Заключение
Конституция 1993 года провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством. Основным и важнейшим признаком государства с демократическим режимом, вытекающим из самого значения термина «демократия» в современном его понимании, является признание всей полноты власти и суверенитета за народом, широкое и непременное участие народа в делах государства, прежде всего за счет формирования, путем выборов, институтов публичной власти. И именно регулярная сменяемость власти в результате всеобщих, свободных, справедливых и конкурентных выборов является одним из тех минимальных критериев, которые отграничивают демократические режимы от недемократических.
Избирательное право, регулирующее отношения, возникающие в ходе организации, подготовки и проведения выборов, и устанавливающее механизм воспроизводства институтов публичной власти, приобретает в условиях демократического режима значение фундаментального политического права, определяющего не только расстановку политических сил, но также всю конфигурацию власти в государстве, а от степени демократичности норм избирательного законодательства зависит и степень демократичности формируемых на их основе публичных органов власти, что, в свою очередь, имеет значение для определения общего уровня демократии в государстве.
Этап предвыборной агитации, оказывая значительное влияние на структуру и динамику формирования электоральных предпочтений избирателей, имеет особую значимость для проведения свободных, справедливых, подлинных выборов и, несомненно, является центральной стадией избирательного процесса. Профессор А.В. Зиновьев имел все основания утверждать, что в отсутствие достоверной, объективной и полной информации о кандидатах на выборные должности «…невозможно свободно, осознанно и ответственно проголосовать на выборах. Честная, чистая, беспрепятственная и эффективная предвыборная агитация позволяет избирателям осознанно и ответственно выразить свою волю на выборах, свести к минимуму избрание случайных, некомпетентных, с сомнительной репутацией лиц». Кроме того, предвыборная агитация помимо обеспечения максимально открытости избирательного процесса, получения избирателями максимально полной и достоверной информации о кандидатах на выборные должности, создает мнение избирателей об институте выборов в целом, предопределяя их полноценное участие в голосовании и, следовательно, отношение к избранным органам власти. Предвыборная агитация может быть выделена в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса, но таким пониманием ограничиваться было бы не верно. Предвыборная агитация не может быть сведена только к процессуально-процедурным характеристикам выборов. Предвыборная агитация должна рассматриваться как субъективное правомочие граждан, именно наличие которого предполагает формирование особой стадии избирательного процесса.
Нормы, регулирующие порядок осуществления агитационной деятельности, могут иметь различную отраслевую принадлежность. Специфика предвыборной агитации, ее конкретное содержание определяют и круг норм, регулирующих отношения в данной области: являясь неотъемлемой частью избирательного процесса, предвыборная агитация находится при этом на стыке нескольких отраслей права: избирательного, информационного, права массовой информации.
Действующее российской законодательство, регулирующее общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации, в целом соответствует общепризнанным мировым стандартам в данной сфере. Вместе с тем необходимо его дальнейшее совершенствование, направленное, прежде всего, на устранение существующих в законодательстве, посвященном предвыборной агитации противоречий. На сегодняшний день существует необходимость пересмотра степени и характера участия СМИ В предвыборной агитации, тех дозволений и запретов, которые существуют в действующем законодательстве. Необходимо также более конкретно определить роль Интернета в предвыборной агитации, так как широкое использование глобальной компьютерной сети Интернет для целей предвыборной агитации при проведении избирательных кампаний является важным фактором информационно-психологического воздействия на общественное сознание в целом и на электоральное поведение избирателей в частности, а с дальнейшим ростом числа пользователей сети это влияние будет усиливаться.
Безусловно, для ведения предвыборной агитации важное значение имеют такие основополагающие начала как принцип законности, гласности, демократизма, равноправия.
В то же время можно предположить, что предвыборная агитация осуществляться в соответствии с рядом специальных принципов, к которым можно отнести:
принцип запрета ведения предвыборной агитации органами государственной власти и местного самоуправления;
принцип свободы ведения предвыборной агитации, состоящий в том, что кандидаты и избирательные объединения самостоятельно решают вопрос о ведении агитационной деятельности или об отказе проведения предвыборной агитации;
принцип добровольного участия в ведении предвыборной агитации, выражающийся в том, что никто не вправе принуждать граждан и общественные объединения к участию в агитационных мероприятиях;
принцип равных возможностей при реализации права на предвыборную агитацию, в том числе равный доступ к СМИ с целью изложения своих политических взглядов;
принцип самостоятельного выбора форм и средств ведения предвыборной агитации, в рамках закона;
принцип взаимного уважения участников избирательного процесса при ведении предвыборной агитации.
Предвыборная агитация представляет собой институт избирательного права Российской Федерации, включающий нормы, обеспечивающие кандидатам и избирательным объединениям возможность осуществлять деятельность, направленную на привлечения голосов избирателей, устанавливающие право граждан и общественных объединений открыто выражать поддержку тому или иному кандидату или избирательному объединению и способствовать его избранию, а также нормы, определяющие запреты и дозволения при совершении действий, побуждающих голосовать за того или иного кандидата или избирательное объединение.
Практика проведения выборов в Российской Федерации убедительно показыва-
ет, что информационное обеспечение избирательного процесса приобретает все боль-
шее значение
1
. Правовой институт информационного обеспечения избирательного
процесса представляет собой сложный политико-правовой феномен, значение которого
в российской электоральной действительности трудно переоценить.
В Российской Федерации на законодательном уровне вопросы информационно-
го обеспечения выборов в рамках предвыборной кампании регулируются ФЗ «Об ос-
новных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Рос-
сийской Федерации. Согласно статье 44 данного федерального закона, информацион-
ное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыбор-
ную агитацию. И то, и другое можно рассматривать как деятельность, осуществляемую
в период избирательной кампании. Помимо основных составляющих в структуре дан-
ного института выделяют еще и принципы информационного обеспечения выборов.
Правовой режим осуществления предвыборной агитации существенно отличает-
ся от правового режима информирования избирателей по целям и задачам, срокам,
формам и методам проведения. Таким образом, можно прийти к выводу, что принципы
информационного обеспечения выборов также различны для предвыборной агитации и
информирования избирателей.
Необходимо отметить, что законодательно закреплены лишь принципы инфор-
мирования избирателей. В качестве основных из них можно выделить: принцип объек-
тивности; достоверности; соблюдение (ненарушение) равных прав кандидатов, избира-
тельных объединений; свободы деятельности организаций, осуществляющих выпуск
СМИ по информированию избирателей.
Сложнее обстоит вопрос с принципами предвыборной агитации, которые не
имеют четко выраженного оформления в законе. Данные принципы можно вывести
лишь из анализа всей совокупности правовых норм.
Принципы предвыборной агитации представляют собой основные положения,
правила, определенные отношения, связанные с организацией и проведением предвы-
борной агитации. Общим признаком всех принципов является наличие конституцион-
ной основы каждого. Таким образом, к принципам предвыборной агитации можно от-
нести: принцип свободы; равных правовых условий; ответственности; законности;
гласности; соблюдение норм этики и нравственности.
Наиболее подробно следует остановиться на первых трех из выделенных прин-
ципов, поскольку они в большей мере раскрывают правовой характер предвыборной
агитации.
Принцип свободы. Принцип свободы организации и проведения предвыборной
агитации включает в себя две составляющие: во-первых, свобода выбора любых допус-
каемых законом форм и методов агитационной деятельности, а также ее содержания
(что закрепляет ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях…»); во-вторых, свободное формиро-
вание политической воли избирателей, то есть принятие ими решения голосовать тем
или иным образом на основе собственных убеждений и взглядов в условиях отсутствия
давления со стороны других субъектов предвыборной агитации.
- Перечень примерных вопросов к экзамену
- Правовой статус (положение) индивидуального предпринимателя как субъекта pr-деятельности.
- Правовой статус (положение) коммерческой организации как субъекта pr-деятельности. Виды коммерческих организаций.
- Внесудебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Судебный порядок защиты прав предпринимателей.
- Понятия чести, достоинства и деловой репутации в российском праве.
- Судебные средства защиты чести, достоинства и деловой репутации.
- Диффамация в гражданском праве России. Иски о диффамации. Их специфика.
- Защита репутации юридическими средствами.
- Понятие морального ущерба.
- Закон рф «о защите прав потребителей». Основные положения закона
- Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование института государственного контроля в области качества и безопасности товаров, работ и услуг.
- Защита коммерческой и служебной тайна.
- Взаимодействие государственной службы с общественностью: правовые и этические проблемы.
- Взаимосвязь корпоративных pr-служб с общественностью: правовой и этический аспекты.
- Деятельность антимонопольного органа рф по защите конкуренции (привести пример рассмотрения конкретного дела) и меры ответственности
- Правовое понятие конкуренции и методы её защиты
- Правовое понятие конкуренции и методы ее защиты.
- Глава 9. Антимонопольное регулирование
- Координация деятельности хозяйствующих субъектов как особый вид антиконкурентного поведения.
- Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
- Государственный контроль экономической концентрации
- Законодательство о сми. Правовой статус редакции и журналиста.
- Правовые основания для ограничений общения сотрудников компании с журналистами.
- Основания лишения аккредитации журналистов согласно Закону рф «о сми».
- Право на опровержение и право на ответ в практике работы сми.
- Судебный иск к сми как форма защиты интересов граждан и юридических лиц.
- Условия распространения опровержения согласно законодательству о сми.
- Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции Статья 56. Возложение ответственности
- Статья 57. Освобождение от ответственности
- Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
- Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Статья 61. Порядок обжалования
- Статья 62. Возмещение морального вреда
- Правовые основания отказа журналисту в запрашиваемой информации.
- Правовой режим предвыборной агитации. Основные принципы законодательного регулирования предвыборной агитации Предвыборная агитация: законодательное регулирование и практика
- 1. Понятие предвыборной агитации.
- 2. Конституционно-правовые основы предвыборной агитации в Российской Федерации.
- 3. Проблемы законодательного регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации
- Заключение
- Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной агитации
- Правовое регулирование благотворительной деятельности. Правовой статус благотворительных организаций
- Правовое регулирование отношений, возникающих при организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
- Правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий
- Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
- Статья 2. Основные понятия
- Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия Статья 4. Организация публичного мероприятия
- Статья 5. Организатор публичного мероприятия
- Статья 6. Участники публичного мероприятия
- Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
- Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
- Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
- Статья 10. Предварительная агитация
- Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
- Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
- Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
- Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
- Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
- Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
- Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
- Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия
- Основные положения федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан рф». Глава I. Общие положения
- Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие и признаки рекламы по действующему законодательству.
- 36. Общая характеристика Федерального закона рф «о рекламе». Основные понятия.
- Особенности правового регулирования социальной рекламы в рф.
- Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов диагностики и лечения.
- Особенности рекламы табачной, алкогольной, пивной продукции.
- Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг, ценных бумаг.
- Юридическая ответственность участников рекламной деятельности: понятие и виды ответственности, характеристика видов.
- Правовое регулирование наружной рекламы.
- Правовое регулирование рекламной деятельности в сми.
- Спонсорство и спонсорская реклама. Основные нормы и правовые ограничения.
- Недобросовестная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Недостоверная реклама: понятие и признаки (приведите пример).
- Ответственность за правонарушения в сфере рекламы. Виды ответственности. Их специфика.
- Защита несовершеннолетних при размещении и распространении рекламы. Эволюция норм.
- 49.Российское законодательство о защите авторских прав. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.
- 50.Объекты авторского права и их виды. Отличие имущественных от личных неимущественных авторских прав.
- Договор как основание для перехода авторских прав. Виды авторских договоров.
- 52.Правовые основания использования произведений науки, литературы и искусства без согласия правообладателя
- 53.Средства и методы защиты авторского права.
- 54.Средства индивидуализации деятельности в pr и рекламе. Основные виды, источники их правового регулирования.
- 55.Договор коммерческой концессии. Его специфика и содержание.
- 56.Правовой режим коммерческого обозначения и фирменного наименования.
- 57.Правовой режим товарного знака и знака обслуживания. Правовой режим наименования места происхождения товара.
- 58.Договорные отношения в pr и рекламе. Посреднические и информационные договоры. Договоры комиссии.