Правовое регулирование благотворительной деятельности. Правовой статус благотворительных организаций
К настоящему времени в Российской Федерации, созданная правовая среда благотворительной деятельности формируется следующим комплексом законодательных актов федерального уровня. Это: а) Конституция РФ 1993 г.; б) Гражданский кодекс РФ; в) Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; г) законодательные акты, регулирующие финансово-экономическую и налоговую деятельность: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ; д) законы и нормы, касающиеся функционирования некоммерческого сектора, прежде всего, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» и другие.
Считается, что благотворительная деятельность может быть реализована в рамках таких форм, как дарение (пожертвование); гранты; добровольческий труд; гуманитарная и техническая помощь; целевые перечисления собственников (регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).
Интересен следующий факт: данные виды деятельности могут попадать одновременно под определения нескольких законов и в каждом случае по-своему трактуют цели, направления и статус участников данного вида благотворительной деятельности. К примеру, грант может быть отнесен к категории пожертвований в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Грантамипризнаются денежные средства или иное имущество, передача которых удовлетворяет определенным условиям, но уже оговоренным Налоговым кодексом РФ (ст. 251 п.1 подпункт 14). Или, труд добровольцев (волонтеров), как правовая форма согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 15), является источником формирования имущества благотворительных организаций. Тогда, как само положение о деятельности добровольцев в российском законодательстве, отсутствует. Отсутствует какая-либо официальная статистика и учет вклада добровольческого труда в развитие общества, несмотря на то, что эта форма благотворительной деятельности в России набирает обороты[1].
Так же Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 3) введено понятие «участники благотворительной деятельности», которые условно делятся на две категории: лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей, или создания новой благотворительной организации. Ко второй категории относятся граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.
Однако, при целом ряде федеральных законов, посвященных деятельности благотворительных организаций, где достаточно четко прописаны организационные процедуры создания, регистрации, управления и реорганизации участников благотворительного процесса, нет полной ясности по целой совокупности важнейших вопросов. И, в частности:
1. Чем принципиально отличается роль благотворительной организации в благотворительном процессе от роли других некоммерческих организаций, в уставе которых предусмотрена статья о благотворительной деятельности?
2. Каким образом статус благотворительной организации «увязан» с налоговыми и прочими мерами регулирования благотворительной деятельности?
Например, Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определено, что право на налоговые и иные льготы, установленные законодательством, благотворительная организация получает с момента ее государственной регистрации. Тем не менее, в Налоговом Кодексе РФ предоставление определенных льгот, связанных с благотворительностью, никак не увязано со статусом благотворительных организаций.
3. Каким образом законодательство закрепляет различные по функ-циональному назначению виды благотворительных организаций: с одной стороны, реализующих грантовые программы, а с другой стороны, выступающих грантополучателями в целях проведения собственных благотворительных мероприятий?
4. Являются ли некоммерческие организации участниками благотворительной деятельности?
Далее, в российском законодательстве в целом не закреплены и правовые особенности различных НКО как участников благотворительного процесса, прежде всего, это касается такой организационно правовой формы НКО как фонд. То есть, федеральным законом «О некоммерческих организациях» выделяются 3 самостоятельные разновидности фондов: «общественный фонд» (разновидность общественных объединений), «фонд» (самостоятельная организационно-правовая форма) и «негосударственный пенсионный фонд» (самостоятельная организационно-правовая форма). Несмотря на ряд отличий в их правовом статусе (деятельность общественных фондов регулируется также Федеральным законом «Об общественных объединениях», а негосударственных пенсионных фондов - Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах»), с точки зрения благотворительной деятельности трудно выделить какие-либо существенные различия при данной классификации фондов.
В отличие, например, от бизнес-структур, для которых благотворительность – это дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов - это есть основная деятельность. Можно сказать, что благотворительные фонды профессионально занимаются благотворительностью, и ничем больше. Источником средств в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, иногда фонды обладают и свои капиталом, ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества), некоторые создают собственные фонды.
Между тем, во многих странах в рамках развитой благотворительности особенности функционирования и условия создания фондов, разных по формам, целям и функциям закреплены законодательно. Фонды выделены по функциональному критерию (грантодающие, фандрайзинговые, операционные), в зависимости от учредителей и целей (частные, публичные, корпоративные), юридического статуса (независимые и неавтономные) и пр. Так же зарубежное законодательство по-разному формализует особенности функционирования различных фондов (в виде отдельных законов, отдельных статей налогового законодательства или прочих законов и нормативов), но общей тенденцией является их достаточно четкое организационно-правовое и налоговое выделение.
Наверное, и в России создание детально проработанного правового механизма организации и деятельности корпоративных фондов могло бы сыграть стимулирующую роль данного вида деятельности, обозначив не только четкую правовую систему, но и подчеркнув ее особую роль. В этом плане можно сказать, что начало положено (в январе 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»). И, все же, по-прежнему, в России проблемным остается вопрос ведения некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, тогда как в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» основными источниками формирования имущества российских НКО являются благотворительные пожертвования и собственная коммерческо-предпринимательская деятельность. Так, например, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» в перечне источников доходов некоммерческих организаций только два из шести видов (поступления от учредителей и добровольные взносы и пожертвования) относятся к безвозмездным перечислениям средств в адрес данной организации, а остальные формируются за счет коммерческой активности некоммерческих организаций. Согласно же Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» из десяти возможных источников формирования имущества четыре представляют собой передачу взносов и пожертвований, один - бюджетное финансирование, а половина источников формируется за счет предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
Все НКО, за небольшим исключением, например, организации инвалидов, в части ведения предпринимательской деятельности фактически приравнены к коммерческим организациям и не располагают никакими налоговыми и прочими привилегиями. Создание столь жестких условий во многом объясняется стремлением установить правовые рамки, исключающие возможность многочисленных злоупотреблений льготами и преференциями, а также попыткой направить деятельность некоммерческих организаций непосредственно в русло основной активности. Несмотря на то, что сфера предпринимательской деятельности некоммерческих организаций ограничена только уставными целями, в законодательстве коммерческие источники формирования имущества представлены более широко[2]. И, наконец, в новом тысячелетии необходимо признать, что существующее российское нормативно-правовое и налоговое регулирование благотворительной деятельности не предусматривает системного подхода к налогообложению некоммерческих организаций. Тем самым создает множество трудностей для всех заинтересованных сторон – государства как регулятора благотворительной деятельности, бизнеса как основного донора, и некоммерческого сектора как главного исполнителя социальных программ.
XXI век должен стать веком формирования новой институциональной и информационной среды, благоприятствующей развитию творческого потенциала и создания условий, необходимых для сбалансированного развития современной благотворительной деятельности в партнерстве государство – бизнес – НКО.
- Перечень примерных вопросов к экзамену
- Правовой статус (положение) индивидуального предпринимателя как субъекта pr-деятельности.
- Правовой статус (положение) коммерческой организации как субъекта pr-деятельности. Виды коммерческих организаций.
- Внесудебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Судебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Понятия чести, достоинства и деловой репутации в российском праве.
- Судебные средства защиты чести, достоинства и деловой репутации.
- Диффамация в гражданском праве России. Иски о диффамации. Их специфика.
- Защита репутации юридическими средствами.
- Понятие морального ущерба.
- Закон рф «о защите прав потребителей». Основные положения закона
- Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование института государственного контроля в области качества и безопасности товаров, работ и услуг.
- Защита коммерческой и служебной тайна.
- Взаимодействие государственной службы с общественностью: правовые и этические проблемы.
- Взаимосвязь корпоративных pr-служб с общественностью: правовой и этический аспекты.
- Деятельность антимонопольного органа рф по защите конкуренции (привести пример рассмотрения конкретного дела) и меры ответственности
- Правовое понятие конкуренции и методы её защиты
- Правовое понятие конкуренции и методы ее защиты.
- Глава 9. Антимонопольное регулирование
- Координация деятельности хозяйствующих субъектов как особый вид антиконкурентного поведения.
- Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
- Государственный контроль экономической концентрации
- Законодательство о сми. Правовой статус редакции и журналиста.
- Правовые основания для ограничений общения сотрудников компании с журналистами.
- Основания лишения аккредитации журналистов согласно Закону рф «о сми».
- Право на опровержение и право на ответ в практике работы сми.
- Судебный иск к сми как форма защиты интересов граждан и юридических лиц.
- Условия распространения опровержения согласно законодательству о сми.
- Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции Статья 56. Возложение ответственности
- Статья 57. Освобождение от ответственности
- Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
- Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Статья 61. Порядок обжалования
- Статья 62. Возмещение морального вреда
- Правовые основания отказа журналисту в запрашиваемой информации.
- Правовой режим предвыборной агитации. Основные принципы законодательного регулирования предвыборной агитации Предвыборная агитация: законодательное регулирование и практика
- 1. Понятие предвыборной агитации.
- 2. Конституционно-правовые основы предвыборной агитации в Российской Федерации.
- 3. Проблемы законодательного регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации
- Заключение
- Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной агитации
- Правовое регулирование благотворительной деятельности. Правовой статус благотворительных организаций
- Правовое регулирование отношений, возникающих при организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
- Правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий
- Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
- Статья 2. Основные понятия
- Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия Статья 4. Организация публичного мероприятия
- Статья 5. Организатор публичного мероприятия
- Статья 6. Участники публичного мероприятия
- Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
- Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
- Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
- Статья 10. Предварительная агитация
- Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
- Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
- Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
- Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
- Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
- Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия
- Основные положения федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан рф». Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие и признаки рекламы по действующему законодательству.
- 36. Общая характеристика Федерального закона рф «о рекламе». Основные понятия.
- Особенности правового регулирования социальной рекламы в рф.
- Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов диагностики и лечения.
- Особенности рекламы табачной, алкогольной, пивной продукции.
- Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг, ценных бумаг.
- Юридическая ответственность участников рекламной деятельности: понятие и виды ответственности, характеристика видов.
- Правовое регулирование наружной рекламы.
- Правовое регулирование рекламной деятельности в сми.
- Спонсорство и спонсорская реклама. Основные нормы и правовые ограничения.
- Недобросовестная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Недостоверная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Ответственность за правонарушения в сфере рекламы. Виды ответственности. Их специфика.
- Защита несовершеннолетних при размещении и распространении рекламы. Эволюция норм.
- 49.Российское законодательство о защите авторских прав. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.
- 50.Объекты авторского права и их виды. Отличие имущественных от личных неимущественных авторских прав.
- Договор как основание для перехода авторских прав. Виды авторских договоров.
- 52.Правовые основания использования произведений науки, литературы и искусства без согласия правообладателя
- 53.Средства и методы защиты авторского права.
- 54.Средства индивидуализации деятельности в pr и рекламе. Основные виды, источники их правового регулирования.
- 55.Договор коммерческой концессии. Его специфика и содержание.
- 56.Правовой режим коммерческого обозначения и фирменного наименования.
- 57.Правовой режим товарного знака и знака обслуживания. Правовой режим наименования места происхождения товара.
- 58.Договорные отношения в pr и рекламе. Посреднические и информационные договоры. Договоры комиссии.