Договор как основание для перехода авторских прав. Виды авторских договоров.
Безусловно, выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны.
Авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются.
В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение.
Итак, авторский договор заказа является исключением из общего правила п. 5 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», согласно которому «предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем». Это единственное исключение, поскольку во многих других случаях исключительные права, хотя ими и пользуются другие лица, изначально принадлежат работодателям. Речь идет о принадлежности работодателям в силу закона исключительных прав на все будущие произведения, которые лица, состоящие в трудовых отношениях, создадут в порядке выполнения своих служебных обязанностей, и он отличается от авторского договора купли-продажи тем, что автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. В свою очередь заказчик обязан в счет установленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, сроки и порядок выплаты аванса определяются в договоре по соглашению сторон. Подобный договор заказа будущему автору произведения выгодно заключить с заинтересованной стороной в случае наличия идеи о создании творческого произведения, но при отсутствии средств на это. Поэтому для того, чтобы произведение, создаваемое по договору заказа, не подпадало под п. 5 ст. 31, следует указать на признаки произведения, которые бы позволили выделить его среди всех остальных произведений, которые автор может создать в будущем: вид, жанр, объем, сфера применения, ориентировочное название, другие требования, которые пользователь предъявляет к произведению.
При заключении авторского договора заказа на еще не созданное произведение заказчику рекомендуется предусмотреть как можно более длительный срок действия договора и как можно меньше оснований о его расторжении по инициативе автора, иначе при определенном стечении обстоятельств могут возникнуть осложнения.
Субъектами договора являются организации, в сферу деятельности которых входит воспроизведение, распространение или иное использование произведений литературы, науки, искусства, и автор. При этом, в отличие от других авторских договоров, понятием “автор” охватывается только сам творец произведения, но не его наследники или иные правопреемники. То есть в случае смерти автора договор автоматически прекращает свое действие, и на наследников автора не возлагается обязанность по исполнению договора.
«Авторский закон закрепляет возможность заключения авторского договора заказа, и это именно авторский договор, предусматривающий не только выполнение работ, но и передачу или предоставление в будущем авторских прав, притом выполнение работ подчинено этой передаче или предоставлению.»[1].
Федеральным законом «Об авторском праве и смежных правах» исключается заключение авторского договора на никак не определенное произведение, которое не было предметом заказа, вероятность его создания лишь предположительна. При этих условиях никакого субъективного права еще нет, есть только дееспособность, заключение договора об уступке прав на никак не определенное произведение, которое автор абстрактно может создать в будущем, представляет собой ее ограничение. В соответствии со ст. 22 ГК РФ подобное ограничение дееспособности не допускается.
Предметом авторского договора заказа является обязательство автора создать произведение — написать пьесу, сценарий кинофильма, учебное пособие и т. п., нарисовать портрет и т. д., а также передать исключительные права на него заказчику. По договору литературного заказа автор обычно подготавливает и согласовывает с заказчиком творческую заявку, служащую неотъемлемой частью договора и базой оценки законченного произведения. Как в любом договоре, в авторском договоре заказа предусматриваются сроки создания произведения и передачи его заказчику, порядок принятия и одобрения произведения, а также размер авторского вознаграждения. В авторском договоре заказа необходимо подробно описать вид, жанр, форму, объем, структуру и другие свойства заказываемого произведения, порядок и способы будущего использования заказчиком как произведения в целом, так и его самостоятельных частей.
То есть конкретное произведение, основные черты которого во всяком случае уже определены, существуют четкие перспективы субъективного права, которое может быть отчуждено, объект, по поводу которого может быть совершена сделка, уже есть. В статье 33 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» говорится о произведении, создаваемом «в соответствии с условиями договора». В авторском договоре заказа в момент его заключения уже должны быть предусмотрены условия о предмете будущего произведения. Когда в пункте 1 статьи 31 говорится о конкретных правах, передаваемых по договору, имеются в виду не только условия использования, но и признаки произведения. При наличии заказа дееспособность не считается ограниченной. Так обстоит дело и с договором подряда на изготовление материальных вещей.
Нередко, особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства, возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадает. По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение, переходящие в собственность другого лица, и т.д. Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы и искусства как результат творческой работы автора.
Между тем, на практике, конечно, их отграничить друг от друга бывает не так просто. Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, — это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда. Однако, как совершенно справедливо отмечал В. Я. Ионас, копия одной и той же вещи может иметь разные художественные достоинства. Она может быть и ремесленной поделкой, и произведением копировального искусства.
Для пущей уверенности сравним несколько положений, относящиеся к договору подряда и договору заказа. Проанализируем сказанное. По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.
Последний обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон. Таким образом, заключение авторского договора заказа, формулирование его условий отдано на «откуп» сторон. Закон не содержит строгих указаний об условиях его заключения, кроме вышеизложенных.
Вместе с тем по сравнению с договором подряда авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором, т. е. физическим лицом, творческим трудом которого произведение будет создано. Автор вправе привлечь к участию в исполнении данного договора других лиц лишь при условии получения письменного согласия заказчика, поскольку фактически в этом случае изменяется другая сторона договора. Если такое согласие не будет получено от заказчика либо если в результате произведение будет создано не лично автором, а, например, в соавторстве, у заказчика не возникает обязанности выплаты вознаграждения за созданное произведение перед соавторами. Кроме того, заказчик вправе отказаться от принятия произведения на том основании, что оно выполнено не лично автором, а в соавторстве, и потребовать возврата аванса, выплаченного ранее автору по договору. Если стороной авторского договора заказа выступает несколько физических лиц - соавторов, то возникает вопрос о том, каким образом в договоре, а также в последующих договорах на использование произведения будут урегулированы их отношения между собой, а также между ними и пользователем.[2]
Итак, какие же условия может содержать авторский договор заказа? «Вероятно, это условие о предмете договора -произведении, его характеристике, параметрах, технике выполнения, из каких материалов произведение будет создано, об оплате материалов заказчиком, сроках его создания, в том числе о поэтапном создании произведения, порядке представления его заказчику, условиях оплаты, ответственности за неисполнение обязательств по созданию произведения, возможности расторжения договора.» Цена авторского договора заказа в отличие от договора подряда - только авторское вознаграждение.
Предмет авторского договора заказа, как и договора подряда, - результат определенной работы. Вместе с тем предмет договора подряда помимо этого представляет и сам процесс, т. е. работа по созданию конечного результата, так как подрядчик обязуется выполнить определенную работу, а затем сдать ее результат заказчику.
Результат работы по договору подряда может быть и нетворческим результатом, например, изготовление, пошив костюма по эскизам, представленным заказчиком, либо печатание на компьютере романа автора-заказчика, либо изготовление технического перевода писем.
Итак, по авторскому договору заказа предметом договора обязательно должен быть результат творческого труда - произведение, например, создание эскизов, чертежей архитектурного произведения. Произведение, т. е. новый, творчески самостоятельный, оригинальный результат. Эти признаки должны присутствовать во вновь созданном произведении.
Субъект авторско-правовых отношений - автор, чьим творческим трудом произведение создано. Субъектом авторского договора заказа не могут быть исполнители, которые оказывали автору техническую помощь в создании произведения, например, при переводе скульптурной композиции в натуральную величину, и при этом не внесли в создание произведения творческого вклада. В противном случае эти отношения будут регулироваться не авторским договором, а договором подряда.
Возникает вопрос, в какой момент произведение, созданное по авторскому договору заказа, переходит в собственность заказчика? Это момент реальной передачи произведения заказчику с одновременным подписанием акта сдачи-приема произведения. Риск случайной гибели произведения после его приемки лежит на заказчике, как собственнике произведения. Если же по договору автором пропущен срок, установленный для передачи произведения, и оно находится у него, риск случайной гибели произведения лежит на авторе. В этой ситуации при случайной гибели произведения, когда заказчиком были представлены материалы для создания произведения, он вправе потребовать у автора возмещения стоимости материалов либо обязать автора за свой счет или из своих материалов создать новое произведение, т. е. обязать его выполнить условие договора заказа по созданию произведения.
Тем не менее, «если по договору подряда заказчик может оказывать помощь подрядчику в создании произведения, то по авторскому договору заказа это исключено; произведение должно быть создано только теми, кто указан в договоре в качестве автора и кто взял на себя соответствующие обязательства»[3].
Но вместе с тем заказчик в случае необходимости может предоставить подсобных рабочих для оказания автору помощи в непосредственном изготовлении произведения, например, как в описанном выше примере при переводе скульптурного произведения э величину сооружения. Эта техническая помощь будет оказана заказчиком при изготовлении произведения, но не при его создании. На стадии разработки форэскиза, эскизного проекта, рабочей модели, модели в величину сооружения, создания произведения в твердом материале, проведения проработки по гипсу роль автора может выполнять только физическое лицо, чьим творческим трудом создается произведение.
Несомненно, по договору на изготовление вещи подрядчик обязан передать заказчику и права не нее. При заключении авторского договора заказа этого не происходит - у автора в силу закона не возникает обязанности передать права на использование создаваемого произведения заказчику. Создавая по заказу картину и передавая ее в собственность заказчику, автор сохраняет за собой право на воспроизведение картины, на изготовление ее копий.
Важно сказать, что это право собственности на произведение не связано с авторскими правами на него. Передавая право собственности на произведение или право владения им, автор не передает тем самым и права на его использование. Кроме того, здесь следует заметить, что условия авторского договора заказа, который представляет собой одну из разновидностей авторских договоров, не могут противоречить общим условиям авторского договора, закрепленным в законе, если они войдут в противоречие с ним, то в силу закона будут недействительными.
Если говорить о предмете авторского договора, то им не могут быть права на использование произведения, которое автор может создать в будущем, предметом договора заказа на создание произведения не могут быть одновременно и права на создаваемое в рамках этого договора произведение, так как оно еще не создано, т. е. не существует, нет объективной формы, которая могла бы охраняться нормами авторского правами права на которую могли бы передаваться. Заключая авторский договор заказа, стороны договора договариваются об условиях создания будущего произведения. Соответственно, заключая такой договор, заказчик не может одновременно получить у автора права на использование еще не созданного автором произведения.
Вместе с тем есть возможность составления договора таким образом, чтобы авторские права на создаваемое по заказу произведение впоследствии перешли к заказчику, например, прописать порядок передачи произведения и прав. Таким образом, заказчик может обладать произведением, но не вправе его использовать, в отличие от договора подряда.
Таким образом, здесь можно сказать, что анализ двух договоров - договора подряда и авторского договора заказа позволяет сделать вывод о том, что это разные договоры: в них различны стороны договора, цена, различны как предмет, так и объект договоров. Нормы договора подряда не применимы к авторскому договору заказа, поэтому нельзя поставить знак тождества между ними. Разграничения между ними важны в связи с неверной практикой их применения. Так, например, неправомерны будут требования судьи об оплате госпошлиной иска, направленного авторами-архитекторами, которые разработали проект архитектурного сооружения по договору с заказчиком, который задерживает им выплату авторского вознаграждения по договору. Иски о взыскании авторского вознаграждения освобождаются от оплаты госпошлиной в отличие от исков по взысканию сумм, причитающихся по договору подряда.
Итак, автор, создавший скульптурное или живописное произведение, по авторскому договору заказа имеет правовые основания потребовать от заказчика возмещения стоимости материалов, из которых это произведение создано. По договору подряда, если это условие специально не оговорено в договоре, исполнитель, изготовивший копию картины, не вправе предъявить такие требования к заказчику.[4]
Если говорить о разграничение авторского и подрядного договора, что иногда разграничить их по их предмету невозможно.
В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора. Поэтому указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внимание уделяется проблеме использования произведения. Иногда в юридической литературе предлагается выделять наряду с договором заказа и договором на готовое произведение третью разновидность авторского договора — договор на готовое, но еще не одобренное произведение .
По мнению других ученых, которое заслуживает поддержки, в этом нет никакой необходимости . В данном случае о готовом произведении можно говорить только условно, так как пользователь, еще не одобривший произведение, может потребовать от автора его доработки или даже отклонить произведение в связи с его непригодностью. Поэтому данный договор не утрачивает характера договора заказа, в рамках которого могут быть урегулированы все возникающие вопросы, в том числе связанные с выплатой аванса.
Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия авторского договора, как размер гонорара и форма его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое знакомство публики с произведением.
Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Для самого автора предпочтительнее форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведения, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав.
Фактически данный договор на готовое произведение представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ к указанным отношениям применяются общие положения о купле-продаже, при условии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применяются общие нормы гражданского права об обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.
Таким образом, как явствует из сказанного, по авторскому договору на готовое произведение автор обязуется продать, а пользователь купить определенные права на использование творческого произведения и заплатить за них определенную цену.
Ст. 30 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет два вида авторских договоров, по которым может осуществляться передача имущественных прав: авторские договоры о передаче исключительных прав и авторские договоры о передаче неисключительных прав. Так характеризует понятие Л.И Степанова: «Авторский договор о передаче неисключительных прав предполагает, что автор разрешает пользователю использовать произведение, но сохраняет при этом за собой право на его использование или предоставляет такое право какому-либо третьему лицу.»[5]
Отличительной чертой второго вида авторского договора - договора о передаче неисключительных прав - является то, что у автора остается возможность передать права на использование произведения одним и тем же способом нескольким лицам одновременно. При этом у пользователей не возникает право запрещать использование произведения другим лицам, такое право остается в распоряжении автора произведения. Исключительное право дает возможность пользователю самому защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное (относительное) дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. В подтверждение вышесказанного, приведу определение исключительного права известного цивилиста Г.Ф. Шершеневича: «Исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания».
Объем имущественных прав на использование произведения передаваемых по авторским договорам по ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» именуется способами. Эти способы закреплены в п. 2 ст. 16 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Пределами же представляются ограничения получаемые пользователем по отношению к передаваемым правам: срок и территория, другие ограничения налагаемые на пользователя автором. До принятия ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», ГК 64 авторские договоры делились на авторские лицензионные договоры и авторские договоры о передаче произведения для использования, отличавшихся друг от друга характером использования произведения.
Авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с пользователем - владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например автор и третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права. В данном случае пользователь исключительных прав выступает как равный по отношению к пользователям имеющим неисключительные права, переданные раньше. Э.П. Гаврилов допускает раздел исключительного права между автором, передающим исключительные права, и пользователем исключительных прав. Для этого в договоре должно быть условие о совместном распоряжении и использовании этого права. Авторский договор также может предусматривать, что передаваемое имущественное право будет действовать- в течение определенного срока или на определенной территории- как исключительное, а в течение другого срока или на другой территории- как неисключительное.
Право запрещать использование произведения другим лицам передается по авторскому договору о передаче исключительных прав пользователю, при этом за автором остается это же право, но только в случае, если пользователь надлежащим образом его не реализует [6]. Необходимо также подробно рассмотреть вопрос о том, кто является другими лицами, от посягательств которых может защищаться обладатель исключительных прав. Третьи лица -нарушители авторского права, говорит профессор Э.П. Гаврилов не конкретизируя какого. Вероятно имущественного, переданного по авторскому договору о передаче исключительных прав. Из этого вытекает, что пользователь может защищаться и от автора, в том числе от действий автора, нарушающих исключительное право пользователя. П. 4 ст. 30 устанавливает важную презумпцию: права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если иное не предусмотрено в договоре. В авторском договоре передаваемые права могут быть прямо названы исключительными или быть таковыми если это ясно следует из текста договора. При наличии любых сомнений переданные права должны считаться неисключительными [7].
Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. В ранее действовавшем законодательстве на основе данного классификационного критерия выделялись отдельные виды авторских договоров — издательский, постановочный, сценарный и т. п. В ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах» подобное деление авторских договоров отсутствует. Однако оно в отличие от надуманного выделения двух типов авторских договоров представляется вполне уместным и заслуживающим хотя бы краткого теоретического анализа.
Следует заметить, что наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. К таковым относятся произведения литературы, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.п. В силу указанных причин издательский договор наиболее подробно регламентируется законодательством, нередко он служит темой для специальных научных работ.
Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями путем постановки на сцене.
Сценарный договор - это договор, регламентирующий отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кино-фильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т. д. Сценарный договор близок к, постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического произведения используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телевидения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача.
Следующий договор, договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.
Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. Владельцы произведений вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей произведений.
Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение за сам факт создания произведения декоративно-прикладного искусства, принятого к использованию, а также за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.
Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Названными видами авторских договоров не исчерпывается все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведений, являющихся его предметом, так и способами их использования. Однако эти особенности не настолько велики, чтобы требовалось рассматривать каждый вид авторского договора в отдельности. Они вполне могут быть отражены в рамках анализа элементов и содержания авторского договора в целом.
Утрачивает ли автор право на обнародование произведения в случае передачи имущественных прав по издательскому договору на данное произведение? Практика показывает, что данное право автор утрачивает. Например, некоторые издательства включают в авторский договор пункт, который запрещает автору самостоятельно обнародовать свое произведение. В статье 15 ФЗ «Об авторских и смежных правах» отмечено, что к числу личных неимущественных прав, помимо прочих, относится право автора обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме, включая право на отзыв. При этом в данной статье особо подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Таков закон, и никакой пункт авторского договора не в состоянии его пересмотреть, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 31 указанного выше закона условия авторского договора, противоречащие его положениям, являются недействительными.
Авторское право на служебное произведение, согласно п. 1 ст. 14 Закона, принадлежит автору, но исключительные права на использование созданных работ, если в договоре не было предусмотрено иное, принадлежат уже работодателю. Таким образом, издательства, научные организации могут воспроизводить и распространять служебные произведения в любом объеме и в любые сроки, не спрашивая на то согласия автора. Вследствие этого они, как правило, заинтересованы, чтобы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.
В некоторых случаях трудовой договор может быть заключен и на выполнение творческой работы, связанной с созданием конкретного творческого произведения. Здесь важно установить, был ли включен автор в трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего распорядка и распоряжениям администрации, закреплялись ли за ним трудовые права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение и т.п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как трудовых нет никаких оснований [8].
Следует пояснить, что служебными признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет, журналов и т.п. В случае же, когда произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, служебным оно считаться не будет. Иными словами, если автор создал произведение, которое не предусмотрено условиями трудового договора, то оно не будет считаться служебным и права на его использование будут всецело принадлежать автору.
Итак, часть 1 п. 2 ст. ст.14 предусматривает, что исключительные права на использование служебного произведения переходят к работодателю только в тех случаях, "если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное". Таким образом, речь здесь идет о гражданско-правовом (авторском) договоре. И этот договор может вообще исключить во взаимоотношениях между сторонами норму ч. 1 п. 2 ст.14, либо ограничить ее.
В частности, договор между автором и работодателем может предусматривать, что некоторые авторские права на использование служебных произведений сохраняются за автором, что права на использование переходят к работодателю на ограниченный срок, что автору будет выплачиваться вознаграждение при использовании произведения работодателем или третьими лицами (кроме полученной автором заработной платы) и т.п. Одним словом, стороны вправе заключить любой авторский договор, касающийся будущих служебных произведений.
Существует и договор об уступке всех имущественных прав. Так, например, договор об уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу подлежит официальной регистрации и вступает в силу только с момента такой регистрации. Другие договоры о передаче имущественных прав на программу могут быть официально зарегистрированы по соглашению сторон и вступает в силу с указанной в них даты.
Регистрацией договоров, как и регистрацией программ, на данный момент времени занимается Российское агентство по патентам и товарным знакам. Процесс регистрации подробно регламентирован в Правилах регистрации договоров на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.
Другие договоры о передаче имущественных прав на программу могут быть официально зарегистрированы по соглашению сторон и вступает в силу с указанной в них даты.
Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведений, являющихся их предметом, так и способами их использования.
Действующее законодательство не содержит легального определения авторского договора. Отдельные исследователи[1] называют такое отсутствие упущением, которое порождает вопросы при разграничении авторского от иных видов договоров. На наш взгляд отсутствие легального определения не является упущением, но обо всем по порядку.
Прежде всего, заметим, что современные исследователи не стремятся дать четкого определения авторского договора, чего не скажешь о попытках советских исследователях. Так, М.Я. Кириллов называет авторскими договоры, заключаемые с автором по поводу использования его произведений[2]. И.В. Савельева определяла авторский договор более детально как договор об использовании организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в соответствии с культурными потребностями всего общества при соблюдении личных и имущественных правомочий автора[3]. Н.Л. Клык давала такое определение: соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства[4].
На наш взгляд отсутствие общей «собирательной» дефиниции авторский договор может быть обусловлено тем, что отдельные виды авторского договора весьма полно определены в Законе.
Авторский договор о передаче исключительных прав (п.2 ст.30 Закона) определен как соглашение, разрешающее использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
Авторский договор о передаче неисключительных прав (п.3 ст.30 Закона) определен как соглашение, разрешающее пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Авторский договор заказа (ст. 33 Закона) – договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.
Систематический анализ норм закона и приведенных выше определений, позволят сформулировать «собирательное» определение авторского договора -это соглашение о передаче или обязанности передачи автором пользователю (приобретателю) своих прав на использование произведения в рамках и на условиях, согласованных сторонами.
Как видно из данного определения, базисной категорией в дефиниции авторского договора является понятие «произведение». В национальном законодательстве Российской Федерации категория «произведения, являющиеся объектами авторского права» включает:
- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения.
Авторский договор по общему правилу опосредует выход произведения «в свет», т.е. знакомство с ним широкой общественности. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, целью авторского договора, является «размножение и распространение произведения»[1]. Однако стоит уточнить, что цель договора как она обозначена в Законе - не сколько «распространение и размножение», сколько передача прав, при этом закон не обязывает получателя прав «использовать (размножать)» произведение. Более того, если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель, согласно п. 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999г. №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»[2] не вправе этого требовать. Проиллюстрируем примером из практики.
«Акционерное общество «Телекомпания» обратилось в арбитражный суд с иском к государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.
Исковые требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обязанность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на определенных материальных носителях, а ответчика - принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам.
Ответчик возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение, на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.
Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 Закона «Об авторском праве...» предметом авторского договора является передача имущественных прав. При этом стороны могут договориться о передаче как исключительных, так и неисключительных прав.
В статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских договорах, основные положения о которых даны в статье 30.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона авторский договор должен предусматривать: способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право; территорию, на которой может осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения; другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Таким образом, Закон «Об авторском праве» не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным пунктом 2 статьи 16 этого Закона.
Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.
Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадиокомпании.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования».
Таким образом, по общему правилу обязанность пользователя на использование произведения должна быть предусмотрена в договоре.
Под авторским договором понимается соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение. По авторскому договору по названию и буквальному смыслу ст. 30 ЗоАП исключительные права передаются, т.е. лишь предоставляются пользователю на время, а не уступаются ему. Этим авторский договор отличается от таких способов отчуждения или закрепления имущественных авторских прав, как их дарение, наследование, предоставление по закону работодателю либо внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, при которых данные права переходят к другим лицам либо возникают у других лиц в качестве первоначальных исключительных прав. К авторским договорам, как к разновидностям сделок по передаче имущественных прав, применяются общие положения § 1 гл. 30 ГК о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера исключительных авторских прав. В общем плане можно распространить на авторские договоры правила, скажем, п. 1 ст. 460 ГК, обязывающее продавца товара передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Пользователь также заинтересован в получении имущественных прав, не обремененных правами других пользователей этих же прав. Однако большинство общих норм ГК о купле-продаже телесных объектов неприменимо к передаче ни авторских, ни других имущественных прав. Это касается норм об ассортименте товара, его качестве, сроке годности, скрытых недостатках, комплектности, о таре и упаковке товара. Поэтому регулирование авторских договоров, как и всех вообще договоров об использовании исключительных прав, нуждается в самостоятельной правовой регламентации. ЗоАП различает три вида авторских договоров: 1) авторский договор о передаче исключительных прав; 2) авторский договор о передаче неисключительных прав; 3) авторский договор заказа (ст. 30, 33). Поскольку имущественные авторские права всегда являются исключительными, первые два вида авторских прав логичнее было бы назвать (и это подтверждается трактовкой данных видов прав в п. 2 ст. 30 ЗоАП) авторскими договорами о передаче исключительных прав на исключительных и неисключительных условиях. По смыслу п. 2 ст. 30 авторский договор о передаче исключительных прав на исключительных условиях разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются. Пользователь по данному договору вправе запретить подобное использование произведения всем другим лицам, включая сторону, передающую права. Право запрета может быть применено помимо пользователя только создателем произведения. Если пользователь не осуществляет защиту данного права, право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться его автором (абз. 2 п. 2 ст. 30 ЗоАП). Пользователь по авторскому договору о передаче исключительных прав на исключительных условиях фактически может на срок действия договора приобрести абсолютное право использования произведения, включая передачу полученных прав другим лицам. Однако передача полностью или частично другим лицам прав, переданных по авторскому договору, допускается лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 ЗоАП). Авторский договор о передаче исключительных прав на неисключительных условиях разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование произведения таким же способом (п. 3 ст. 30). Подобный договор создает пользователю менее сильные позиции в коммерческой реализации полученных прав, нежели договор о передаче авторских прав на исключительных условиях. Поэтому цена такого договора обычно бывает ниже. Существует презумпция неисключительности использования передаваемых авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное (п. 4 ст. 30 ЗоАП). По объектам исключительных прав авторские договоры классифицируются на: издательские, сценарные, постановочные и др.
- Перечень примерных вопросов к экзамену
- Правовой статус (положение) индивидуального предпринимателя как субъекта pr-деятельности.
- Правовой статус (положение) коммерческой организации как субъекта pr-деятельности. Виды коммерческих организаций.
- Внесудебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Судебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Понятия чести, достоинства и деловой репутации в российском праве.
- Судебные средства защиты чести, достоинства и деловой репутации.
- Диффамация в гражданском праве России. Иски о диффамации. Их специфика.
- Защита репутации юридическими средствами.
- Понятие морального ущерба.
- Закон рф «о защите прав потребителей». Основные положения закона
- Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование института государственного контроля в области качества и безопасности товаров, работ и услуг.
- Защита коммерческой и служебной тайна.
- Взаимодействие государственной службы с общественностью: правовые и этические проблемы.
- Взаимосвязь корпоративных pr-служб с общественностью: правовой и этический аспекты.
- Деятельность антимонопольного органа рф по защите конкуренции (привести пример рассмотрения конкретного дела) и меры ответственности
- Правовое понятие конкуренции и методы её защиты
- Правовое понятие конкуренции и методы ее защиты.
- Глава 9. Антимонопольное регулирование
- Координация деятельности хозяйствующих субъектов как особый вид антиконкурентного поведения.
- Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
- Государственный контроль экономической концентрации
- Законодательство о сми. Правовой статус редакции и журналиста.
- Правовые основания для ограничений общения сотрудников компании с журналистами.
- Основания лишения аккредитации журналистов согласно Закону рф «о сми».
- Право на опровержение и право на ответ в практике работы сми.
- Судебный иск к сми как форма защиты интересов граждан и юридических лиц.
- Условия распространения опровержения согласно законодательству о сми.
- Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции Статья 56. Возложение ответственности
- Статья 57. Освобождение от ответственности
- Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
- Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Статья 61. Порядок обжалования
- Статья 62. Возмещение морального вреда
- Правовые основания отказа журналисту в запрашиваемой информации.
- Правовой режим предвыборной агитации. Основные принципы законодательного регулирования предвыборной агитации Предвыборная агитация: законодательное регулирование и практика
- 1. Понятие предвыборной агитации.
- 2. Конституционно-правовые основы предвыборной агитации в Российской Федерации.
- 3. Проблемы законодательного регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации
- Заключение
- Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной агитации
- Правовое регулирование благотворительной деятельности. Правовой статус благотворительных организаций
- Правовое регулирование отношений, возникающих при организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
- Правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий
- Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
- Статья 2. Основные понятия
- Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия Статья 4. Организация публичного мероприятия
- Статья 5. Организатор публичного мероприятия
- Статья 6. Участники публичного мероприятия
- Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
- Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
- Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
- Статья 10. Предварительная агитация
- Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
- Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
- Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
- Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
- Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
- Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия
- Основные положения федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан рф». Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие и признаки рекламы по действующему законодательству.
- 36. Общая характеристика Федерального закона рф «о рекламе». Основные понятия.
- Особенности правового регулирования социальной рекламы в рф.
- Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов диагностики и лечения.
- Особенности рекламы табачной, алкогольной, пивной продукции.
- Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг, ценных бумаг.
- Юридическая ответственность участников рекламной деятельности: понятие и виды ответственности, характеристика видов.
- Правовое регулирование наружной рекламы.
- Правовое регулирование рекламной деятельности в сми.
- Спонсорство и спонсорская реклама. Основные нормы и правовые ограничения.
- Недобросовестная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Недостоверная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Ответственность за правонарушения в сфере рекламы. Виды ответственности. Их специфика.
- Защита несовершеннолетних при размещении и распространении рекламы. Эволюция норм.
- 49.Российское законодательство о защите авторских прав. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.
- 50.Объекты авторского права и их виды. Отличие имущественных от личных неимущественных авторских прав.
- Договор как основание для перехода авторских прав. Виды авторских договоров.
- 52.Правовые основания использования произведений науки, литературы и искусства без согласия правообладателя
- 53.Средства и методы защиты авторского права.
- 54.Средства индивидуализации деятельности в pr и рекламе. Основные виды, источники их правового регулирования.
- 55.Договор коммерческой концессии. Его специфика и содержание.
- 56.Правовой режим коммерческого обозначения и фирменного наименования.
- 57.Правовой режим товарного знака и знака обслуживания. Правовой режим наименования места происхождения товара.
- 58.Договорные отношения в pr и рекламе. Посреднические и информационные договоры. Договоры комиссии.