журналистов согласно Закону рф «о сми».
- Право на опровержение и право на ответ в практике работы сми.
- Судебный иск к сми как форма защиты интересов граждан и юридических лиц.
- Условия распространения опровержения согласно законодательству о сми.
- Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции Статья 56. Возложение ответственности
- Статья 57. Освобождение от ответственности
- Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
- Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Статья 61. Порядок обжалования
- Статья 62. Возмещение морального вреда
- Правовые основания отказа журналисту в запрашиваемой информации.
- Правовой режим предвыборной агитации. Основные принципы законодательного регулирования предвыборной агитации Предвыборная агитация: законодательное регулирование и практика
- 1. Понятие предвыборной агитации.
- 2. Конституционно-правовые основы предвыборной агитации в Российской Федерации.
- 3. Проблемы законодательного регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации
- Заключение
- Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной агитации
- Правовое регулирование благотворительной деятельности. Правовой статус благотворительных организаций
- Правовое регулирование отношений, возникающих при организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
- Правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий
- Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
- Статья 2. Основные понятия
- Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия Статья 4. Организация публичного мероприятия
- Статья 5. Организатор публичного мероприятия
- Статья 6. Участники публичного мероприятия
- Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
- Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
- Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
- Статья 10. Предварительная агитация
- Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
- Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
- Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
- Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
- Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
- Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия
- Основные положения федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан рф». Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие и признаки рекламы по действующему законодательству.
- 36. Общая характеристика Федерального закона рф «о рекламе». Основные понятия.
- Особенности правового регулирования социальной рекламы в рф.
- Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов диагностики и лечения.
- Особенности рекламы табачной, алкогольной, пивной продукции.
- Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг, ценных бумаг.
- Юридическая ответственность участников рекламной деятельности: понятие и виды ответственности, характеристика видов.
- Правовое регулирование наружной рекламы.
- Правовое регулирование рекламной деятельности в сми.
- Спонсорство и спонсорская реклама. Основные нормы и правовые ограничения.
- Недобросовестная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Недостоверная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Ответственность за правонарушения в сфере рекламы. Виды ответственности. Их специфика.
- Защита несовершеннолетних при размещении и распространении рекламы. Эволюция норм.
- 49.Российское законодательство о защите авторских прав. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.
- 50.Объекты авторского права и их виды. Отличие имущественных от личных неимущественных авторских прав.
- Договор как основание для перехода авторских прав. Виды авторских договоров.
- 52.Правовые основания использования произведений науки, литературы и искусства без согласия правообладателя
- 53.Средства и методы защиты авторского права.
- 54.Средства индивидуализации деятельности в pr и рекламе. Основные виды, источники их правового регулирования.
- 55.Договор коммерческой концессии. Его специфика и содержание.
- 56.Правовой режим коммерческого обозначения и фирменного наименования.
- 57.Правовой режим товарного знака и знака обслуживания. Правовой режим наименования места происхождения товара.
- 58.Договорные отношения в pr и рекламе. Посреднические и информационные договоры. Договоры комиссии.